Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах со смешанным национальным составом учащихся через классные часы


Статья на тему:
« Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах со смешанным национальным составом учащихся через классные часы»
подготовила
учитель начальных классов
Григошина С.Ю.
На территории г.Пятигорска проживают, взаимодействуя, друг с другом, представители разных народов. Между ними сложились схожие нравственные установки и ценности, общие черты религиозных верований и народного искусства.В настоящее время в России, как и во всем мире, обострились проблемы межнационального характера. Неудачи в межэтническом взаимодействии, на наш взгляд, следует рассматривать не как наличие «непреодолимых» различий между культурами, а как отсутствие определенных знаний и умений, компетенции, способствующих взаимопониманию. С этой целью необходимо организовать приобретение знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания контактов. Образовательное учреждение должно содействовать тому, чтобы, с одной стороны ребенок сознавал свои «корни» и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой - научился уважать другие культуры.Особенностью нашего образовательного учреждения сегодня является многонациональный состав учащихся. В таблице приведены данные по национальному составу нашего класса.
Национальность русские. армяне кореянка
Кол- во детей 17 11 1

Содержание поликультурного образования должно отражать гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия; характеризовать уникальные этнические, национальные, самобытные черты в культуре собственного народа, а также в культурах народов региона и мира; раскрывать общие элементы традиций, позволяющие жить в мире, согласии, терпимости, гармонии; приобщить учащихся к мировой культуре, раскрывать процесс взаимозависимости стран и народов в современном мире; выражать безусловную веру в доброе начало, заложенное в природу ребенка - гуманистическая традиция; учить толерантности, терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий; формировать особые способности учащегося по овладению знаниями, т. е. воспитывать интеллектуальную личность, способную решать творческие задачи в поликультурном обществе.    Таким образом, поликультурное образование - это интеграция человека в культуру, возможность его самореализации при сохранении взаимосвязи с родным языком, культурой, что в итоге способствует бесконфликтной идентификации личности в поликультурном обществе и его интеграции в поликультурное мировое пространство. Культура межэтнической толерантности и экологическое сознание у детей могут быть сформированы посредством выполнения комплекса задач:
дети будут мотивированы на изучение народов и культур мира, включая язык и культуру народа, определяемого, как “свой”;
культуры будут изучаться в современном и историческом ракурсах с обязательным выделением социальных групп (сельское население, городское население и т.д.);
каждым ребенком будет осознана необходимость интеграции различных социальных субъектов вокруг общечеловеческих ценностей и глобальных проблем во имя выживания;
дети научатся осмысленно использовать понятия: страна, родина, государство, народ, гражданин, закон, у них будет сформирован положительный образ российского государства;
дети проведут аналогию между человеческим и природным разнообразием (и то и другое есть ценность);
они обнаружат связь между особенностями этнокультуры и природной средой;
у них сложится визуальное представление об облике людей, жилищ, предметов быта у различных этносов, а также появится знание о реальной и знаковой функции вещей в этнокультурах;
дети получат некоторые практические навыки культурно-специфического общения;
они познакомятся с различными по форме, но сходными по содержанию поведенческими традициями народов России, стран ближнего и дальнего зарубежья (этикет, календарные и семейные обряды и т.д.);
усилия педагогов будут направлены на формирование у детей положительной самооценки (включая этническую самооценку) при одновременном осознании того, что человек сам в праве решать, какой из этносов считать своим и может идентифицировать себя с двумя-тремя этносами (дети смешанных браков);
педагог проявит себя как толерантная личность, обладающая необходимым багажом этнологических знаний, экологическим сознанием и компетенциями межкультурного коммуникатора;
Методами воспитания толерантности при этом являются: убеждение и самоубеждение, внушение и самовнушение, стимулирование и мотивация, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и рефлексия.
Основой воспитания культуры межнационального общения является гуманистическая теория развития, признающая ценность ребенка любого этноса как уникальной личности
Простой передачи знаний об этнокультурном разнообразии недостаточно, ребенок должен постепенно в практике реального взаимодействия открывать для себя сходства и различия с другими, «нащупывать» приемлемые и социально одобряемые приемы общения
Среди основных проблем учебно-воспитательного процесса в классах смешанного национального состава выделяются следующие: недостаточное владение школьниками языком обучения и трудности их социализации, что мешает реализовывать свои способности в пределах существующих монокультурных педагогических требований; перенос оценки учебных достижений на общую оценку личности; опасность потерять свою национальную идентичность и стать “чужим” в новой среде.Процесс эффективности формирования межличностных отношений младших школьников в классах смешанного национального состава представляется как процесс организации следующих форм сотрудничества: а) работа детей в парах (на начальном этапе и в случае, когда в класс прибывал новый ученик); это способствовало постепенному формированию у учащихся умений взаимодействовать и пластичному переходу к более сложной форме организации – групповой; б) работа детей в группах, созданных по взаимным симпатиям; в) работа детей в смешанных базовых группах, объединенных на основе общей цели и результата работы. Основной акцент при объединении детей в группы делается на разный уровень успеваемости и этнической принадлежности.
Средства для работы в сотрудничестве:
а) средства, помогающие школьникам в организации учебного сотрудничества, общения на уроке: памятки “Как правильно общаться”, “Как работать дружно”
б) задания, предназначенные для парной и групповой работы: работа с карточками; разработка частушек, басен, сказок, изготовление и роспись народных игрушек, костюмов и другие. Создание зависимости членов группы достигалась на основе единой цели, учебного материала, общих ресурсов, общего поощрения;
г) средства, способствующие пробуждению у детей интереса к национальностям, демонстрирующие необходимость кооперирования в быту и труде: сказки, пословицы, басни и т. п., как предусмотренные программой, так и обогащающие ее.
Благодаря личностно-ориентированному подходу, востребованные обществом толерантные нормы и ценности постепенно в сознании ребенка превращаются из внешних требований в собственные мотивы поведения и параметры оценки окружающих.Для себя я определила задачи воспитательной работы:
- развитие познавательных интересов учащихся, расширение их кругозора. На уроках стараюсь пробуждать интерес учащихся к своему народу, его истории, традициям, культуре, желание еще больше узнать о жизни своего народа;
- воздействие на эмоциональную сферу ребенка, его чувства. Дети должны удивляться, восхищаться, радоваться, гордиться за свой народ, его мудрость и талант;
- привитие учащимся сформированных веками морально-этических норм. Учащиеся должны знать, как общаться друг с другом, со старшим поколением, строить межличностные отношения;
- включение учащихся в практические виды деятельности, где они приобретают навыки и умения в декоративно-прикладном искусстве, музыке, танцах, играх, в различных жанрах народного фольклора;
- пробуждение творческих начал в ребенке. Создание стихов и других элементов духовной культуры.
Произведения народного творчества дают возможность поразмышлять над многими темами: об экологии, о дружбе народов, о богатстве языков, о взаимоотношениях между людьми.
Круг понятий, конкретные задачи формы работы
 
 
Наша «малая родина»: деревня, где родился, окружающая местность. Правильное восприятие явлений окружающего мира. Потребность выполнять Правила для учащихся. Уважительное отношение к государственным символам России
 
 
Родина: местность , где родились, район, республика, страна. Любовь к родному краю, к своей стране,стремление больше узнать о Родине. Флаг, герб, гимн
 
 
 
 
Знания о природе, народах и народностях, о защитниках Родины и их подвигах, доброжелательное отношение к людям различных национальностей, понимание ответственности за свои поступки перед родителями, учителями взрослыми и своими товарищами, перед классным коллективом. Конституция
 
Желание быть хорошим товарищем, стремление к совместной деятельности, понимание требований к нравственным отношениям; умение быть скромным, радоваться успехам товарищей, приходить на помощь при затруднениях
   
 
1.Экскурсии
-   в школьный музей;
-     в природу в разные времена года
2. Классные часы: «Моя малая Родина», «Сказки моей бабушки»
 1. Классные часы: «Что строится вокруг нас», «Наш краеведческий музей», « Наш город раньше и теперь»
2. Игры
3. Викторины
5. Конкурсы рисунков, стихов
 
1.Классные часы: «День России», «Наши мамы и бабушки», «О товариществе, дружбе и коллективизме», «О трудолюбии и бережливости»
 
1.Классные часы: «О Родине», «О доброте, отзывчивости и скромности», « О честности и умении держать слово», «О справедливости», «О непримиримости к злу и равнодушию»
4. Дела: оформление альбома о земляках, поздравление участников ВОВ, выпуск стенгазет
Во внеклассной работе, при проведении различных праздников, включаем номера художественной самодеятельности национального плана: стихи, песни, танцы. Готовятся они в классе и дома при помощи родителей.
Основные направления сотрудничества с семьями младших школьников: взаимное обогащение семей опытом воспитания; выработка единых подходов в работе с семьями на основе построения доверительных отношений; создание условий для конструктивного взаимодействия семей. следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания («Россия – многонациональная страна», «Этика семейного общения»), консультации («Что делать, если ребенок плохо владеет русским языком?»), устные журналы, наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, передвижные библиотечки, памятки, школьные календари-справочники), педагогические поручения и т.п.
Родителям предоставлялась возможность принять посильное участие в организации и проведении праздников, где они готовят народные костюмы для детей, традиционные угощения, помогают находить информацию в интернете, справочниках, рассказывают об интересных фактах из своей жизни и т.п.
Я считаю, что национальные праздники, затрагивающие эмоциональную сферу учеников, остаются в памяти надолго, повышают степень заинтересованности к истории своего народа, его традициям, культуре, рождают желание еще больше узнать обо всем этом.