Приложение к исследовательской работе «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе». Урок в 5 классе на тему « Мои любимые книги»


Приложение к исследовательской работе «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе».
Урок в 5 классе на тему « Мои любимые книги»
Чтение, книжная культура – фундаментальные достижения человечества. Носитель этой книжной культуры – homo legens (человек читающий) – внёс решающий вклад в развитие цивилизации. Во всём мире осознают роль чтения и читательской культуры: 2003-2012г. объявлены ООН десятилетием грамотности. Но в современной России всё чаще говорят о кризисе чтения, о падении интереса детей к книге, классике. Это сказывается и об уровне общей грамотности детей. Причём дело тут не столько в компьютерных играх, которые отрывают детей от книги, сколько в потере интереса к чтению, в отсутствии привычки к умению интеллектуально трудиться.
Эпиграф к уроку: Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д.Дидро
Цели: расширить кругозор детей;
формировать положительную оценку таких качеств, как
любознательность, эрудиция ; воспитывать уважение к книге;
побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
Подготовительная работа с детьми:
Дается задание изготовить миниатюру любимой книги по образцу.
Работа выполняется на листе бумаги А-4,сложенном в виде книжки.
На первой странице – название книги, автор. Вторая и третья страницы
оформляются по желанию – произвольно. Это может быть краткое
содержание (несколько предложений), герои книги, ответ на вопрос «о
чем эта книга», отзыв и иллюстрация (рисунок) по содержанию. Четвертая страница остается пустой – так как этой частью она будет приклеена к общему стенду.
Титульный лист тоже красочно оформляется. Дети должны подготовить
устный рассказ о книге, чтобы заинтересовать других.
Оформление: выставка книг из домашних библиотек 5-классников; на доске висит большой лист ватмана с надписью «Наши любимые книги».
План урока:
Вступительное слово
Книжная викторина.
Беседа по теме.
Рассказы детей по теме «Моя любимая книга».
Заключение.
Ход урока
Вступительное слово
Мы живём в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство - ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, учёные всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашёл самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал её свойства:
Первое: доступность – пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;
Второе: портативность – для её использования не нужны никакие портативные устройства;
Третье: надёжность – информация храниться в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.
Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнёс: «Надеюсь, вы понимаете, что речь идёт о…» Как вы думаете, что имел в виду Айзек Азимов?
Да, речь шла о самой простой книге! На сегодняшний момент это самый доступный, простой и надёжный источник информации.
Книга-это ещё и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века стали появляться новые источники информации-кино, радио, телевидение. И люди стали меньше читать. Тут и появились пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот умрёт. С появлением Интернета любителей книжек стало ещё меньше, кажется, ещё чуть-чуть - и книгу окончательно похоронят. Но, как вы думаете, грозит ли книгам скорая смерть? И если нет, то почему.
2. Книжная викторина
Книга-это такой предмет, который все знают с детства. Для них она стала близким другом, а для других до сих пор остаётся таинственной незнакомкой.
Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.
Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чём я говорю.
Так называется заглавие книги, а так же страница, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титульный лист)
Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (факсимиле)
Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)
Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)
Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)
Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)
Сотрудник, который исправляет все ошибки и опечатки в книге. (Корректор)
Бумажная дополнительная обёртка поверх переплёта, которая украшает книгу и защищает её от загрязнения. (Суперобложка)
Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)
Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)
Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими – 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. За один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона «Корсар»! Как сейчас называют книги, которые продаются лучше других? (Бестселлер)
4.Беседа по теме:
Вы обратили внимание на эпиграф к сегодняшнему классному часу? Мне кажется, это очень точное и остроумное замечание, которое касается круга чтения каждого из нас. У многих читателей есть какие-то стойкие интересы: одни любят фантастику, другие увлекаются детективами, третьи предпочитают любовные романы, а четвертым подавай классику. Есть ещё любители поэзии, сатиры, философской литературы. Но О. Уальд считает, что показателем культуры являются именно те книги, которые мы не читаем. Как вы это понимаете?
А как вы формируете круг своего чтения, что нужно читать, а чего читать не стоит?
5. Рассказы детей по теме «Мои любимые книги»
Книга может сыграть ключевую роль в жизни человека, поэтому иногда говорят: «Эта книга перевернула всю мою жизнь». Очень многие людей изменили свой характер под влиянием книги. Вот, например, что рассказывает великий советский физик Лев Ландау. Он рано научился читать, был очень способным ребёнком, но страдал от насмешек сверстников, потому что был хилым и слабым. Ему было всего лишь 13 лет, когда он решил, что жизнь не удалась и нужно с ней покончить. Но вдруг ему в руки попался роман А. Стендаля «Красное и чёрное». Эта книга буквально перевернула его жизнь. Он понял, что человек может стать хозяином своей судьбы.
Ребята представляют свои работы (самостоятельно изготовленные книги), рассказывают о них и приклеивают их к общему стенду. После окончания урока дети могут подойти и рассмотреть книжки поближе. Наклеиваются все книжки.
6. Заключительное слово
Одна американская компания недавно провела исследование, чтобы выяснить, какая страна самая читающая в мире. И, оказалось, что самый читающий народ-это индийцы, которые проводят за книгами больше 10 часов в неделю. За ними идут, тайландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает лишь седьмое место. Мы тратим в среднем 7 часов в неделю на чтение. Интересно, сто жители Таиланда и Филиппин, входящие в первую пятёрку «книжных червей», оказались чемпионами по просмотру телепередач. А вот россияне (думаю, что и украинцы тоже) по этому показателю занимают 15-е место. Это лишний раз доказывает, что ни телевидение, не Интернет не являются врагами книг. Те, кто почувствовал удовольствие от чтения, не променяют его ни на что.
После проведения урока можно этот стенд разместить в школе, библиотеке, где работы ребят могут посмотреть и другие учащиеся.