Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Весна идёт!»


Тема: "Весна идёт"
Цели:
Закрепление знаний о характерных признаках весны. Знакомство с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками). Формирование умения устанавливать простейшие причинно – следственные связи; развитие логического мышления и внимания, развитие разговорной речи; побуждение детей к желанию общаться. Воспитание отзывчивости, любви и уважения к родной природе.
Материал:
игрушка - Лесовичок; конверт с письмом, клубок, фонограмма "Пение птиц", картинки: деревьев (дуб, клён, берёза, рябина, ива, липа), птицы - грач, скворец; диких, домашних животных, экологические знаки
Интеграция образовательных областей:
«Познание» Формирование целостной картины мира, «Познание» ФЭМП, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация».
Ход ООД:Воспитатель:
Ребята, я сейчас увидела, что к окну прилетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
Дети:
Конверт, письмо или открытка.
Воспитатель:
И правда письмо.
Читает.
Собирайтесь скорей
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовёт.
Дети, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за ягодами, а лесными чудесами.
Дети:
Хотим.
Воспитатель:
Тогда отправимся вот по этой тропинке.
В лес по сказочной тропинке
Попадём мы прямиком,
Но пройти её придётся
Нам, ребятушки, с клубком!
Воспитатель сматывает клубок руками и проходит с детьми по «тропинке».
Воспитатель:
Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес!
Полон сказок и чудес!
Посмотрите, кто нас встречает?
Дети:
Лесовичок.

Лесовичок:
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы оказались в лесу. Вот и пришла к нам весна, нужно радоваться её приходу, а у меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. Я обращаюсь к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы сможете исправить всё, что натворила колдунья, то лес станет прежним. Спешите.
Воспитатель:
Здравствуй, Лесовичок, ты не расстраивайся, мы тебе поможем. Правда, дети?
Дети:
Обязательно поможем.
Воспитатель:
Что нужно сделать, Лесовичок, как помочь лесу?
Лесовичок:
Слушайте первое задание.
Вы должны ответить на вопрос, какое время года изображено на этих картинках?
Дети рассматривают картинки.
Воспитатель:
Дети, что нарисовано на картинках?

Дети:
Лежит ещё снег, но появились подснежники. Разведчики весны.
Бегут ручейки и дети пускают кораблики.
Прилетели птицы. Они вьют гнёзда.
Ярко светит солнце, снег тает. Видны проталины.
Дети пускают кораблики, воздушных змей, прибивают скворечники.
В огороде высаживают рассаду.
Воспитатель:
Какое время года изображено на картинках?
Дети:
Время года: весна!
Лесовичок:
Молодцы, дети! Правильно! Весна!
Второе задание.
Какая птица открывает весну? Только она встречается не в лесу, а в поле?
Дети:
Грач

Лесовичок:
Слушайте внимательно загадку, постарайтесь отгадать и проверить своё решение.
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовётся птица…
Дети:
Грач.
Лесовичок:
Какие умненькие ребятки! А как называется домик для скворца?
Дети:
Скворечник.
Лесовичок:
Правильно. Кто строит скворечник – люди или птицы?
Дети:
Скворечники строят люди.
Лесовичок:
Давайте постройте уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счётных палочек

Лесовичок:
Спасибо,вам, дети!
Третье задание.
Злая колдунья перепутала домашних и диких животных. Вы должны отобрать картинки домашних и диких животных и ответить на вопрос:
Кто где живёт? У вас есть подсказка: на одной полянке (столе)– игрушка корова, на другой – ёжик.
Дети отбирают картинки. На стол, где стоит ёжик, кладут диких животных, на стол, где стоит корова – домашних.

Воспитатель:
Дети, давайте проверим, нет ли ошибки?
Все правильно выполнили задание?
Лесовичок:
Замечательные дети, молодцы, теперь игра с мячом «Кто, где живёт?»
Дети встают в круг. Воспитатель задаёт вопрос, ребёнок отвечает.
Воспитатель:
Где живёт лиса?
Ребёнок:
В норе.
Воспитатель:
Медведь?
Ребёнок:
В берлоге.
Воспитатель:
Белка?
Ребёнок:
В дупле.
Воспитатель:
Волк?
Ребёнок:
В логове.
Воспитатель:
Свинья?
Ребёнок:
В свинарнике.
Воспитатель:
Лошадь?
Ребёнок:
В конюшне.
Воспитатель:
Корова?
Ребёнок:
В коровнике.
Лесовичок:
Спасибо, вам, большое за ваши правильные ответы.
Воспитатель:
А сейчас физкультурная минутка:
На снегу косые тени.
( Поскоком дети двигаются по кругу. Руки на поясе.)Разгулялся день весенний.
(Идут широкими шагами)
Тени длинными шагами
(Идут с высоко поднимают колено)
По сугробам ходят с нами.
Вдруг глубокие следы
Стали полными воды.
Солнце топит снег и лёд,
( Останавливаются. Поднимают руки вверх. Тянуться.)А сосулька слёзы льёт.
( Выполняют прыжки на носочках. Руки на поясе.)Стужа кончилась. Ура!
( Поскоками двигаются по кругу.)
Нам весну встречать пора.
Лесовичок:
Четвёртое задание:
Посмотрите на эти знаки и расскажите, как нужно себя вести в лесу.
Воспитатель:
Дети, это экологические знаки. Расскажите, что на них нарисовано?

Дети:
Нельзя ловить бабочек.
Нельзя пилить деревья.
Нельзя ловить ёжиков.
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Дети, давайте послушаем Дашу.
Даша:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Мусор с травки убирай.
Воспитатель:
Молодец, Даша! Ну, что, Лесовичок, справились мы с заданием?
Лесовичок:
Вы, молодцы, дети!
И последнее задание.
Дети должны помочь деревьям, назвать их и найти листочки к дереву.
Дети выполняют задание.


Воспитатель:
Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил!
Лесовичок:
Спасибо, вам, дети! Я приглашаю вас ко мне в гости летом.
Воспитатель:
Скажем Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Возвращаемся обратно по нашей ниточке.

Воспитатель:
Где мы с вами сегодня были?
Дети:
В лесу.
Воспитатель:
Что делали в лесу?
Дети:
Помогали Лесовичку расколдовать лес.
Когда мы задания все выполнили, что вы услышали?
Дети:
Пение птиц. Лес ожил, всё проснулось, солнышко засияло.
Литература:
Николаева С.Н.
Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010
Чернякова В.Н.
Экологическая работа в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2008
Анжелика Никитина
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 5 – 6лет – СПб.: КАРО, 2011