Статья Современный учебник по русскому языку для основной школы с полиэтническим составом учащихся в контексте новых образовательных стандартов


Кузнецова Ольга Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «СОШ №20»,
Московская область, г.о. Электросталь
Современный учебник по русскому языку для основной школы с полиэтническим составом учащихся в контексте новых образовательных стандартов
Статья посвящена требованиям к современному учебнику русского языка для основной школы с полиэтническим составом учащихся в контексте новых образовательных стандартов и в соответствии с целями и задачами школьного курса русского языка.
Ключевые слова: полиэтническая школа, русский язык как неродной, федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная концепция, учебник, коммуникативно-ориентированный учебник, подходы и принципы обучения, культуроведческий подход, системно-деятельностный подход, текстоцентрический подход, коммуникативно-когнитивный подход, результаты обучения.
В системе общего среднего образования в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Роль русского языка определяется его функциями:
это язык межнационального общения (РФ – полиэтническая страна);
это государственный язык РФ, консолидирующий народы России [1. С. 23].Изучение русского языка и овладение им – средство приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры.
Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.
Обучение русскому языку в 5-9 классах должно обеспечить базовый уровень владения русским языком, прежде всего необходимый и достаточный для прохождения государственной итоговой аттестации по окончании основного звена школы, для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем заложить основы для последующего его развития и совершенствования в рамках старшей школы.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования цели курса русского языка как неродного состоят в следующем [2. С. 59]:Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи предмета «Русский язык» в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения [4. С. 69]:формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Таким образом, изучение русского языка как неродного на современном этапе должно способствовать развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, конспекты и тому подобное.Своеобразной моделью определенной образовательной системы есть основание считать учебник. К учебнику предъявляются общие требования как к особому жанру учебной литературы. В преломлении к учебникам русского языка это [4. С. 65]:Соответствие учебника социальному заказу общества, то есть образовательным, воспитательным и развивающим целям учебного процесса, или личностно-формирующая роль учебника: формирование личности учащегося, его мировоззрения, интеллектуальных и нравственных качеств.
Соответствие учебника единой общепедагогической и психологической концепции развивающего обучения; соблюдение в учебнике традиционных принципов системности, последовательности подачи материала, его доступности, соответствия возрасту учащихся и конечным целям обучения данному предмету; связь теории с практикой.
Реализация общих функций учебников: информативной, организаторской (организация познавательной и творческой деятельности учащихся), развивающей, воздействующей, мотивирующей, обучающе-тренировочной, контролирующей.
Соответствие учебника современному пониманию содержания обучения, включающего два основных компонента: ориентирующего в культуре, то есть в данной конкретной области знания (овладение четко очерченным кругом языковых понятий, умений и навыков) и творчески-деятельностного (овладение учащимися способами поисковой и учебно-тренировочной деятельности, направленными на умение ставить учебные цели и задачи (целеполагание), находить способы их решения, строить алгоритмы самостоятельных учебных действий).Соответствие учебника новым, в том числе информационным, технологиям обучения: интенсивные методы, интерактивные формы обучения, групповые, коллективные и индивидуальные формы работы.
Построение учебника на основе общей теории обучения языкам, то есть на основе лингводидактических принципов, опирающихся на достижения традиционной и современной лингвистики, лингводидактики и методики обучения языкам (разграничение языка и речи, функционально-семантическое и коммуникативно-прагматическое описание языка, взаимосвязь языковых уровней и аспектное их рассмотрение, синтаксис текста, теория речевой деятельности, социолингвистические, лингвокультурологические и когнитивные основы, компетентностный подход к формированию языковой личности).Каждая линия учебников в целом и составляющие ее компоненты – учебники для тех или иных классов имеют свою концепцию, выстроенную в соответствии с современной парадигмой лингвистического образования и обусловленными ею принципами организации процесса обучения предметной области «Русский язык». Любая образовательная концепция реализуется в учебниках и учебных пособиях.
Современные учебники по русскому языку для школ с полиэтническим составом учащихся должны обеспечивать реализацию требований ФГОС к результатам обучения школьников на трех уровнях:
Личностном, что находит отражение в оценочной, интерпретационной, рефлексивной деятельности школьника, способствующих формированию аксиологической составляющей личности.
Метапредметном, что выражается в классификации, систематизации, анализе и синтезе материала школьником, поиске и обработке информации разных видов и типов, активном использовании ИКТ в коллективной и самостоятельной деятельности, развитии языковой и коммуникативно-речевой компетенций.
Предметном, что отражается в обновленном языковом содержании и концептуально новом методическом аппарате данных учебников.
Условием успешного овладения русской речью, формирования умений во всех видах речевой деятельности является прочное и осознанное усвоение сведений о языке, лексике, морфологии и синтаксисе, фонетике и графике, морфемике и словообразовании.
Отбор и описание сведений о языке должны быть осуществлены в учебнике на основе учета типологических трудностей русского языка, которые являются общими для учащихся-инофонов и обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков: отсутствие некоторых грамматических категорий в родном языке, расхождение в способах выражения тех или иных значений (категории рода, одушевленности-неодушевленности, предложно-падежная, видовременная системы и другое) и так далее.Сегодня обучение русскому (неродному) языку в школе реализует следующие подходы и принципы в их взаимосвязи [3. С. 38]:компетентностный подход;
личностно ориентированный подход;
когнитивно-коммуникативный подход;
текстоцентрический подход;
культуроведческий подход;
комплексное овладение всеми видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);
принцип системности и последовательности;
принцип коммуникативности и функциональности;
принцип концентрической организации материала;
принцип учета особенностей родного языка;
принцип минимизации;
принцип комплексности и дифференцированности;
принцип преемственности и перспективности обучения;
межпредметные связи.
Традиционно обучение русскому языку было ориентировано, прежде всего, на овладение учащимися объемом знаний, умений и навыков. Сегодня приходит несколько иное понимание назначения предмета «Русский язык». Важным становится не только развитие личности школьника, но и ее способность жить и трудиться творчески, стремление реализовать себя в современном постиндустриальном обществе. Ученик из объекта учебно-воспитательного процесса становится субъектом обучения и развития.
В традиционной системе обучения субъектом учебной деятельности был, прежде всего, учитель, который в готовом виде предъявлял учебный материал и контролировал процесс его усвоения учащимися, теперь учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учеников, создает условия для развития творческих способностей школьника, определяет трудности, возникающие у ученика, помогает преодолевать их.
В этих условиях меняется и роль учебника в преподавании русского языка как неродного. Учебник не только источник знаний, раскрывающий содержание образовательного стандарта, он призван вовлекать учащихся в активный познавательный процесс и процесс овладения русским языком как языком общения. Поэтому учебник должен носить характер диалога авторов и ученика.
Известно, что практика преподавания русского языка в национальной школе довольно долго была ориентирована, прежде всего, на усвоение теоретических сведений о языке. Процесс обучения нередко еще и сегодня отождествляется с изучением грамматики, порой с механическим заучиванием грамматических правил, определений, парадигм склонений, спряжения. В современном учебнике в качестве важнейшей цели обучения рассматривается овладение языком как средством общения в важнейших сферах и ситуациях, формирование умений речевого общения. Учебник должен научить школьников практически пользоваться средствами неродного языка.
В последнее время наметилось одно из важнейших направлений решения проблемы целей и содержания культуроведческого подхода – познание культуры русского народа в диалоге культур, осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с другими культурами и языками.
В современных условиях проблема межнационального взаимопонимания приобретает особую значимость, диалог культур важен как средство формирования умения жить в многонациональной стране, толерантности, терпимости и уважения друг к другу, гармонизации национальных отношений. Диалог культур на уроках русского языка является важным средством осознания учащимися многообразия духовного и материального мира, признания и понимания ими ценностей другой культуры, в конечном счете, средством формирования умения жить и общаться в полиэтнической стране.
Принцип учета особенностей родного языка является одним из важных в современном учебнике. При его соблюдении система упражнений отбор материала организованы так, чтобы предупреждать интерференцию и учитывать возможности транспозиции знаний и умений учащихся, сформированных на родном языке. Учет родного языка может быть реализован в двух направлениях [2. С. 115]:Скрытое сопоставление: на основе прогнозирования трудностей русского языка предлагается система специальных упражнений по их преодолению.
Открытое сопоставление фактов русского языка с их эквивалентами в родном.
Таким образом, современный учебник для основной школы с полиэтническим составом учащихся в контексте новых образовательных стандартов – это коммуникативно-ориентированный учебник, с реализованными в нем системно-деятельностным, текстоцентрическим, коммуникативно-когнитивным и культурологическим подходами, обеспечивающими личностные, метапредметные и предметные результаты, заявленные ФГОС.Библиографический список
Аркадьева, Э. В. Живая методика преподавания русского языка как иностранного [Текст]: учеб. пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2005. – 345 с.
Гамазкова, О. В. Современный учебник по русскому языку для основной школы с полиэтническим составом учащихся [Текст]: материалы 3 конгресса РОПРЯЛ. – СПб.: Мирс, 2012. – 127 с.
Лысакова, И.П. Русский язык как иностранный [Текст]: методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2004. – 213 с.
Саяхова, Л. Г. Учебник русского языка в школах с полиэтническим составом учащихся [Текст]: материалы 3 конгресса РОПРЯЛ. – СПб.: Мирс, 2012. – 104 с.