Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.









Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.




Подготовила: учитель начальных классов
МОУ ГСОШ г. Калязина
Прудникова С. Ю.


2013г.


Использование здоровьесберегающих технологий как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.


«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.
«Здоровье – состояние полного физического,
психического и социального благополучия».
Данные Министерства здравоохранения России
























Внешние факторы риска: (за пределами образовательного учреждения)

экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
Внутренние факторы риска: (в самом образовательном учреждении)
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта,
создание медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
организация питания в образовательном учреждении;
соблюдение санитарно-гигиенических норм в образовательном учреждении.
Типы
технологий
1. Здоровьесберегающие
(Профилактические прививки,
двигательная активность,
витаминизация и т.д.)
2. Оздоровительные
(физподготовка, массаж,
арома и арттерапия,
3. Технологии обучения
здоровью
(Включение соответствующих
тем в предметы
образовательного
цикла).
4. Воспитание культуры
здоровья
(внеклассные и
внешкольные занятия,
факультативы,
фестивали и т.д.)
Сущностные характеристики успешного усвоения учебного материала младшими школьниками.
Восприятие;
Память;
Воспроизведение;
Внимание, (переключение);
Воображение;
Мышление;
Сравнение;
Абстракция;
Обобщение.
Работа по предупреждению утомляемости на уроках.
Организация урока в условиях здоровьесбережения.

Организация подвижных игр на переменах;
Организация правильного питания;
Организация питьевого режима в классе;
Сотрудничество с медицинской и социально- педагогической службой школы;
Формирование здорового образа жизни младшего школьника через кружок «Здоровый Я – здоровая семья!»;
Результативность опыта.
Рациональная организация урока с точки зрения здоровьесбережения позволила младшим школьникам успешно усваивать учебный материал;
Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный настрой на успешное усвоение учебного материала;
Динамические паузы, дыхательные гимнастики повышают уровень работоспособности и стрессоустойчивости;
Подвижные игры, полноценное горячее питание, организованный питьевой режим, работа кружка «Здоровый Я – здоровая семья!» - даёт положительную динамику в профилактике хронических заболеваний;
Работа с родителями, выходы в природу, организация соревнований – прививают здоровый образ жизни не только учащимся, но и их семьям,повышают физическую активность детей.
Утомление чаще всего возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Двигательная активность на уроке
Динамическая смена поз (сидя – стоя 2-3 раза за урок)
Гимнастика перед началом уроков
Физминутки с использованием ортопедических дорожек
Подвижные игры на переменах
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На зарядку становись.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Релаксация
Игра « Волшебный сон»
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно: расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать!
Крепко пальцы сжать в кулак, и к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.
Массаж активных точек:
« Оживлялки»

·С силой потереть ладони друг о друга ( 10 раз)

·С силой потереть щеки вверх – вниз ( 10 раз)

·Кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз)

·Помассировать мизинцы обеих рук
Пальчиковая гимнастика
Здоровьесберегающая технология - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

В.Д. Сонькин
Каким должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
снижение утомления школьников,
создание благоприятного психологического климата,
обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения,
выполнение санитарно-гигиенических условий.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Сохранение и укрепление здоровья учащихся
Этому способствуют следующие моменты:
проведение ежегодной диспансеризации обучаемых,
учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы,
обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5 классе,
нормализация учебной нагрузки учащихся,
организация горячего питания,
введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры,
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
10 правил здоровьесбережения
Обращайте больше внимание на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Соблюдайте режим дня!
Желайте себе и окружающим только добра!
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry