Выступление на общешкольном родительском собрании. Тема: «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества»

Общешкольное родительское собрание для 3 классов
Март 2011, Гедзюк М.В.

Тема: «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества»
СЛАЙД
Семья – это место приземления
для старших, стартовая площадка
для младших и маячок взаимо-
отношений для каждого.

Цель: формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.
Задачи: обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; Провести практическую работу по решению проблемных ситуаций.

Ход собрания.
Организационный момент. Постановка целей.
Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашего разговора сегодня
« Как воспитывать нравственность у детей». Нравственное воспитание - это процесс формирования у человека : СЛАЙД
- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм)
- нравственного облика (терпение, милосердие)
- нравственной позиции ( способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний, проявление любви)
- нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, послушание, добрая воля, рассудительность)
Если сказать проще, это умение и желание человека жить по правилам и принципам, принятыми в обществе.
Опыт работы школы показывает, что без привлечения семьи, родителей нельзя подходить к решению многих вопросов нравственного образования.
Проблема взаимоотношений семьи и школы давно рассматривается как в историческом аспекте, так и с позиции современности. Семья и школа тесно связаны с развитием общества, на семейные взаимоотношения влияют и те кризисные явления, которые вырастали в течение последних десятилетий.
Все образовательные учреждения, на наш взгляд, сталкиваются с рядом проблем, идущих из семьи, а именно: - во многих семьях все подчинено воле ребенка; - не сформировано толерантное отношение детей к старшему поколению; - в семьях часто не соблюдается принцип ненасилия в отношении других членов семьи, других людей; - родители стремятся все больше к тому, чтобы семейные функции заботы о ребенке выполнял специалист (учитель, гувернер, воспитатель и т.д.); - семья является источником многочисленных проблем ребенка (ослабленное физическое и, в последнее время, психическое здоровье детей; отсутствие навыков нравственных норм поведения, искажение многих морально-нравственных категорий и ценностей); - дети в школе различной национальности, у них свои национальные особенности, о которых педагоги часто не знают.
Поэтому в своей работе образовательные учреждения должны ориентироваться на семью, так как в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни ребенка, до 6-7 лет для ребенка: в основном, семья формирует его привычки, основы социальных отношений, первые навыки взаимодействия, систему ценностей. В семье у ребенка формируются первые представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о хорошем и дурном, закладываются основные потребности личности; в семье ребенок получает уроки общения с близкими, проходит школу практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми.
СЛАЙД
Сегодня я хотела бы остановиться на трёх аспектах нравственного воспитания
-воспитание чувства ответственности перед родителями;
- воспитание доброты, порядочности по отношению к другим людям;
- чувство долга по отношению к своей стране.

2. Основная часть собрания.
СЛАЙД
1. Воспитание чувства ответственности перед родителями.
Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети – говорит народная мудрость. Старость - неотвратима, смерть – неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня Но это возможно только благодаря труду души самих родителей.
Воспитать хорошего сына или дочь – сложная педагогическая задача. Рождение- это ещё не создание. Как же воспитать человека, который станет опорой и защитой для постаревших родителей?
ДОБРОТА должна стоять на первом месте. Эту черту характера надо развивать в первую очередь. С раннего возраста надо учить делать приятное людям. В семье должна быть атмосфера взаимного понимания, заботы друг о друге. Надо, чтобы дети видели, как устали родители , придя с работы. Например, мама пришла с работы усталой. Необходимо оказать ей внимание и проявить заботу о ней. Договориться заранее: папа ставит чайник, разогревает ужин, ребёнок подаёт тапочки. При этом не забывают спросить, как прошёл день, что сделала на работе, была ли огорчена чем-либо и т. д.
Приучить домашних убирать за собой, научить готовить лёгкие блюда, чтобы они не ждали маму с работы, а могли обслужить себя сами.
Если в семье есть пожилые люди, нужно учить проявлять внимание и к ним. Ведь вы тоже будете старыми, и тогда вы на себе испытаете, какого ребёнка вырастили. Старшие показывают образец отношений к самым почитаемым в семье – бабушкам и дедушкам, ценя в них мудрость и опыт, проявляя уважение и заботу.
Так надо поступать каждый день по отношению к каждому взрослому, к детям в семье: интересоваться настроением, успехами, неудачами. При ежедневной целенаправленной работе можно получить хороший результат – это войдёт в привычку, станет одним из правил поведения ребёнка. Таким образом, дети, наблюдая за своими родителями, перенимают их опыт, учатся видеть, слышать, понимать и принимать другого человека.
Давайте разберём такую педагогическую ситуацию.
Третьеклассник Дима стал свидетелем перебранки родителей. Наедине с отцом Дима робко сказал: «Вот вырасту, пойду работать и буду отдавать деньги маме, чтобы ты её дурой не называл.»
- Что бы вы ответили сыну на такой упрёк, как бы вы повели себя в данной ситуации?
Нравственное воспитание в семье во многом зависит от общения самих родителей.
СЛАЙД
2.Чувства доброты, ответственности, порядочности по отношению к другим людям.
Как добиться чтобы золотые крупинки радости, которые вы дарите своим детям, превращались в золотые россыпи для других людей?
В. А. Сухомлинский утверждал : «Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо.» Очень большую ошибку допускают те родители, которые не умеют чередовать эти три блюда: можно, нельзя и надо. Лет до 12, а то и до 16 кормят одним - Можно. Ребёнку всё дозволено, он чувствует себя центром Вселенной, вокруг него всё вращается. Потом, когда вдруг оказывается, как говорят в народе, ребёнок сел на шею родителей, мать и отец в пожарном порядке меняют блюдо: нельзя! Вдруг перед маленьким человеком открывается совершенно новая сторона окружающего мира: это запрещается , это не разрешается.
Взрослеющий ребёнок должен понимать, что он живёт в обществе, среди других людей, поэтому ему необходимо соблюдать требования, принятые в данном обществе. Ребёнок должен уметь быть внимательным, добрым, готовым придти на помощь. Учите детей радоваться чужим победам, сопереживать чужим неприятностям.
Педагогическая ситуация.
Ребёнок пришёл из школы и делиться радостью: « Я получил 5, а у Наташи -2».
- Что вы ответите?
СЛАЙД
3. Чувство долга по отношению к своей стране.
С любви к малому ( к своему дому, улице, городу) начинается любовь к большому- к Родине. Это чувство не вырастает на пустом месте. Современная, относительно благополучная жизнь не сильно способствует интересу ребенка к истории страны и народа. Многочисленные социологические опросы лишь подтверждают этот факт. По результатам опроса проведенного в 2001 году, 5% молодых людей считают Гитлера одним из самых выдающихся людей прошлого века. В то время 82% не смогли назвать ни одного героя нашего времени, а 37% заявили, что героев нет вообще.
Не упускайте своих возможностей. Воспитывайте настоящего гражданина. Учите ребенка дорожить честью своей семьи, своего рода и своей страны. Воспитывайте уважение к памяти: расскажите о членах своей семьи, участниках ВОВ, о тех членах семьи, которые в жизни многого добились, приводите личные примеры.
СЛАЙД
3. Заключительная часть.
Очень непросто быть человеком. Много испытаний соблазнов и искушений приходится преодолевать каждому, прежде чем душа освободится от недобрых помыслов. Никто не застрахован от ошибок и поражений на этом пути. Но и сделать что-то достойное, стоя на месте и ничего не предпринимая, тоже нельзя. Каждый человек выбирает свою дорогу к своим звёздам. Главное, чтоб другим от этого выбора не было хуже.
По пути домой поразмышляйте над историей под названием «Ворота сада», которую я вам сейчас зачитаю, обсудите её с вашим ребёнком сегодня. Пусть задумается
Читаю историю
Ребёнок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющими боль окружающим? Самое время предложить ему перечень 10 «нельзя», сформулированных Сухомлинским. СЛАЙД
Может что-то останется в памяти только не забывайте и о своей роли в формировании настоящего человека: путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Удачи!

15