Конспект занятия Тема. Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Как раньше учились дети в Крыму.


Конспект занятия по внеурочной деятельности « Культура добрососедства».
Дата:27.10.2016
ЗАНЯТИЕ: № 9
Тема. Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Как раньше учились дети в Крыму.
Цель: способствовать воспитанию интереса и уважения к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности; формировать знания о том, как и где учились раньше дети в Крыму, об особенностях образования в различные исторические эпохи; воспитывать уважение к труду педагога; формирование коммуникативных способностей у детей ; воспитывать уважение к национальным культурам разных народов и гордость за неповторимость своей родной культуры; Способствовать воспитанию уважения и терпимости к людям независимо от их национальной принадлежности, языка, вероисповедания.
Личностные результаты :Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные результаты (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Ход занятия
1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.
Игра «Крымские приветствия»
Крымские татары здороваются: «Селямалейкум».
Русские здороваются:«Здравствуйте!»
Украинцы: «Доброго дня!»
Болгары: «Здравей».
Евреи: «Бокер тов».
Немцы: «Гутен таг».- А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится.
3.Актуализация опорных знаний.
А) Беседа по пройденному материалу.
- Давайте вспомним о чём мы с вами говорили на последнем занятии? ( Представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма.)- Перечислите самые многочисленные этносы Крыма живущие с нами по соседству.
Каждый день дети разных этносов встречаются вместе в школе.
- Дети, три года вы ежедневно приходите в стены школы. Первый раз это произошло, когда вам исполнилось 6 лет и ваши близкие привели вас в 1 класс. Давайте вспомним этот день сегодня и попробуем ответить на вопрос: «Почему вы пришли в школу?» ( Ответы записываются на доске),
например:
привели родители
учиться
дружить
готовиться к взрослой жизни
общаться с учителями
4.Проблемная ситуация:
- Вы правильно ответили. А теперь подумаем, всегда ли было так? Как учились наши родители, дедушки и бабушки? Какими были школы раньше?( Дети высказывают предположения)
5. Сообщение темы урока и постановка цели урока.
–Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?(Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Как раньше учились дети в Крыму).6.Объяснение нового материала.
А) Рассказ учителя с просмотром презентации «Как раньше учились дети в Крыму?»
700лет назад
Мы в поселке Салачик, под Бахчисараем, в Зынджылы-медресе . В те годы – это самое известное учебное заведение в Крымском ханстве (приблизительно 1300-е годы). Начальная мусульманская школа называется «мектебы»,а среднее и высшее учебное заведение – «медресе». Обучение в мектебе обязательное для всех, поэтому они были в каждом поселении, иногда строились специальные здания, чаще располагались при мечетях. За небольшую плату обучались мальчики и девочки, начиная с 5-7 лет, срок обучения был разный от 5 до 12 лет в зависимости от материальных возможностей семьи и способностей ученика. Здесь изучали арабский язык, читали Коран, приучали к мусульманским обрядам и к соблюдению основ ислама. Учились 8 часов в день.
Успешно обучавшиеся в мектебе могли обучаться в медресе, бесплатно. Их называли«сохт» – сожженными любовью к науке, учились от 12 до 20 лет. Преподавал там профессор – «мудеррис». Знания оценивались тремя оценками: «хорошо знает», «знает», «не знает». Если учащийся больше трех лет получал оценку «не знает», его отчисляли. Окончившие медресе становились учителями, судьями, муллами.
200 лет назад
Мы попадаем в Таврическую губернию в 1793 год, в г. Симферополь. Открылось первое в Крыму народное училище. В нем изучался Закон Божий, арифметика, история, география, рисование, русский, немецкий и французский языки. До 1797 года оно имело 4 класса, позже – только 2 класса с сокращенной программой. Понятно, что много людей оставались при таком положении дел малограмотными. Особенно это касалось бедных. В 1812 году в Симферополе была открыта мужская гимназия. Возможно кто-то из ваших прадедов учился в ней.
Еще немного лет вперед и мы в 1841году, в новом здании Симферопольской казенной гимназии, среди учащихся есть и девочки. Всего около 130 человек, в 1883 году – 434 ученика. Как исключение сюда попадают дети малоимущих слоев населения, которые показали успехи в училищах. Гимназию поддерживают материально богатые люди города, она имеет свою библиотеку, хорошо оборудованные кабинеты, музей. Сейчас это здание гимназии №1. Из стен гимназии, благодаря высокому уровню, вышли многие выдающиеся личности.
Подробно об этом можно узнать , посетив действующий в наши дни музей в стенах гимназии.
100 лет назад
Помимо гимназий есть всевозможные училища, школы. В приютах и религиозных школах обучаются сироты, их содержат при церквях, мечетях, синагогах. Существуют частные учебные заведения. Много религиозных учебных заведений, например: церковно-приходские школы. В 1865 году в Крыму было 262 учебных заведения. В 1866 году в Симферополе работает 48 учителей, обучается 773 ученика. В селах школ мало.
50 лет назад
1960год. Все подрастающее поколение Крымской области получает обязательное восьмилетнее образование. Дальше – каждый решает сам, продолжает учебу в школе или поступает в техникум, училище, чтобы получить профессию. Образование бесплатное. Все затраты на обучение государство берет на себя, в том числе и обучение в институтах. Ежегодно открываются новые школы, профессионально-технические училища, институты. Дети приходят в школу с 7-8 лет, три года учаться в начальной школе. Оценки получают с первого класса, «отличники»-5; «хорошисты»-4, «троечники»-3, «двоечники»-2и1. В начальной школе учат арифметику, природоведение, русский язык, труд, рисование, пение, физкультуру.
А как учились 25 лет назад вы можете подробно узнать у ваших родителей, именно они учились тогда в школе. На следующем уроке мы послушаем ваши сообщения. Возможно, что учителя, которые учили родителей, работают и сейчас. Самое главное, что в школу ходят дети разных национальностей и учат их всех одинаково. Наша задача научиться жить в мире со своими соседями.
Б) Объединившись в группы составьте правила поведения в школе.
7.Тренинг «Дарите тепло».
– Почему некоторых людей сравнивают с солнышком?
– А знаете ли вы, что в груди у каждого человека есть солнышко? Оно пульсирует, растет, заполняет теплом всю грудь. Лучи его просятся наружу. Мысленно пошли эти лучи всем своим одноклассникам, протяни их, как теплые ладони, как знак дружбы. И пожелай им всего доброго (мысленно).
– Поделись на ушко соседу, что ты пожелал своим друзьям… Посылай теплые лучи всем знакомым и незнакомым людям, всем зверюшкам, и птицам, букашкам, рыбам – всему живому и ты убедишься, что это тепло вернется к тебе и ты будешь очень счастливым в этом мире.
8. Рефлексия
Мы одна семья
Вместе мы всегда.
Улыбнись соседу слева,
улыбнись соседу справа!
9.Итог