Конспект урока по окружающему миру Зачем мы спим ночью (1 класс)

Конспект урока
по окружающему миру в 1 классе
"Зачем мы спим ночью?»
УМК "Школа России"
Тема: Зачем мы спим ночью?
Цель урока:
Расширение представлений учащихся о значении сна в жизни человека. Знакомство
с правилами подготовки ко сну, с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых
ночью.
Задачи урока:
Образовательные.
1. Познакомить с информацией о значимости сна как компонента здоровья человека.
2. Формировать у детей мотивацию к здоровому образу жизни.
3. Закреплять знания о профессиях людей, работающих ночью и о жизни ночных животных.

Развивающие.
1. Развивать диалогическую речь, умение высказываться, отстаивать свою точку
зрения.
2. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные.
1. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
2. Воспитывать стремление соблюдать правила правильного поведения перед сном.
3. Воспитывать интерес к изучению природы, уважение к труду окружающих людей.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и
набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.

Учебные материалы: учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков);
аудиозапись колыбельной «Спят усталые игрушки».

Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
-находить ответы на вопросы, используя учебник и жизненный опыт;
-делать выводы в результате совместной работы в классе
-уметь группировать различные понятия.

Регулятивные УУД:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учится высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учится отличать верно или неверно выполнено задание.

Коммуникативные УУД:
-слушать,слышать и понимать речь партнёра;
-планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;
-донести свою позицию до партнёра;
-правильно выражать свои мысли;
-оказывать поддержку друг другу;

Личностные УУД:
-способность к самооценке;
-вырабатывать свою жизненную позицию в отношении окружающего мира;
- ориентироваться в нравственных нормах и правилах


Ход урока
I. Организационный момент. (Л. УУД)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
(Учитель сажает детей)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?

II. Мотивация к учебной деятельности. (Р. П. УУД)
- Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень интересную тему, но определить ее
название попробуйте сами. Для этого послушайте фрагмент детской песенки, которая вам
в этом поможет. (Звучит фрагмент песни).

- Послушайте внимательно загадку и назовите отгадку:
Не стукнет, не брякнет,
А ко всякому подойдёт.
(Сон)
Чтение учителем стихотворения В. Ленина «Сон»:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс
Сон в страну свою унёс.

III. Актуализация знаний.(Р. П. УУД)
- Что вы знаете о сне?
- Какие вопросы о сне у вас возникают?

IV. Постановка учебной задачи. ( Р. П. УУД)
-На один из них мы постараемся ответить .Это и есть тема нашего урока.
-Какова цель урока?
- А как вы думаете, зачем мы спим ночью?
- Давайте, прочитаем слова Мудрой Черепахи и посмотрим, правы ли вы.

Вывод: после активно проведенного дня устают мышцы, многие важные органы, такие
как сердце, легкие, печень. А особенно мозг.
- Почему? (Головной мозг руководит всей работой нашего организма.)
- Во время сна мы отдыхаем. Детям нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию,
которую они затратили в течение дня.

V. Проведение исследований. ( Р. П. К. УУД)
- Рассмотрим рисунок учебника на странице 52.
- Что случилось с мальчиком на уроке?
- Почему он заснул на уроке?
- Как будет вести себя ученик на уроках, если он не выспался?

Вывод: если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь не
внимательным, часто делать ошибки. Недостаток сна приводит к тому, что люди
становятся раздражительными, быстро устают, нарушается память и внимание,
появляется плохое настроение, плаксивость.
- Как правильно приготовится ко сну? (ответы детей).

- А теперь послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифшица «Про Васю и Настю»:
Чтобы сонного Василия
Заставить утром встать,
Громадные усилия
Затрачивает мать.
Он, из боязни сквозняков,
Закрыв окошко плотно,
Меж двух больших пуховиков
Весь день проспит охотно.
У Настеньки, у Настеньки
Всю ночь окошки настежь.
Её румянец ярок,
Глубок и сладок сон.
Ночное небо в звёздах,
Ночной прохладен воздух,
И в Настенькину комнату
Заглядывает клён.
Здесь нет перины не одной,
Нет одеял на вате,
Лежит матрац волосяной
У Насти на кровати.
Ей снятся сны хорошие
До самого рассвета
(принцесса на горошине
И не мечтать про это).
Разбудит солнце Настеньку,
Она с постели вскочит,
И делает гимнастику,
И весело хохочет!
Водою обливается
И зубы чистит пастой,
Ей солнце улыбается,
И клён ей шепчет: «Здравствуй!»

- Как начинается день для Василия? ОН НЕ МОЖЕТ БЫСТРО ВСТАТЬ, МАМАМ ЕГО ДОЛГО НЕ МОЖЕТ РАЗБУДИТЬ.
- А как утром встаёт Настенька? ОНА БЫСТРО ВСКАКИВАЕТ
- Как вы думаете, почему дети так по-разному встают? УЧАЩИЕСЯ ВЫСКАЫВАЮТ СВОИ МНЕНИЯ


Правила здорового сна
1. Ложиться спать и вставать в одно и то же время.
2. Перед сном надо совершить прогулку, принять теплый душ.
3. Нельзя перед сном смотреть страшные фильмы, играть в шумные игры, драться,
читать волнующие книги.
4. Не есть на ночь! Ужинать за 2 часа до сна.
5. Спать в полной темноте.
6. Спать в хорошо проветриваемом помещении, при открытой форточке
7. Спать на ровной постели.

Вывод:Ночной сон и успеваемость тесно связаны между собой. Если сон организовать
правильно, то ученик будет радовать своими успехами.

VI.Первичное закрепление. (Р. П. К. УУД).
Самостоятельная работа в парах.
Игра «Хорошо-плохо»
Варианты утверждений:
- проветрить комнату;
- подыши свежим воздухом на улице;
- закрой все форточки, укутайся потеплее;
- зубы чисти пред сном;
- перед сном много есть и пить;
- спать нужно ложиться в одно и то же время, не позднее 10 часов вечера;
- посмотреть страшный фильм или боевик;
- пред сном нужно много двигаться и играть в шумные игры;
- слушать громкую музыку
- Для чего мы с вами составили правила подготовки ко сну?
- Что из перечисленного вы уже используете в своей жизни?
- Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?

Вывод: (читает ученик).
Чтобы снились сны приятные
В течение долгой ночи
Ты делай все по правилам
И будь прилежным очень.

Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Беседа о профессиях людей. (Р. П. К. УУД)
- А всем ли людям удается соблюдать эти правила?
- Почему не все могут спать ночью?
Работа по учебнику страница 53.
- Объясните значимость данных профессий.

Самостоятельная работа в парах.
-В данном списке обозначьте профессии людей так же работающих ночью.
1.учитель 4.спасатель 7.оператор 10. машинист
2.таксист 5.кондуктор 8.портной 11.воспитатель
3.дворник 6.охранник 9.библиотекарь 12.полицейский
Проверка самостоятельной работы

VII. Релаксация. ( П. Л. УУД)
(Моцарт для детей)
- Легли на парту, положили голову на руки, закрыли глаза, вспомните свой любимый сон.
- Под эту музыку было бы приятно засыпать? Почему?
(Медленная, тихая, спокойная, ласковая)
- Как называются песни, которые мамы и бабушки напевают маленьким детям, чтобы они
быстро заснули?
-Сны бывают разные: весёлые (грустные), крепкие (чуткие),реальные (фантастические),
черно-белые (цветные).
- Х.К. Андерсен придумал сказочного героя. Зовут его Оле Лукойле. Под мышками у него
по зонтику: один с картинками - его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю
ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его он раскрывает над
нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они
ровно ничего не видели во сне!
- Пусть над каждым из вас ночью раскрываются цветные зонтики.

Беседа о животных. (П. УУД)
- Дети, а спят ли животные ночью?
Подготовленный ученик читает стихотворений И. Токмаковой «Где спит рыбка»:
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий – к конуре,
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих негде.

- Животные спят в своих жилищах. Где спит лисица? Белка? Мышка?

Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет.
Где спит Лисица? В НОРЕ

Пушистый маленький зверек По деревьям прыг да скок. Мелькнет меж ветвей - Всех проворней и быстрей.
- Где спит? В ДУПЛЕ
Маленькие зверьки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Черненькие глазки, Остренькие зубки
- Где спит? В НОРКЕ

- А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ.

- А теперь отгадайте загадки и узнаете, какие животные ночью не спят:
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло.
СОВА
Целый день он спать не прочь,
Но едва настанет ночь,
Запоёт его смычок
Музыканта звать
СВЕРЧОК
Днём спит,
Вниз головой висит,
Ночью летает,
Пищу на лету добывает.
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Ну, конечно
СВЕТЛЯЧОК
- Почему эти животные ночью не спят? (Основное время добычи пищи)
- Почему этим животным легче добывать пищу именно ночью? (Невидимые, меньше
соперников, боятся солнечного света.).

Рублика «Это интересно». Сообщение учеником о сне животных.

Беседа о снах
- Ребята, есть такая страна, в которой происходят разные чудеса. В этой стране милиционеры, врачи, пожарные не ходят ночью на работу, потому что всё происходит само собой. Узнайте, когда мы можем побывать в этой стране.

Учитель читает стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране»:
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне
Ботинок чёрным языком
С утра лакает молоко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
Чудной стране
Ты почему не веришь мне?

- Ребята, где мы можем увидеть всё это? ВО СНЕ
- Да, только во сне. Кто из вас видит сны? А что вы видели во сне? РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ
- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в тетради. Нарисовать, что вы увидели во сне.

VIII. Рефлексия. (Л. УУД)

IX. Домашнее задание. ( П. Л. УУД)
1. Найти материал о том, как спят животные.




Источники:
1. Плешаков. Окружающий мир. 1 кл. Методические рекомендации. (УМК "Школа
России") (ФГОС)
2. Плешаков. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 1 класс. Тесты. (УМК "Школа
России") (ФГОС)
3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья.
4. Загадки о животных - http://littlhuman.ru/741/
5. Как спят животные - http://fito-center.ru/zhivotnyy-mir/32895-10-interesnyh-
faktov-o-tom-kak-spyat-zhivotnye.html









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




15