ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Известно, что большое значение в организации учебного процесса играет мотивация обучения. Она способствует активизацию мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению различного вида упражнений.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются такие приемы обучения, которые удовлетворяют потребность учеников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных образов, поддерживанию интереса и активности учащихся.
Явно очевидна необходимость обучении иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей.
Урок иностранного языка рассматривается как взаимоотношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И сами ученики должны вносить свой вклад в этот процесс.
Великолепные возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Очевидно, что ролевые игры представляют собой условное воспроизведение его участниками ролевой практической деятельности, создает условие реального общения. Эффективность обучения в данном случае обусловлена в первую очередь высокой мотивацией, повышенным интересом к предмету.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как ученики оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-либо поделиться с собеседником. В отличии от диалога или пьесы, которые обучают тому, ак сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему и зачем нужно что-то сказать. Таким образом центром внимания партнеров становится содержание беседы, что является положительным фактором. Ученики наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать кА средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычном диалоге ученики-лидеры, как правило захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в общении.
В игра школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать собеседника в нужный момент, согласиться его мнением или опровергнуть его, умение слушать и задавать уточняющие вопросы. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информация, которая уже известна и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения. Практически все учебной время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией.
Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка. Она содействует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Ученики активно, с увлечение работают, помогая друг другу, внимательно слушают своих товарищей.
Оновные требования к ролевым играм:
Игра должна стимулировать мотивацию ученика, вызывать интерес и желание хорошо выполнить задание.
Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения содержания. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо выполнить свою роль.
Она непременно проводится в творческой атмосфере, вызывает у учеников чувство удовлетворения. Чем свободнее чувствует себя ученик, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах.
Игра организуется таким образом, чтобы ученики могли в активном речевом общении с наибольшей эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
Роль учителя в процессе подготовки и проведении игры постоянно меняется. На начальном этапе работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится лишь наблюдателем. В современной дидактике уделяется большое внимание самостоятельной работе школьников по усвоению новых знаний. Смещается акцент с активной деятельности учителя на уроке на активную деятельность учащихся. Тем самым повышается роль учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Он управляет активной и самостоятельной деятельностью школьников по усвоению учебного материала.
Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благотворной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.
В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-либо роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направить речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе роль лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадает.
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, указывающая на условия совершения действия и задачу, которую следует решить. Действие и задача могут быть простыми или сложными для выполнения, поэтому и коммуникация партнеров будет либо простой, либо сложной и по содержанию, и по использованию языковых форм.
В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров, например официальные или неофициальные. Однако информация не должна излагаться слишком подробно, ибо в этом случае участник игры лишится возможности проявить творчество. Описание может быть кратким, чтобы ученик мог домыслить роль персонажа, роль которого он будет исполнять. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Каждый участник ролевой игры совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остается определенная свобода действий, речевых поступков.
Роли распределяет учитель, но могут выбрать и сами ученики. Это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими иностранным языком.
Обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов первой ролевой игры. Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.
Если есть такая возможность, нужно записать ход игры на видео, а затем вместе с учащимися просмотреть и обсудить проделанную работу. Видеоматериал дает учителю четкое представление о том, что не получилось в игры, какие языковые формы были использованы не адекватно ситуации, что выпало из поля зрения во время подготовки игры. Все это даст учителю возможность учесть недостатки при проведении последующих языковых игр.
С.В.Макина Краснодар