Презентация по литературе на тему Дмитрий Сергеевич Мережковский, 11 класс


Презентация на тему «творчество Константина Дмитриевича Бальмонта» Подготовили:Пензель Полина,Мальцева Ксения БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич - современный русский поэт. Родился в деревне Гумнищи, Владимирской губернии, в дворянской семье. По окончании гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении. В детстве и юности Бальмонт проявил сильную неуравновешенность характера и пытался кончить жизнь самоубийством. . Первые сборники стихов Бальмонта - "Сборник стихотворений" и "Под северным небом" - продолжали традицию эпигонов Некрасова и хранили отпечаток несомненного влияния Надсона. Гуманизм, гражданская скорбь, самоотречение - характерные мотивы этих книг. Бальмонт отрицает "красоту богов Эллады" и противопоставляет ей единственную подлинную красоту "любви, печали, отреченья и добровольного мученья за нас распятого Христа". Но уже в следующих сборниках - "В безбрежности" и "Тишина" Бальмонт решительно разорвал с традициями народнической поэзии и примкнул к пионерам символизма. В 1889 году Бальмонт женился на Ларисе Михайловне Гарелиной. Год спустя в Ярославле на собственные средства он издал свой первый «Сборник стихотворений» . Впрочем, дебютный сборник 1890 года интереса не вызвал, Характеристика творчества Основная черта поэзии Бальмонта - ее желание отрешиться от условий времени и пространства и всецело уйти в царство мечты. В последние годы он очень заинтересовался русскими сказочными темами; но это для него чистейшая экзотика, в обработку которой он вносит обычную свою отрешенность от условий места и времени. Реальные люди и действительность мало его занимают. Он поет по преимуществу небо, звезды, море, солнце, «безбрежности», «мимолетности», «тишину», «прозрачность», «мрак», «хаос», «вечность», «высоту», «сферы», лежащие «за пределами предельного». Он обращается с ними как с живыми реальностями. Особенности лирики Бальмонта Особенность его поэзии в том, что ее можно назвать вечным поиском значимого и необычайно красивого мгновения для того, чтобы обратить внимание читателей на то, что жизнь каждого человека полна великолепных и запоминающихся моментов. Его стихотворения «Безглагольность», «Уходящие тени», «Аккорды», «Грусть» знамениты обильным использованием внутренних рифм и аллитерации. Ключевым моментом лирики Бальмонта можно назвать своеобразное волшебством слов – это связано с той музыкальностью, которую поэт закладывал в их сочетание и лирический поток словесных перекличек в своих стихотворениях. Периодизация Творчества Творчество поэта условно принято делить на три неравномерных инеравноценных периода. Первый период Ранний Бальмонт, автор трех стихотворных сборников:«Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895) и «Тишина» (1898). Структура первых сборников весьма эклектична. В ней совмещены традиции «чистой поэзии» семидесятых-восьмидесятых годов (особенно сильно влияние А.Фета) с мотивами «гражданской скорби» Второй период Излагая свое понимание «символической поэзии», Бальмонт видел в ней прежде всего поиски «новых сочетаний мыслей, красок и звуков», а в ее оставался, в общем, в пределах поэтики импрессионизма: символическая поэзия «говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями. Эти общие установки были реализованы в трех лучших книгах Бальмонта—«Горящие здания», «Будем как солнце» и «Только любовь». Третий период Третий, заключительный, этап поэтического пути Бальмонта, начинающийся сборником «Литургия красоты» (1905), характеризуется вырождением и распадом той художественной системы, которую представлял поэт. Спад в поэзии Бальмонта обозначился в сборниках «Литургия красоты»(1905) и «Злые чары» (1906), где он обратился к рассудочной поэзии. Провалом стала книга «Жар-птица» (1907), где Бальмонт попытался воссоздать мир славянской мифологии и былинного эпоса путем стилизации. Анализ стихотворения Бальмонта "В безбрежности" Я мечтою ловил уходящие тени,Уходящие тени погасавшего дня,Я на башню всходил, и дрожали ступени,И дрожали ступени под ногой у меня.И какие-то звуки вдали раздавались,И чем выше я шёл, тем сильнее рисовались,Тем ясней рисовались очертанья вдали,Вокруг меня раздавались от Небес и Земли.Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,И сияньем прощальным как будто ласкали,Словно нежно ласкали отуманенный взор.И внизу подо мною уже ночь наступила,Уже ночь наступила для уснувшей Земли,Для меня же блистало дневное светило,Огневое светило догорало вдали.Я узнал, как ловить уходящие тени,Уходящие тени потускневшего дня,И всё выше я шёл, и дрожали ступени,И дрожали ступени под ногой у меня.