Программа кружка Компьютер без игрушек для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для обучающихся 7-9 класса


Программа кружка
«Компьютер без игрушек»
Пояснительная записка
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, и повсеместной компьютеризации. Не утонутьв информационномпотоке,и решать практические задачи в повседневной жизни помогает компьютер. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то завтра в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. Поэтому в школе возникла необходимость в ознакомлении учащихся с нарушением интеллекта с элементами компьютерной грамоты. В силу того, что в учебном плане МКОУ «Посадская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» до введения ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями отсутствует такой предмет, как информатика, целесообразно решать задачи формирования у обучающихся компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности, в частности в работе кружка.
Цель курса внеурочной деятельности: способствовать формированию у обучающихся представления об основных правилах и возможностях работы с компьютером, его роли в современном мире, перспективах использования в быту, производстве, а также помочь овладеть элементарными навыками работы на компьютере.
Задачи курса:
1.Развитиеуобучающихсяпервичныхнавыковскомпьютером, формирование приемов работы с основными программами.
2.Коррекцияиразвитиезрительнойислуховойпамяти
для формирования умения удерживать определённое количество условий в процессе деятельности при зрительном и слуховом восприятии.
3. Коррекция и развитие произвольного внимания для формирования умения внимательно и точно выполнять последовательные указания учителя, умения работать со словесной инструкцией, по образцу, плану, выработка навыков самоконтроля, усвоение новых способов деятельности.
4. Коррекция и развитие основных мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза и более сложных логических операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию; развитие умения формулировать суждения, умозаключения, доказательства.
5. Коррекция и развитие пространственных представлений и образного мышления.
Формы и режим занятий
Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
На каждом этапе обучения выбирается такой объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста, его общественная и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения.Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, в том числе по соблюдению правил электробезопасности.Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления обучающимся в процессе освоения программы возможности выбора личностно или общественно значимых объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Методы и методические приемы:
Занятие – игра. Обучающиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели (используются различные игры: на развитие внимания и закрепления терминологии, игры-конкурсы).
Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере.Занятие – беседа. Ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками занятия.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Заключительное занятие, завершающее тему – защита проекта. Проводится для самих детей, педагогов, родителей.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача материала всему коллективу учеников
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи ученикам при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработке навыков самостоятельной работы.
групповой - когда обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению заданий. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Программа кружка разработана для обучающихся 7-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предлагаемый курс рассчитан на 1 год обучения – 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Компьютер без игрушек»
Обучающиеся, освоившие курс:
владеют некоторой специальной терминологией;
владеют минимальными знаниями по основным и дополнительным устройствам компьютера в соответствии с их назначением;
умеют выполнять действия и управлять объектами на экране монитора, уверенно работать с манипулятором типа мышь;
умеют набирать текст в текстовом редакторе Microsoft WORD для создания и редактирования печатных документов, изменять местоположение,размеры иориентациюобъектов, пользоваться инструментами и заливки текста в цвета палитры, а также другие способы заливки,
умеют использовать возможности программы Paint;
умеют создавать слайды презентации в программе Microsoft Office PowerPoint и копировать на них фотографии и другие материалы и выполнять настройку анимации с помощью учителя;
умеют использовать некоторые возможности программы Microsoft  Office Picture  Manager  для обработки рисунков, фотографий с помощью учителя;
соблюдают требования к организации рабочего места при работе на компьютере, требования техники безопасности.
Учебно-тематический план

Раздел, темы занятий
Кол-во часов
1.
Компьютер
3
2.
Устройства для хранения информации
1
3.
Работа в тестовом редакторе MS Word5
4.
Работа в программе Paint.
3
5 Графика. «Средства рисования» текстового редактора MS Word3
6.
Программа «Презентация Microsoft Office PowerPoint»
10
7.
Знакомство с программой Microsoft  Office Picture  Manager  2
8. Интернет и его возможности 3
9. Подготовка выпускной практической работы 3
10 ..заключительный урок Заключительное занятие 1
Итого
34
Содержание программы
Тема 1. Компьютер (3 часа)
Знакомство с правилами поведения при работе с компьютером. Демонстрациявозможностей персональных компьютеров.
Основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь, колонки. Окно в компьютерный мир (рабочий стол). Устройства ввода, вывода. Компьютерная помощница «мышь». Назначение левой и правой кнопки мыши.
Основные понятия: электричество, техника безопасности, компьютер, системный блок, монитор, клавиатура, мышь, левая и правая кнопки мыши, курсор, рабочий стол, папки и файлы.Практическая работа. Запуск компьютера. Рабочий стол. Главное меню. Поиск и запуск программ. Завершение выполнения программ. Знакомство с устройством компьютерная мышь. Выработка умения выполнять манипуляции с «мышью»: приемы работы с мышью (указать, выделить, копировать, переместить, наводить курсор на нужное слово, картинку, фиксировать выбор путем нажатия и удерживания кнопки мыши и т.п.). Отработка навыков работы с мышью (клик, двойной клик). Создание собственной папки и копирование в неё информации по указанию учителя.
Тема 2. Устройства для хранения информации (1 час)
Хранение информации на персональном компьютере. Создание файлов и папок. Внешние устройства для хранения информации. Устройства хранения CD-ROM, компакт-диски, флэш-карты.
Практическаяработа.Созданиесобственнойпапки. Обучение копированию, перемещению файлов. Копирование файлов.
Тема 3. Работа в тестовом редакторе MS WORD (5часов)
Использование текстового редактора. Создание документа Microsoft  Office Word. Работа с клавиатурными тренажерами. Приемы ввода текста: набор, копирование, редактирование. Работа со шрифтами. Работа с таблицами. Работа с нумерованными и маркированными списками. Работа с выделенными блоками через буфер обмена.
Практическая работа: Работа с тренажерами. Создание документа Microsoft  Office Word. Ввод текста и его редактирование. Копирование текста. Работа со шрифтами. Работа с таблицами. Работа с нумерованными и маркированными списками. Работа с выделенными блоками через буфер обмена.
Тема 4. Работа в программе Paint (3 часа)
Запуск программы Paint. Возможности программы Paint. Рисование. Создание фигур. Заливка области цветом. Стирание рисунков частичное и полное. Сохранение рисунка, использование в качестве фона на рабочий стол. Работа с изображениями с цифровой камеры или сканера.
Практическая работа: Рисование, создание фигур. Заливка области цветом. Стирание рисунков. Сохранение рисунка. Работа с изображениями.
Тема 5. Графика. «Средства рисования» текстового редактора MS WORD (3 час)
«Средства рисования» текстового редактора MS Word. Знакомство с панелью «Средства рисования» текстового редактора MS Word (фигуры, контур фигуры, заливка, положение). Панель инструментов и приемы работы с инструментами,палитра.
Практическая работа. Освоение режимов работы с помощью панели «Средства рисования» текстового редактора MS Word. Преобразование геометрических фигур с помощью панели «Средства рисования» текстового редактора MS Word. Создание, редактирование и хранение рисунков.Построение прямых линий: горизонтальных, вертикальных, наклонных.Нахождениеи вставка геометрических фигур из меню готовых форм (окружность, квадрат, другие фигуры). Элементарные преобразования: изменение размеров и формы, повороты, перемещение, копирование.
Тема 6. Программа «Презентация Microsoft Office Power Point» (10 часов)
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Дизайн. Создание текста в слайде. Работа со шрифтами в слайде. Вставка объектов WordArt. Работа с таблицами в слайде. Работа с фигурами в слайде. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Копирование изображений на слайд. Упорядочивание изображений и текста на слайде. Гиперссылки.
Практическая работа. Создание презентации в программе Microsoft Office Power Point. Вставка объектов WordArt. Создание таблицы на слайде. Вставка фигур и работа с ними на слайде. Создание рисунков и схем из фигур на слайде. Упражнения в копировании изображений на слайд, увеличении, уменьшении, повороте. Упражнения в создании слайдов с изображениями и фигурами. Упражнения в добавлении гиперссылок в слайд.
Тема 7. Знакомство с программой Microsoft  Office Picture  Manager (2 часа)
Запуск программы. Знакомство с некоторыми возможностями программы Microsoft  Office Picture  Manager. Работа с изображениями в программе Microsoft  Office Picture  Manager. Редактирование изображений в программах: Paint и Picture  Manager.
Практическая работа: Запуск программы. Работа с изображениями: улучшение цвета, контрастность, обрезка, удаление эффекта «красных глаз», сжатие рисунков.
Тема 8. Интернет и его возможности (3 часа)
Что такое интернет? Какие возможности он дает. Безопасность в сети. Что такое браузер? Подключение к сети Интернет. Сайты и их адреса. Создание своего почтового ящика. Поиск информации.
Практическая работа: Выход в интернет. Создание своего почтового ящика. Поиск нужных сайтов и информации, работа с поисковыми системами Google, Yandex, Mail.
Тема 9. Подготовка выпускной практической работы (3 часа)
Подготовка презентации по выбранным темам (тема подбирается в соответствии с предложенным списком). Подготовка к защите презентации.
10. Заключительное занятие (1 час).
Защита презентаций.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
1.Электронные пособия, содержащие учебные программы для овладения навыками работы с персональным компьютером.

2.Задания, отобранные из методической литературы и сайта «Фестиваль педагогических идей – открытый урок», адаптированные с учётом особенностей и возможностей учащихся с умственной отсталостью, а также авторские разработки планов уроков.
3.Электронные приложения с материалами для занятий.
Список литературы
Леонтьев В.П. Компьютерная академия на дому. Microsoft Offise. М.: Олма Медиа Групп. 2007
Леонтьев В.П. Компьютерная академия на дому. Учимся печатать быстро и правильно. М.: Олма Медиа Групп. 2007.
Леонтьев В.П. Компьютерная академия на дому. Безопасность в сети Интернет. М.: Олма Медиа Групп. 2007
Леонтьев В.П. Компьютерная академия на дому. Эффективная работа в Microsoft Offise 2007. М.: Олма Медиа Групп. 2007
Леонтьев В.П. Компьютерная академия на дому. Интернет. История. Возможности. Программы. М.: Олма Медиа Групп. 2007
Леонтьев В.П. Компьютерная академия на дому. Электронная почта.
М.: Олма Медиа Групп. 2007.
7. Соловьева, С. В. Программы курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: алгоритм разработки и примеры программ [Текст]: методическое пособие / С. В. Соловьева ; ГБОУ ДПО СО «ИРО», каф. методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей . – Екатеринбург : ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2012.
8. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. В. Петров. – М. : Академия, 1999.
8.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Количество часов Дата проведения
1 Компьютер
3 06.09, 13.09, 20.09
2 Устройства для хранения информации
1
27.09
3 Работа в тестовом редакторе MS Word5 04.10 - 08.11
4 Работа в программе Paint.
3
15.11, 22.11, 29.11
5 Графика. «Средства рисования» текстового редактора MS Word3 06.12, 13.12, 20.12
6 Программа «Презентация Microsoft Office PowerPoint»
10
27.12 – 07.03
7 Знакомство с программой Microsoft  Office Picture  Manager  2 14.03, 21.03
8 Интернет и его возможности 3 04.04, 11.04, 18.04
9 Подготовка выпускной практической работы 3 25.04, 02.05, 16.05
10 Заключительное занятие 1 23.05