Занятие: Тема: «В гостях у Королевы Воды» Образовательная область «Познавательно — речевое» Вид: познавательно – исследовательская деятельность. Тип: интегрированное (старшая группа)


Тема: «В гостях у Королевы Воды»
Образовательная область «Познавательно - речевое»
Вид: познавательно – исследовательская деятельность.
Тип: интегрированное.
Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе.
Образовательные задачи:
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе; (П)
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.(К)
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;
развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; (К)
расширить и закрепить представления детей о трёх агрегатных состоянии воды в природе.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности; (Р)
Развивать внимание детей; (Р)
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. (Р)
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; (Л)
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью (рисование разных снежинок).
Развивающая среда:
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка).
Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа:
Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
Наблюдение за водой во время прогулок
Список сокращений используемых в конспекте:
П – познавательные УУД; К – коммуникативные УУД;
Р – регулятивные УУД; Л – личностные УУД.
Структура занятия:
I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ:
1. Организационный момент 3 мин.
II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ:
1. Сказка 3 мин.
2. Ритуал входа в сказку 3. Постановка целей опыта 2 мин.
4. Опытническая деятельность 7 мин.
5. Физкультминутка 2 мин.
6. Опытническая деятельность 5 мин.
III ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ:
1. Подведение итогов 2 мин.
Длительность занятия 25 мин.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята.
Д: Здравствуйте.
В: Исәнмесез, балалар.
Д: Исәнмесез.
В: Ребята, а вы любите загадки отгадывать?
Д: (Да).
В: Тогда слушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
В: Что это, ребята?
Д: (Вода).
В: Правильно, это вода. Ребята, что вы знаете о воде?
(чтобы умываться, еду готовить, пить, цветы поливать, животных поить, и т.д.)
В: Молодцы, вы очень много знаете о воде. А сейчас я хочу вам сказку
рассказать. Слушайте внимательно…
Сказка: (Слайд: СКАЗКА)Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк. В этoм зaмкe живёт Kopoлeвa-Boдa. У Kopoлeвы есть мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц – кaпeлeк. Иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю, пoмoгaть людям.
Решила она проверить, вся ли вода на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет. Стала пересчитывать Королева свои капельки, как не считает, а воды не хватает. Куда вода подевалась?
В: Да нешуточное дело – вода пропала. Делать то, что будем?
Д: Нужно помочь найти пропавшую водичку (предложения детей)
В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и поднимемся высоко-высоко в небо, где живёт Королева – Вода.
Играет музыка дети кружатся.1,2,3 покружись и в сказке очутись.
В сказке:
В: Вот мы с вами в сказке. Смотрите, а королева грустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать? И первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт №1 (испарение воды).
В: Ребята, что это?
Д: (Это-термос)
В: Да - это термос и значит в нем что-то горячее. Сейчас откроем и
проверим. (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
В: Что вы видите? Что это выходит из термоса? (Пар).
Д: Откуда пар в термосе?
В: Когда вода нагревается, она превращается в пар.Д: А может это не вода?
В: У меня есть один способ это проверить.
(Сейчас я преподнесу к струе пара зеркало, и подержу над паром некоторое время.
Что вы видите? (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале).
Д: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
В: Выходит, вода может испаряться. Как вы думаете, когда вода испаряется во что она превращается?
Д: (В облако, туман).
ИГРА 1:
В таком газообразном состоянии молекулы воды –
маленькие капельки отпускают ручки друг от друга и разлетаются.
И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки
пара.
В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Королева зря время не теряет. Вот она нам и стаканчики с землей доставила. Хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №2 (с землей)
В: Подойдите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики сводой. Польем землю водой. (Одновременно дети с воспитателем поливают землю) Что вы видите?
Д: Вода просочилась сквозь землю и земля стала влажной.
В: А дальше что? Так там под землей и останется?
Д: (Вода под землёй не остаётся она ручейками стекается в реки, озёра, моря и в океаны)
ИГРА 2:
Вода которая находится в ручейках, реках и озерах в жидком состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и
змейкой, как будто ручеек бежит.
В: Ребята! А Королева, нам ещё что то приготовила?
В: Бу нәрсә? (Кар). Балалар, кар нинди? (Салкын, йомшак).
Кар нинди төстә? (ак).
Ә бу нәрсә? ( Боз). Боз нинди? (Каты).
В: А сейчас, возьмите немного снега и лед на ладошку. Какая стала ладошка?
Д: Мокрая. Почему?
Д: Снег и лёд растаили и превратились в воду. (предлогаю детям вытереть руки салфеткой).
В: Значить часть пропавшей воды находится на земле в твёрдом состоянии в виде снега и льда.
ИГРА 3:
Когда вода твердая, то ее молекулы - маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно и они замерзли.
Давайте и мы с вами станем близко друг к другу и превратимся в кусочки льда.
В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
Д: Да.
В: Мы неплохо с вами сегодня потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас нам в детский сад пора! 1,2,3 покружились и в детском садике очутились.
В: А сейчас я хочу открыть вам секрет. На самом деле у Королевы вода не пропала. Эти три свойства воды: газообразное, жидкое и твёрдое позволяют капелькам путешествовать по кругу
(СЛЙД – КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ).
Под жаркими лучами солнца маленькие капельки воды пара поднимаются высоко в небо, образуя облака. Ветер собирает облака в большие тучи, там капельки соединяются между собой, становятся такими тяжёлыми, что начинают падать на землю в виде дождя. Вода просачивается сквозь землю и ручейками стекает в реки, озёра и моря. И начинается новый круговорот.
В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
Д: (Да, нашли).
В: Ребята, а теперь скажите, какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?
В: Ребята! Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора! 1,2,3 покружились и в детском садике очутились.
В: Вода – это чудо природы. Берегите воду, без воды нет жизни на Земле!
В: Спасибо вам ребята, до свидания. Рәхмәт балалар, сау булыгыз.