Разработка заседания КЛУБА ПОЧЕМУЧКИ. Тема заседания: Моя малая РОДИНА. Шипов лес. Почему Шипов?


Внеурочное занятие
«Заседание клуба Почемучки»
На тему: « Наша малая родина.
Лес. Почему Шипов?»

Цель: обобщить и углубить знания обучающихся о родном крае.
Задачи:
Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».
Способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой Родине.
Развивать у детей речь, творческие способности, интерес и желание больше узнать о своем крае, внимание, наблюдательность.
I.ОРГ. Начало:
(До звонка)
1) Формирую из столов 3 группы;
2)Предлагаю детям для проведения занятия разбиться на
группы (для этого на доске или столе разложены листочки
для жеребьёвки (на которых изображены веточки деревьев
3-х видов: а) берёзы;
б) клёна;
в) рябины.
3)Прошу детей рассмотреть веточку, найти на столах
изображение деревьев , найти своё дерево и занять за этим
столом место.
4) Желаем друг другу удачи (берёмся за руки, образуя круг
дружбы);
4)Выборы лидера группы;
5)Произносим наш девиз: (Слайд1)
«Вместе не трудно!
Вместе не тесно!
Вместе легко и интересно!»
II.Актулизация знаний:
- Что изображено на слайде? (Слайд 2)
- Ребята, многие из вас родились в Бутурлиновке. А как называется место, где человек родился, ходил в детский сад, в школу?
(Наша малая Родина) (Слайд 3 )

- Что вы можете сказать о нём?
- Почему наш город так называется?
(Обучающиеся высказывают версии)
- Город наш небольшой. (Слайд 4)
Но известен с 1740 года.
Более 200 лет назад граф по фамилии Бутурлин основал здесь город.
Поэтому и город называется Бутурлиновка по фамилии графа.

-Послушайте стихотворение И. Исаковского «Родина». (Слайд 5)
-Если вы внимательно слушали стихотворение, то услышали, что при упоминании слова «РОДИНА» у каждого свои воспоминания, что вспоминает автор? (Высказывания обучающихся)
-А сейчас я вам предлагаю попутешествовать вместе со мной,
по нашей малой Родине и отгадать о чём вспоминаю я, оказавшись далеко от своей МАЛОЙ РОДИНЫ?
- В первую очередь мы оправляемся в сердце нашего города.
Там вы все бывали.
Закройте глаза и мысленно представьте себе главное место нашего города. (Пауза).
КТО-нибудь догадался куда я вас приглашаю?
(Высказывания обучающихся)

(Слайд 6 (1) пл.Воли)
Поднимите руку те ребята, кто ещё представил в своих мыслях это же место? -
- Кто помнит, что это за площадь? Как она называется?
(площадь Воли)
Посмотрите, как она выглядела. раньше (Слайд 6(2))

- Попробуйте вспомнить как называлась эта площадь раньше?
(Раньше эта площадь называлась Базарной или Торговой.)
- Почему её так называли? (Высказывания обучающихся)
- А теперь её называют …? (хором: пл. Воли.)
-Почему она так называется?
(Высказывания обучающихся)
Во все времена в нашем городе жили люди, которые любили свободу и волю, поэтому и площадь назвали площадью Воли.
- Сейчас мы проверим, кто из вас самый внимательный.
Ну-ка назовите, какая достопримечательность есть на этой площади и о ней я всегда, всегда вспоминаю, особенно когда мне очень тяжело на душе?
(Спасо – Преображенский собор)
- Правильно! Перед вами Спасо-Преображенский собор. (Слайд 15)

Он построен более 100 лет назад.
- Кто из вас знает как собор называют в народе? ( «Красной церковью»)
Как вы думаете, почему в народе его называют «красной церковью»?
Послушайте стихотворение о нашем соборе.
На площади красуется собор.
Он привлекает верующих взор.
Звонят, звонят, звонят колокола!
От звона их вся улица светла!
- Много в нашем городе и других разнообразных исторических и культурных памятников, построек.
И есть на нашей малой Родине неоценимое богатство, которое прославило нашу Родину далеко за её границы ещё 300 лет назад. О нём нельзя ни вспоминать. Это…
А впрочем послушайте вот эти звуки и постарайтесь догадаться, что это за богатство? (Слушают «Звуки леса»)
- Что же это за богатство?

- Это лес или дубрава.
Почему «дубрава»? (Основным деревом нашего леса является дуб)
(Слайд7)
III. Открытие новых знаний.
- Скажите, а в лесу только деревья растут или кто или что-то ещё есть?
И кто же это?
Отгадывание загадок о животных.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток не одной. (Ёж)
2) Маленький зверёк,
Серенькая шубка,
Длинный хвост,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. (Мышь)
3) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
4) Хвост у него крючком,
А нос у него пятачком.(Кабан - поросёнок)

5) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

6) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Выделение в словах – отгадках звуков (ШИПОВ)
- Кому знакомо это слово?
- Что оно обозначает? (Высказывания обучающихся)
- А теперь самый трудный вопрос: а почему Шипов?
(Шипова –
 по английски слово «ship» обозначает «корабль»)
Перед вами император Пётр 1. (Слайд 8)

А теперь подумайте, как он использовал Шипов лес? (Ответы обучающихся)
300 лет назад император Пётр 1 стал строить в нашей Воронежской области корабли.

Сам Пётр I
В краях Воронежских не раз бывал.
Из Шиповой Дубравы лес он брал.
Здесь корабли он строил
И на Азов сплавлял.
IV.Рефлексия:
- Так почему же наш лес называется Шипов?