Урок по окружающему миру на тему: Зачем мы ночью спим ?


Тема урока: Зачем мы ночью спим?
Тип урока: комбинированный
Цели урока.
Образовательные цели.
1.Выяснить значение сна в жизни человека.
2.Вспомнить правила подготовки ко сну.
3.Познакомить с ночными животными, с трудом людей, работающих ночью.
Развивающие цели.
1.Развитие памяти
2.Развитие правильной речи.
3.Развитие образного мышления
Воспитательные цели.
1.Формирование здорового образа жизни.
2.Воспитание любви к природе
3.Воспитание уважения к труду, окружающих людей
4. Формирование умения слушать своих одноклассников
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.
Формирование УУД:
личностные УУД: умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
 регулятивные УУД: умение точно выражать свои мысли; умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность своего задания.
познавательные УУД: умение извлекать информацию из  иллюстраций; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; 
Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, частично поисковый объяснительно-иллюстративный.
Оборудование урока: Ноутбук, проектор, экран, карточки с заданиями, звездочки, плакат небо.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент. (1 минута) Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других;
Учитель. – Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать на уроке. Но урок у нас сегодня не простой. На нём присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются к гостям).
Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,Все загадки разгадать,Научитесь наблюдать,Будем вместе развивать у себя внимательность,А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Постановка цели и задач урока. (3 минуты) Регулятивные УУД: умение точно выражать свои мысли. Учитель. Отгадайте загадку. (На фоне музыки «Спят усталые игрушки.) Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень интересную тему, но определить ее название попробуйте сами. (Слайд 1)
День закончен и опять
Нужно глазки закрывать.
Дети спят - и сын, и дочь.
К нам с небес спустилась…. (Ночь) Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке. Учитель. Вам интересно узнать, тему нашего урока? ( Да) - Кто может назвать тему урока? (варианты учеников) Учитель. А теперь, ребята, вместе прочитаем название темы урока. (Читают запись на экране хором.)( Слайд 2) Учитель. На какие вопросы вы бы хотели услышать ответы? (Дети задают вопросы) Учитель. - Ребята, есть такая страна, в которой происходят разные чудеса. - Угадайте, как называется эта страна, послушайте загадку. Он на цыпочках приходит и на цыпочках уходит. У кого закрыты глазки, тем рассказывает сказки. (Сон) Учитель. Как эта страна называется? (СОН) (Слайд 3) IV. Изучение новой темы урока. (6 минут) Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме. Учитель. Хорошо ли вы спали ночью? Учитель (указывая на спящего Муравья Вопросика) (Слайд 4.) «А вот Муравей Вопросик спал плохо. И знаете, почему? Всю ночь его мучил вопрос: «Зачем мы спим ночью?». Но мы подумаем, узнаем и ответим ему на вопрос. 1) Проигрывание сценки. Учитель. А вот мальчик, Миша, нам хочет что-то ещё сообщить. (2ученика проигрывают) Учитель. Мама шторы опустила, Двери в комнату закрыла Мама.- Ночь пришла, пора всем спать, Быстро, Мишенька, в кровать! Миша. - Говорят, что ночь пришла! Где она весь день была? Мне опять до слёз обидно, Почему её не видно? Вижу папу, вижу маму, Вижу братика всегда.… Почему я эту даму. Не встречаю никогда? Учитель. Так что за беда у Миши? (Он не встретил ночь) - А почему он не встретил ночь? (Потому что спал) 2)Работа с учебником. (Слова Мудрой Черепахи) Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы. Учитель: Прочитайте слова Мудрой Черепахи в учебнике на стр. 53. (1 предложение) - Как вы, думаете, почему люди ночью спят? ( За день люди устают, что бы им набраться сил и отдохнуть - они спят.) Учитель. Мы ответили на вопрос Муравьишки? (Да) - А когда вы спите, то видите сны? Учитель. Расскажите свои сны? (1-2 ученика) Учитель. Как вы считаете, может ли человек сделать свой сон лучше, полезнее? (Может). 3) Работа с учебником стр. 52. (Рисунок вверху 2 минуты) Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме. Учитель. – Что происходит с человеком за день? (Он работает и устает)Учитель. (Слайд 5.) Почему мальчик заснул на уроке? (Он не выспался.) Учитель. - О чем он мечтает во сне? (Он мечтает о кровати) Учитель. – Как вы думаете, почему мальчик не выспался? (Он лег поздно спать) Учитель. - Какой можем из этого сделать вывод? (Вывод: спать надо ложиться вовремя, если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение.) 4) Работа в четверках. (3 минуты) Личностные УУД: умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Познавательные УУД:умение извлекать информацию из  иллюстраций. Учитель. Я предлагаю вам объединиться в четвёрки и из предложенных вариантов подготовки ко сну выбрать верные и положить их в желтую коробочку-копилку, и неверные – и положить их в черную. (Слайд 6.)(Варианты рисунков: по 2 рисунка для каждой группы)
- перед сном проветри комнату; - подыши свежим воздухом на улице; - лечь спать вовремя; - выполнить правила гигиены; - проветрить комнату; - поиграть в тихие игры; - погулять на свежем воздухе; -закрой все форточки, укутайся потеплее. - мыться перед сном нельзя - ведь холодная вода; -зубы чисти перед сном, умывайся мылом; -ну, давай с тобой подружка покидаемся подушкой. Будет весело вдвоем, а устанем и заснем; - подкрепись перед сном: съешь и булку, и батон, и ватрушку, и пирог. Чтобы сытым спать ты лег; -спать нужно ложиться в одно и то же время, не позднее 10 часов вечера. -лучше всего перед сном посмотреть фильм детектив или боевик, быстрее уснешь. Учитель. А сейчас проверим содержимое коробочек. (Проверка с обсуждением). Молодцы! Учитель. - Раз мы знаем, что перед сном надо быть спокойным, мы с вами сделаем зарядку. Физкультминутка. (Слайд 7) (1 минута)
Утром бабочка проснулась, 
Потянулась,
Улыбнулась.
 Раз - росой она умылась.     
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела.
На четыре - улетела .                  
V. Продолжение изучения нового материала.       
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.  
Регулятивные УУД: умение точно выражать свои мысли.
1) Беседа о животных. (3 минуты) Учитель. Посмотрите и скажите, что лишнее? ( Слайд 8) (Изображены животные и человек) Учитель. - А как вы думаете, спят ли животные? (Да.) Учитель. Животные тоже спят в своих жилищах. Где спит лисица? (В норке) Учитель. Белка? (В дупле.) Учитель. Мышка? (В норке.) Учитель. А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? (Слайд 9) 2) Работа в четвёрках. (3 минуты) Познавательные УУД: умение извлекать информацию из иллюстраций. Учитель. – Вам новое задание, подумайте и составьте 2-3 предложения о том, как спит какое-нибудь животное, которое изображено на рисунке. ( Можно даже показать). (Ответы детей. Ответы групп.) Учитель. А только ли люди спят ночью? (Вывод: спят не только люди, но и млекопитающие, рыбы, птицы и даже насекомые! Сонливость зависит от уровня освещенности. На улице темнеет – и начинает тянуть в сон.) (Дети рассказывают о том, как спят кошки, собаки, хомячки или другие животные, которые есть у них в квартире.) Учитель. – Как вы думаете, а снятся ли им сны? (Да) Учитель. Спят не только люди, но и млекопитающие, рыбы, птицы и даже насекомые! Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других. Слайд 10-13 (5 минут.) Учитель. - Мы сейчас поговорим, о других животных. Я вам предлагаю отгадать загадку. Всю ночь летает, Мышей добывает. А станет светло, Спать летит в окно. (Сова.) (Слайд 10. ) Ученик. У совы очень хорошее зрение в ночное время. Летает она бесшумно. Сова не строит гнезд, а может устроить гнездо в дупле. В ямке на земле или на камнях, где и отдыхает. Учитель. Я живу под землей в темной норке.Шубка серая, крошечный рост,Глазки, черные бусинки, зорки,И веревочкой тоненький хвост. (Мышь) (Слайд 11.) Ученик. Мышь охотится по ночам. На охоте он проворен и ловок. Учитель. Днем спит, Вниз головой висит, Ночью летает, Пищу на лету добывает. (Летучая мышь) (Слайд 12.) Ученик. - Как только стемнеет, летучие мыши вылетают на охоту за ночными насекомыми - мотыльками, жуками, комарами. Зрение у них плохое, но очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые не слышат люди. Это ультразвук. Днем спят на чердаках и деревьях вниз головой. Учитель. То погаснет, То зажжется Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Ну, конечно…(Светлячок) (Слайд 13.)
Ученик. Светлячки похожи на червячков. Яркие огоньки на земле - это
самки светлячков. У них есть специальный световой орган.
Учитель. Так что объединяет этих животных? ( Они спят днем)
Беседа о профессиях людей. (5 минут)
Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Учитель. – За день человек устает. Чтобы отдохнуть и набраться сил, нужно спать. Крепкий, здоровый сон должен быть не менее 8 – 10 часов. А всем ли людям удается соблюдать это правило? (Нет.)
Задание-слайд 14 . (Фото людей разных профессий) Учитель. – Назовите людей, каких профессий вы видите? (Пожарник, врач, милиционеры, пекарь, сварщик, сантехник, учитель, машинист, пилот и летчик) Учитель. - Найдите, людей, каких профессий ночью спят, и не работают?
(Учитель.) Убрать картинки Слайд профессий, которые ночью не работают. спасатели и работники пожарной службы)
Учитель. – А люди каких профессий не спят? ( Не спят работники полиции, работники пищевой промышленности, работники скорой помощи)
Учитель. (Слайд 15.) Телефоны 01, 02, 03 могут быть набраны в любое время суток, поэтому врачи, милиционеры и пожарные дежурят по специальному графику круглосуточно.
Учитель. Обойтись совсем без сна человек не может. После активно
проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы:
сердце, легкие, печень. Особенно нужен отдых мозгу. Вспомните, как трудно
делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда вы очень устали. Когда вы спите, отдыхают также и ваши кости, благодаря этому они лучше растут. Не зря говорится, что дети растут во сне.
Учитель. - А так как всем надо отдыхать, то отдохнём и мы. Физкультминутка. (1минута)
Раз, два, три, четыре, пять,
Чтобы сладкий сон прогнать
К солнцу яркому взлетели
И не хочется нам спать,
Надо знания получать.
VI .Закрепление пройденного материала.
1) Работа в четвёрках. Пословицы и поговорки. (6 минут) Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные: умение точно выражать свои мысли. Учитель. Сон жизненно необходим всем. Это люди заметили очень давно. И сочинили много пословиц и поговорок о сне. Прочитать их и объяснить, как вы их понимаете, обсудите в четвёрках. (Обсуждение в группе. Каждая группа имеет 1 пословицу. Ответы.) (Пословицы и поговорки на карточках) 1. Подушка - лучшая подружка. 2. Выспишься - помолодеешь. 3. Сон лучше всякого богатства. 4. Сон - лучшее лекарство. 5. Силен слон, да посильнее его сон. 6. Нет такого силача, которого сон не поборет.2) Релаксация. (Слайд 16) (1 минуты) Коммуникативные: умение слушать и понимать других. Учитель. А сейчас положите голову на руки, закройте глазки и вспомните свой самый любимый, самый волшебный сон. Учитель тихим голосом читает стихотворение. Где живут цветные сны? Из какой они страны? Сны цветные непослушные, словно шарики воздушные. Я кричу им: «Подождите» Вы меня с собой возьмите. VII. Итог урока. Рефлексия.(5 минут)   Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: умение определять успешность своего задания.
Учитель. – В какой волшебной стране мы с вами побывали? (В стране «Сна»)
Учитель. – Что мы сегодня узнали интересного? (Что ночью не все спят, некоторые люди с определенной профессией работают; и животные: Сова, еж, летучая мышь, светлячок.) Учитель. – А теперь скажите, понял ли муравей Вопросик, зачем ночью спят? (Понял, для того что надо отдохнуть) Учитель: У вас у каждого на столе звездочки. Подумайте над тем, как вы поработали сегодня на уроке. Давайте вы оцените свою работу при помощи звездочек. Если вы считаете, что вы работали, не достаточно возьмите звезду белым цветом, если отлично – жёлтым. Свои звезды я предлагаю вам наклеить на наше небо. (Плакат) (Слайд 17.) Учитель: Ребята, какое красивое получилось небо! Оно все усыпано звездочками. Какие вы молодцы! Учитель. - Надо человеку спать? Учитель. - Урок наш подходит к концу. А я вам желаю всегда хорошо высыпаться, быть бодрыми, активными и всегда смотреть только хорошие сны. Учитель. - А сейчас разучим с вами разучим ночную считалочку, которую можно читать перед сном, чтобы сон был крепким: (Слайд 18) Раз-два-три-четыре-пять! Шесть-семь-восемь-девять-десять! Надо, надо ночью спать. И не надо куролесить. Кто не спит, тот выйдет вон, Кто уснул, увидит сон.
Учитель. – Урок окончен. Молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями, повернитесь. (Слайд 19)