Рабочая программа по математике Математика 1 класс


«Рассмотрено»
Руководитель МО

_____________/______________
Ф.И.О.


Протокол № ___от «___»______
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МКОУ «СОШ а. Верхняя Теберда»

_____________/______________
Ф.И.О.

Протокол № ___от «___»______
«Утверждено»
Руководитель МКОУ
«СОШ а. Верхняя Теберда»

_____________/______________
Ф.И.О.

Протокол № ___от «___»______




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
по математике для 1 класса (4 часа в неделю)
Уровень: Базовый общеобразовательный
Учитель: Чомаева Ф.Б.
Квалификационная Высшая категория
категория:





2016-2017 уч. год.

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Данный учебный предмет имеет своими целями:
– развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи;
– формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
– освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Начальный курс математики – интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: числа и величины, арифметические действия, текстовые задачи, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с данными.
Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному распределять учебный материал.
Формирование понятий о натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. Такой подход даёт возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их первоначальные знания о числе и счёте. Это позволяет с самого начала вести обучение в тесной связи с жизнью.
Вместе с тем с самого начала обучения формируются некоторые важные обобщения. В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними в процессе измерений, поиска решения текстовых задач, анализа информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: ученики знакомятся с названиями действий, их компонентов и результатов, терминами «равенство» и «неравенство».
Помимо терминологии, обучающиеся усваивают и некоторые элементы математической символики: знаки действий, знаки отношений; они учатся читать и записывать простейшие математические выражения.
В программе предусмотрено ознакомление с некоторыми свойствами арифметических действий и основанными на них приёмами вычислений. Учащиеся практически знакомятся с сочетательным свойством сложения, которое во 2 классе будет специально рассмотрено. Ознакомление со связью между сложением и вычитанием даёт возможность находить разность, опираясь на знание состава чисел и соответствующих случаев сложения.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.
Младший школьник получит представление о натуральном числе, числе нуль, о нумерации чисел в десятичной системе счисления, величинах. Научится выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовые выражения; усвоит смысл отношений «больше (меньше) на»; получит представление о геометрических величинах, геометрических фигурах; научится решать несложные текстовые задачи.















№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. (8ч)

1


Предмет «Математика». Счет предметов.
Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (810 отдельных предметов).
Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.
Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.
Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее. Сравнивать числа по разрядам.
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.
Составлять модель числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин. Сравнивать предметы и группы предметов.
Группировать числа, предметы по заданному или установленному правилу.
Исследовать ситуации, требующие установления пространственных и временных отношений.
Описывать пространственные и временные отношения, используя понятия. Сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер). Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа)
Различать геометрические фигуры. Исследовать предметы окружающего мира.
Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин
Осваивать правила работы в группе. Формировать умение определять местоположение предмета в пространстве, тренировать в сравнении двух групп предметов.
Знать, как пользоваться порядковыми числительными

2


Порядковые числительные «первый, второй, третий...».


3


Пространственные отношения «вверху», «внизу», «слева», «справа».


4


Временные отношения «раньше», «позже», «сначала», «потом»


5


Отношения «больше», «меньше», «равно» «столько же».


6


Сравнение групп предметов (на сколько больше? на сколько меньше?). Уравнивание предметов и групп предметов


7


Закрепление знаний учащихся по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».


8


Закрепление знаний учащихся по теме «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». Проверочная работа.


Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация. (28ч)

9


Много. Один. Цифра 1.
Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел.
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.
Писать цифры. Соотносить цифру и число.
Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок).
Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.
Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).
Строить многоугольники из соответствующего количества палочек.
Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.
Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства.
Упорядочивать заданные числа по их расположению в натуральном ряду чисел.
Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 это 2 и 2; 4 это 3 и 1). Работать в группе: планировать работу , распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы. Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины. Группировать числа по заданному или установленному правилу.
Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, величин, их упорядочения.
Сравнивать числа с использованием знаков.
Выделять существенные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры, используя понятие «длина», «сантиметр». Использовать понятия «увеличить , уменьшить на.. при составлении схем и при записи числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

10


Числа 1,2. Цифра 2.


11


Числа 1, 2, 3. Цифра 3.


12


Знаки «плюс» (+), «минус» (-), «равно» (=).


13


Числа 1, 2, 3, 4. Цифра 4.


14


Отношения «длиннее», «короче».


15


Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5.


16


Состав числа 5.


17


Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.


18


Ломаная линия. Звено ломаной.


19


Состав чисел 2-5.


20


Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».


21


«Равенство», «неравенство».


22


Многоугольник.


23


Числа 6, 7. Цифра 6.


24


Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Цифра 7.


25


Числа 8, 9. Цифра 8.


26


Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифра 9.


27


Число 10.


28


Числа 1-10.


29


Проект «Математика вокруг нас»


30


Сантиметр - единица измерения длины.


31


Увеличение и уменьшение чисел. Измерение длины отрезков с помощью линейки.


32


Число 0. Цифра 0.


33


Сложение с нулем. Вычитание нуля.


34


Закрепление знаний учащихся по теме «Числа 1-10 и число 0».


35


Что узнали. Чему научились.


36


Проверочная работа.


Сложение и вычитание (59ч)

37


Прибавить и вычесть число 1.


Моделировать действия сложение и вычитание е помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства.
Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).
Выполнять сложение и вычитание вида:
· ± 1,
· ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 2.
Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок.
Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».
Выделять задачи из предложенных текстов.
Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.
Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.
Выполнять сложение и вычитание вида
· + 3.
Присчитывать и отсчитывать по 3.
Дополнять условие задачи одним недостающим данным.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.
Контролировать и оценивать свою работу

38


Прибавить число 1.


39


Вычесть число 1.


40


Прибавить и вычесть число 2.


41


Прибавить и вычесть число 2. Название чисел при сложении.


42


Решение задач.


43


Задача. Составление и решение задач.


44


Закрепление знаний учащихся по теме «Прибавить и вычесть число 2».


45


Составление и решение задач.


46


Составление и решение задач.


47


Закрепление знаний учащихся по теме «Прибавить и вычесть число 2».


48


Составление и решение задач.


49


Закрепление знаний учащихся по теме «Прибавить и вычесть число 2».


50


Составление и решение задач на увеличение (уменьшение числа на несколько единиц).


51


Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.


52


Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.


53


Прибавить и вычесть число 3.


54


Прибавить и вычесть число 3.


55


Прибавить и вычесть число 3.


56


Прибавить и вычесть число 3.


57


Состав чисел 7, 8, 9, 10. Связь чисел при сложении и вычитании.


58


Прибавить и вычесть число 3. Решение задач.


59


Составление равенств и неравенств. Решение задач.


60


Дополнение условия задачи, вопрос к задаче. Решение задач.


61


Странички для любознательных.


62


Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.


63


Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.


64


Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения». Тест.


65


Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7,8,9.


66


Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).


67


Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов).


68


Сложение и вычитание вида
·+4,
·-4.


69


Закрепление изученного.


70


На сколько больше? На сколько меньше?


71


Решение задач.


72


Таблицы сложения и вычитания с числом 4.


73


Решение задач.


74


Перестановка слагаемых.


75


Применение переместительного свойства сложения
для случаев вида
·+5,6,7,8,9.


76


Таблицы для случаев вида
·+5,6,7,8,9.


77


Состав чисел в пределах 10. Закрепление.


78


Состав чисел в пределах 10. Закрепление.


79


Закрепление изученного. Решение задач.
Выполнять вычисления вида:
· ±4.
Решать задачи на разностное сравнение чисел.
Применять переместительное свойство сложения для случаев вида
· + 5,
· + 6,
· + 7,
· + 8,
· + 9.
Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например приём прибавления по частям (
· + 5 =
· + 2 + 3).
Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств.
Выполнять вычисления вида: 6
·,7
·,8
·,9
·, 10
·, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых.
Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.
Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке.
Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости.
Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.
Контролировать и оценивать свою работу и её результат

80


Что узнали. Чему научились.


81


Закрепление изученного. Проверка знаний.


82


Связь между суммой и слагаемыми.


83


Связь между суммой и слагаемыми.


84


Решение задач.


85


Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.


86


Вычитание вида 6-
·, 7-
·.


87


Закрепление приема вычислений вида 6-
·, 7-
·. Решение задач.


88


Вычитание вида 8-
·, 9-
·.


89


Закрепление приема вычислений вида 8-
·, 9-
·. Решение задач.


90


Вычитание вида 10-
·.


91


Закрепление изученного. Решение задач.


92


Килограмм.


93


Литр.


94


Что узнали. Чему научились.


95


Проверочная работа.


Числа от 1 до 20 . Нумерация. (14 ч)

96


Названия и последовательность чисел от 11 до 20.
Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.
Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.
Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
Выполнять вычисления вида 15+ 1, 16- 1, 10 + 5, 14-4, 18- 10, основываясь на знаниях по нумерации.
Составлять план решения задачи в два действия.
Решать задачи в два действия.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

97


Образование чисел второго десятка.


98


Запись и чтение чисел второго десятка.


99


Дециметр.


100


Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 7,1710.


101


Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 7,1710.


102


Странички для любознательных.


103


Что узнали. Чему научились.


104


Проверочная работа.


105


Закрепление изученного. Работа над ошибками.


106


Повторение. Подготовка к решению задач в два действия.


107


Повторение. Подготовка к решению задач в два действия.


108


Составная задача.


109


Составная задача.


Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (23 ч)

110


Общий прием сложения однозначных чисел
с переходом через десяток.
Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.
Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток.
Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования.
Составлять свои узоры.
Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор.
Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.
Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее

111


Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида
·+2,
·+3.


112


Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида
·+4.


113


Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида
·+5.


114


Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида
·+6.


115


Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида
·+7.


116


Сложение однозначных чисел с переходом
через десяток вида
·+8,
·+9.


117


Таблица сложения.


118


Таблица сложения.


119


Странички для любознательных.


120


Что узнали. Чему научились.


121


Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток.


122


Вычитание вида 11-
·.


123


Вычитание вида 12-
·.


124


Вычитание вида 13-
·.


125


Вычитание вида 14-
·.


126


Вычитание вида 15-
·.


127


Вычитание вида 16-
·.


128


Вычитание вида 17-
·, 18-
·.


129


Контрольная работа по итогам года


130


Работа над ошибками.


131


Резерв


132


Резерв





15