Программа по литературному чтению для обучающихся IV класса, обучающихся индивидуально по адаптированной программе для детей с ЗПР


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
«_____»____________2016 г.
Утверждаю.
Директор
___________/Е.А. Чередникова/
«_____»___________2016 г. Согласовано.
Председатель методического совета
___________/Н.И. Колпакова/
«_____»___________2016 г. Программа рассмотрена на заседании кафедры « Начальные классы»
Протокол №___от____2016 г.
Руководитель кафедры
______/М.А.Макарова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению
для учащейся 4 класса ………..,
обучающейся индивидуально
по адаптированной программе
для детей с ЗПР


2016 – 2017 учебный год
I. Пояснительная записка

1) Адресат адаптированной рабочей программы: рабочая программа по литературному чтению для IV класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений УМК «Начальная школа – XXI в.»
2) Основание для адаптации: рабочая учебная программа предназначена для учащейся 4 класса, находящейся на индивидуальном обучении VII вида. 
3)Используемая образовательная программа: Программа Начальная школа. УМК «Начальная школа XXI века», под ред. Н. Ф.Виноградовой, - М.: Вентана-Граф 2009г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Рабочие программы по учебным предметам. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Начальная школа XXI века». В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
Учебники
1. Л.А. Ефросинина . Литературное чтение в 4 классе .: Методическое пособие . –М. : Вентана-Граф , 2012 .
2. Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: ( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова – М.:  Вентана – Граф, 2010.
Рабочие тетради
1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь. 4 класс (в двух частях) – М.: Вентана – Граф, 2013.
Методические пособия для учителя
1. Ефорсинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе. Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2010;
2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения: в 2-х ч., - М.: Вентана – Граф, 2008
3. Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова. Проверочные тестовые работы. Литературное чтение. 4 класс. – М. : Вентана-Граф, 2010.
4. Ефросинина Л. А., Оценка знаний. Литературное чтение, 3-4 класс М.: Вентана-Граф, 2010.
5. Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2010
Цель рабочей программы - конкретизация содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. Программа ориентирована на формирование и развитие у обучающихся c ОВЗ VII вида речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 51 час в год, 1,5 часа в неделю.
Основное содержание предмета «Литературное чтение» в 4 классе
Тематика чтения. Традиционная тематика детского чтения по произведениям устного народного творчества, отечественных и зарубежных писателей-классиков для детей — в учебной книге и в отдельных изданиях — для классного и внеклассного чтения. Отражение в произведениях трудолюбия, мастерства, готовности постоять за правое дело и за лучших человеческих качеств: любви к родителям и родной земле, доброты, честности, мудрости, Родину, любви к родной природе, верности, дружбе и товариществу. Умения и навыки чтения. Сознательное, правильное, выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения в темпе 70—80 слов в минуту и про себя — 80—100 слов в  минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него: умение определить, о чем говорится в тексте, свое отношение к поступкам героев (передавать слушателям), каким тоном, с какими паузами, логическими ударениями, с какой громкостью (как, какими средствами) передавать содержание слушателям.
Работа над текстом. Формирование знаний и умений, необходимых для правильного восприятия произведений: умение устанавливать смысловые связи между частями текста, выявлять главную мысль каждой части и текста в целом, оценивать поступки героев и определять их мотивы (в произведениях, близких опыту ребенка, сопоставлять героев по поступкам, по проявлениям чувств); самостоятельно делить текст на части и составлять план прочитанного; находить средства художественного изображения героев — яркие, меткие слова и выражения, эмоциональные отрывки; подобрать в тексте материал и составить с помощью учителя рассказ об одном событии, герое; находить в читаемом произведении и объединять материал на одну тему; определять смысл описываемых событий и свое отношение к ним в несложном произведении; сочинять дополнения или изменения сюжета, сказку на основе прочитанного.Формирование речевых умений в связи с чтением: умение различать оттенки значений слов в тексте; с помощью учителя способом выборочного чтения находить в произведении и использовать в пересказе слова и выражения, необходимые для точного изображения событий, поступков героев, картин природы; подробно и сжато пересказывать произведение в прозе, сказку, составлять творческий рассказ с изменением лица рассказчика, рассказ о судьбе героев на основании собственных предположений; с помощью толкового словаря или консультации взрослого находить значение непонятных при самостоятельном чтении слов и выражений; практически различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Формирование умений, необходимых для ориентировки в учебной книге: умение находить фамилии писателей, произведения которых помешены в книге для чтения, и называть их произведения; отличать рассказ и стихотворение, близкие по тематике, эмоциональной настроенности; ориентироваться в оглавлении учебной книги.
Наблюдения и экскурсии по темам, связанным с прочитанными произведениями, для приобретения непосредственных впечатлений с целью подготовки к восприятию читаемых текстов.
Формирование умений самостоятельно работать с книгой (проводится на уроках внеклассного чтения один раз в две недели). Расширение круга чтения (художественная, научно-популярная, справочная литература отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать). К традиционной тематике добавляются исторические повести и рассказы, автобиографические произведения, книги об ученых, изобретателях, о науке и технике, о родном крае, приключенческая детская литература.
Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему с помощью выставки, указателя детской библиотеки или в открытом доступе к книжным полкам; умение правильно оценить самостоятельно прочитанные книги, доступные пониманию детей этого возраста.
Целенаправленное чтение детской периодики (газеты, журналы) и систематическое использование напечатанных в ней материалов на уроках по всем предметам и во внеурочное время. Отработка навыков: определение примерного содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие или послесловие, иллюстрации); ориентировка в каталожной карточке. Участие школьников в литературном творчестве и создании сборников собственных произведений, в ведении классного литературного дневника. Умение сознательно организовывать досуг с книгой себе и младшим товарищам (игры, чтение, драматизация).
 II. Содержание учебного предмета
1) Дифференцированные планируемые результаты освоения учебного предмета: ·  формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
·  формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
·  уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
·  формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
·  развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
·  преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке:
·  развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
·  привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
2) Темы, обязательные для освоения детьми с ОВЗ в полном объеме: произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных писателей и поэтов прошлого и современности.
3) Темы, обязательные для освоения детьми с ОВЗ, изучаемые обзорно: художественные произведения для детей зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности.
III. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1)  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2)  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;
5)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
7)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1)  освоение, способами решения проблем творческого и поискового характера;
2)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
3)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
4)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;5)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
6)  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать раз личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7)  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
1)  понимание литературы как явления национальной и мировой литературы, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)  осознание значимости чтения для личного развития;
3)  достижение необходимого для продолжения образовании уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя;
4)   использование разных видов чтения изучающее (смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении и давать и обосновывать нравственную оценку поступков героем;
5)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную  мысль произведения, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
6)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Календарно – тематическое планирование
Программа Начальная школа. УМК «Начальная школа XXI века», под ред. Н. Ф.Виноградовой, - М.: Вентана-Граф 2009г.
Учебник: Литературное чтение: 4 класс:, учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - 3-е изд., дораб. – М.: , Вентана – Граф, 2013. – 192 с.: ил.
Литературное чтение. 4 класс (1,5ч. в неделю, 51 ч. в год)
№ Содержание материала Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности Примерные сроки
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни – 3 ч
1 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» 1 Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы, анализировать произведение 2 Слушание. Сказка «Марья Моревна» 1 Уметь  характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки 3 Народные легенды  1 Знать основное содержание легенды, тему произведения. Уметь анализировать содержание Басни. Русские баснописцы – 2 ч
4 И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи» 1 Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни 5 И.А. Крылов "Мартышка и очки", "Квартет" 1 Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен Произведения В.А.Жуковского- 3 ч
6 В.А. Жуковский «Песня», «Ночь» 1 Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) 7-8 В.А. Жуковский "Спящая царевна" 2 Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных Произведения А.С.Пушкина – 2 ч
9 А.С. Пушкин "Осень"  1 Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. 
Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать 10 А.С. Пушкин "Зимняя дорога" 1 Уметь анализировать стихотворение Произведения М.Ю. Лермонтова – 3 ч
11 Стихи М.Ю. Лермонтов "Москва, Москва!" 1 Уметь выразительно читать стихотворение определять тему 12 М.Ю. Лермонтов. "Парус" 1 Уметь выразительно читать стихотворение, определять тему 13 М.Ю. Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…" 1 Уметь выразительно читать стихотворение, определять тему. Наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений Произведения П.П. Ершова – 2 ч
14-15 Волшебные сказки. П.П. Ершов "Конек-Горбунок" 2 Уметь  характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки Произведения В.М.Гаршина – 4 ч
16-17 В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 2 Уметь  характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки 18-19 В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"   2 Уметь  характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки Произведения Н.Г. Гарина – Михайловского –2ч
20-21 Н.Г. Гарин- Михайловский «Старый колодезь» 2 Уметь характеризовать героя, выделять кульминационный  момент. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя Произведения зарубежных писателей о детях – 3 ч
22 Виктор Гюго «Козетта» 1 Знать основное содержание произведения. Уметь анализировать, составлять план, рассказывать по плану 23-24 Слушание. К. Станюкович «Максимка» 2 Уметь  характеризовать героев, выражать свое отношение к героям произведения Произведения зарубежных писателей – 9 ч
24-25 Виктор Гюго «Козетта» 2 26-27 Марк Твен "Приключения Тома Сойера» 2 Уметь характеризовать главного героя: внешний вид, поступки, отношение к другим героям произведения 28-29 Слушание. М. Твен "Приключения Гекльберри Финна" 2 Уметь характеризовать главного героя: внешний вид, поступки, отношение к другим героям произведения 30-31 Сказка Х.К. Андерсена "Дикие лебеди» 2 Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных 31 Слушание. Х.К. Андерсен "Девочка со спичками" 1 Уметь  характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки Произведения Л.Н.Толстого – 3 ч
32  Л.Н. Толстой "Акула" 1 Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы, анализировать произведение 33 Л.Н. Толстой «Два брата» 1 Уметь  характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки 34 Л.Н. Толстой. Басня «Мужик и Водяной» 1 Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно Стихи А.А.Блока – 2 ч
35 А. Блок «Россия» 1 Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение 36 А.А. Блок "Рождество"  1 Уметь выразительно читать стихотворение Стихи К.Д.Бальмонта – 1 ч
37 К.Д. Бальмонт "Россия" 1 Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение Произведения А.И.Куприна – 2 ч
38-39 А.И. Куприн «Скворцы» 2 Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение Стихи И.А.Бунина- 1ч
40 И.А. Бунин "Гаснет вечер, даль синеет", "Детство" 1 Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение Произведения С.Я.Маршака – 2 ч
41-42 Пьеса-сказка С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" 2 Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить,  текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану Стихи Н.А. Заболоцкого -1 ч
43 Н.А. Заболоцкий "Детство"  1 Уметь выразительно читать, определять главную мысль произведения Стихи Н.А.Рубцова- 1 ч
44 Н.М. Рубцов "Тихая моя родина" 1 Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение Произведения С.В.Михалкова – 1 ч
45 Слушание. С.В. Михалков 
"Как старик корову продавал" 1 Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы, анализировать произведение Юмористические произведения – 2 ч
46-47 Н.Н. Носов "Федина задача" 2 Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора Путешествия, приключения, фантастика – 4 ч
48 Н.П. Вагнер "Береза" 1 Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения 49-50 Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отдельные главы) 2 Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев 51 Библиотечный урок "В мире книг" 1 Уметь работать с дополнительной литературой ИТОГО: 51 ч.