Проблемы преподавания русского языка в полиэтнических регионах России ( в классах с полиэтническим составом)


Проблемы преподавания русского языка в полиэтнических регионах России (в классах с полиэтническим составом)
(Выступление на научно-практической конференции 03.11.2012г.)
Ситуация в современной школе, где все чаще появляются классы с полиэтническим составом, имеющим проблемы в овладении русским языком, требует от методической науки и школьной практики новых подходов в реализации целей и задач, поставленных обществом перед образованием. Как очевидно, прежде всего, данная проблема должна решаться в рамках социокультурного подхода. В самом общем виде социокультурный подход – это рассмотрение процесса усвоения языка как социокультурного феномена, с учетом достижений социолингвистики, лингвокультурологии. И здесь на первый план выступают такие методические аспекты, как осознание культурных языковых концептов, что возможно на уроках русского языка в рамках ценностно ориентированного, аксиологического подхода; овладение национально-языковыми стереотипами, овладение фразеологией как отражением в языковой картине мира национального менталитета. Между тем этого подхода при реализации задач обучения русскому языку в полиэтнических классах, где дети-инофоны представляют собою разные национальности, имеют различный уровень владения русским языком, - недостаточно. Здесь уже требуется разработка и реализация несколько иного, геокультурного подхода как одного из аспектов более общего, социокультурного подхода в обучении русскому языку.
Решением этой проблемы в Рязанском государственном университете занимается лаборатория лингводидактики и инновационных технологий обучения русскому языку, разрабатывающая образовательные программы и пособия для преподавания русского языка в новых социокультурных условиях страны и региона. Первостепенными задачами в рамках разработки и реализации геокультурного подхода в обучении русскому языку в полиэтнических классах общеобразовательных школ являются следующие: проведение мониторинга полиэтнической среды региона, анализ полиэтнической образовательной среды в школах; разработка и реализация геокультурной модели обучения русскому языку детей – инофонов и детей-носителей русского языка в классах с полиэтническим составом.
Геокультурная модель обучения русскому языку предполагает прежде всего комплексный учет общих подходов к обучению. Русскому языку, с одной стороны, и учет специфики региона, его культурных традиций, диалектных и геолингвистических особенностей – с другой. Все это позволит облегчить детям – инофонам вхождение в культуру народа, в геокультурные реалии социума в регионе, в школе, в классе. Это поможет учителю в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в классе с разнородным по уровню владения языком составом.Обучение русскому языку в классах с полиэтническим составом требует более последовательного использования методов дифференциации и индивидуализации. Между тем общая цель усвоения курса русского языка в таких классах ставит задачу обосновать и реализовать такой принцип обучения, который бы позволил обеспечить усвоение языка на оптимальном уровне всеми учащимися, в том числе теми, для кого русский язык не является родным. Таким интегрирующим принципом, на наш взгляд, является принцип опоры на модели языка и алгоритмы речи.
Как известно, любой принцип, претендующий на статус научного, выводится из научной закономерности, которая существует объективно. Так, лингвистикой доказано существование моделей в языке. С общеизвестными моделями – словообразовательными и синтаксическими – знакомы даже школьники. Эти модели широко используются методикой при обучении морфемике, словообразованию, синтаксису простого и сложного предложений.
Лексикологические модели в большей степени известны лингвистам, которые, опираясь на семантические модели, ведут исследования в области лингвистического программирования, составление словарей нового типа. Целая область лингвистики посвящена лингвистическому программированию, основанному на использовании семантических моделей. Кроме того, семантическое моделирование является предметом и объектом исследований при создании искусственного интеллекта.
Языковые модели (грамматические – прежде всего) традиционно используются в обучении русскому языку. В своих учебных пособиях мы демонстрируем некоторые известные приемы моделирования как разновидности заданий продуктивного типа. Так, моделирование на уровне слов и морфем (например, образовать имена существительные с помощью суффикса ость) или моделирование на уровне словосочетаний (составить словосочетания с предлогом С, чтобы зависимые слова были разными частями речи) – эти и другие подобные упражнения свидетельствуют, что использование языковых моделей в дидактических целях может осуществляться на разных языковых уровнях.
Между тем на семантическом уровне приемы моделирования текстов до сих пор представлены недостаточно. И в это в то время, как одним из важных принципов обучения русскому языку является принцип опоры на модели языка и алгоритмы речи, в соответствии с которым изучение языка оптимизируется при использовании языковых моделей на различных языковых уровнях, а поскольку каждый вид речевой деятельности имеет свой алгоритм, то обучение этим алгоритмам развивает речетворческий механизм.
В традиционной методике обучения русскому языку как родному примерами моделирования текста (и соответственно – применения метода моделирования в процессе обучения речи) могут служить такие, например, упражнения, как создание текста по опорным словам, восстановление деформированного текста, - то есть, все те хорошо известные в методике приемы, которые опираются на формальные образцы, на опорные признаки текста, на текстовые модели и речевые алгоритмы.В свою очередь в методике обучения русскому языку в поликультурной среде, где русский язык не является родным, такие упражнения приобретают особую значимость.
Принцип опоры на алгоритмы порождения и восприятия речи при формировании речевых умений, при развитии языковой способности вытекает из данных психолингвистики о моделях речевой деятельности. Так, известно, что одним из этапов порождения речи является этап лексического и грамматического структурирования высказывания во внутренней речи. Он является центральным в структуре речевого акта. Его механизм обеспечивает, с одной стороны, выбор слов для построения высказывания, а с другой - грамматическое оформление высказывания. Наличие алгоритмов порождения речи, то есть, ступеней, этапов порождения, диктует и специальные задачи обучения. Так, основными смыслообразующими единицами являются слово, словосочетание, предложение и текст. Именно слово и текст становятся основными дидактическими единицами обучения при развитии речи.
Моделирование языковых и речевых явлений – это не только принцип, определяющий стратегию обучения русскому языку как родному, но и продуктивный метод обучения русскому языку в национальной школе. Он в силу ряда причин призван играть ведущую роль в развитии речевой деятельности учащихся, особенно в условиях преподавания русского языка в классах с полиэтническим составом.
Исходя из этого, что смыслообразующими единицами высказывания являются, в частности, слово и текст, мы строим свою методическую систему обучения на основе алгоритма порождения речи и прежде всего на анализе и изучении именно этих двух единиц языка – начальной и конечной в процессе порождения речи. И прежде всего моделирование идет на уровне слова и текста, которые в речи реализуют номинативную и коммуникативную функции соответственно.
Особое место в нашей системе обучения занимает семантическое моделирование. Поскольку замысел текста можно рассматривать как интеллектуальную модель текста, то для эффективного речевого развития и обучения смыслообразованию необходимо применять упражнения на отбор языковых средств для выражения одного и того же смысла различными грамматическими средствами. Таким образом, в учебном процессе будут использоваться языковые модели семантико-синтаксического уровня, направленные на овладение грамматиче6ской синонимией.
Моделирование ситуаций – еще одна грань этой проблемы, а значит и сфера методических исследования. Ситуативные речевые модели можно условно разделить на два вида: модели речевых ситуаций, которые имитируют процесс порождения речи с определенной целью, и модели ситуаций, которые воссоздаются при анализе готового текста. Между тем существующая сегодня в методике номенклатура упражнений по моделированию языковых единиц различного уровня, по нашему мнению, является неполной, поскольку не содержит упражнений, способствующих моделированию именно на семантическом уровне. Моделирование ситуации общения – это, пожалуй, на сегодня единственное проявление метода речевого моделирования, что уже недостаточно для эффективного речевого развития. Считаем методически значимой задачей, в связи с этим, разработать систему упражнений, реализующих принцип опоры на модели языка и алгоритмы речи для всех языковых уровней. На наш взгляд, эта проблема сегодня приобретает общеметодический, лингводидактический характер, поскольку становится задачей для методики преподавания русского языка как родного и как иностранного. И решение указанной проблемы тем более важно для преподавания в классах с полиэтническим составом.