Статья Специфика преподавания литературы в современной школе


Специфика преподавания литературы в современной школе.
Особенности преподавания предмета «Литературное чтение» в начальной школе.
Литературное чтение—один из основных предметов в начальной школе. Он объединяет два основных направления в обучении: научить читать и познакомить с богатством российской и мировой литературы. Современная действительность такова, что учащиеся школы, в том числе и начальных классов, проявляют мало интереса к чтению художественной литературы.
«В настоящее время одной из проблем начальной школы является нежелание детей читать. Россия, еще недавно лидировавшая среди «читающих» стран, теперь занимает 27-е место из 32 возможных… Проблема эта в настоящее время очень актуальна.» [1; 1]
ФГОС второго поколения говорит о том, что предметные результаты «Литературного чтения» должны отражать «осознание значимости чтения для личного развития;…успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;» [3; 10-11]
При выполнении ФГОС, при решении задач предмета «Литературное чтение» следует учитывать, что у книги появились конкуренты: компьютер, электронные приставки, сотовые телефоны, которые забирают внимание и время ученика. Учитывая всё это, задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы не только научить ребёнка читать, но и привить любовь к литературе, научить понимать прочитанное, выработать потребность в чтении. Для этого необходимо сделать интересными уроки литературного чтения, построить знакомство с произведением так, чтобы у ребёнка появился интерес к книге. У современного учителя есть большой выбор средств и методов, с помощью которых можно разнообразить работу на уроке.
Использование современной техники (компьютер, проектор, экран) позволяет сделать уроки более яркими, динамичными. Показ слайдов, мультфильмов по теме урока помогают заинтересовать обучающихся. Презентация может знакомить с жизнью писателя или поэта, с его творчеством. Ученики с интересом воспринимают информацию о том, где автор учился, какая у него была семья, чем он увлекался и т. д. Презентация может содержать слайды непосредственно по произведению: вопросы, задания для работы с текстом, кроссворд по содержанию. Мультфильм по произведению может быть показан до чтения с определённым заданием: почему данное произведение отнесли к жанру путаница? (К. Чуковский «Путаница»). Можно показать мультфильм после знакомства с произведением, дать задание: чем содержание мультфильма отличается от авторского произведения. (Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»). Удивительно, но дети, выросшие и воспитанные на диснеевских мультфильмах, на современных мультиках-страшилках, с удовольствием смотрят незатейливые фильмы 40-50 годов.
Применение методов проектной деятельности учит умению находить информацию по заданной теме, работать в содружестве с одноклассниками, заинтересовывает учащихся. Так при изучении раздела «Весёлый хоровод» ученики готовили проект к уроку-празднику «Путешествие в русское царство, фольклорное государство». Каждая группа получила своё задание по жанрам устного народного творчества, подбирала материал, разучивала потешки, пестушки, прибаутки и т. д. Отчёт групп о проделанной работе вылился в праздник на уроке, где были и колыбельные песни, и забавные потешки, прибаутки, смешные небылицы-перевёртыши.
Ещё один из приёмов разнообразить работу на уроке—театрализация. Среди изучаемых произведений немало есть таких, которые можно инсценировать. Например, при изучении басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», разыграли басню Крылова, потом подготовленные ученики показали классу переделанную басню «Стрекоза и муравей на новый лад». Театрализация помогает развить у обучающихся актёрские навыки, вырабатывает умение показывать голосом, интонациями чувства и переживания героев.
Программа литературного чтения предусматривает проведение уроков самостоятельного чтения, библиотечных уроков, уроков театрализации, в учебнике даны тексты для семейного чтения. Большое внимание уделяется творческой работе на уроке: придумывание сказок, составление рассказа по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения, чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с деформированным текстом и т. д.
Приучению к книге, к чтению помогает и внеклассная работа. Внеклассные мероприятия, посвящённые юбилеям авторов (100-летие В. Ю. Драгунского, 210-летие Ф. И. Тютчева, 135-летие П. П. Бажова) не только знакомят с жизнью и творчеством известного человека, но и заставляют прочитать их произведения. Так при подготовке к мероприятию, посвящённому 100-летию со дня рождения В. Ю. Драгунского, дети читали его рассказы, знакомились с их героями, Мишкой и Дениской, рисовали иллюстрации к прочитанным рассказам. При подготовке к поэтическому вечеру, посвящённому 210 годовщине со дня рождения Ф. И. Тютчева, обучающиеся не только знакомились с творчеством поэта, но и готовились к конкурсу чтецов, учились выразительному чтению.
Разнообразие форм и методов в обучении литературному чтению, творческий подход к организации и проведению внеклассных мероприятий, позволяют решить цели обучения литературному чтению: «приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;…введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений…»[ 2;188-189]
Литература.
Ракова С.С. «Организация семейного чтения как средство воспитания интереса младшего школьника к книге» Dj_Kaketka91@mail.ruСборник рабочих программ «Перспектива». Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина «Литературное чтение»//Москва «Просвещение». 2011.
Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего поколения//Москва «Просвещение». 2011.