Программа экологической смены ДОЛ

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБУ ДОЛ
им. Ю.А. Гагарина
_________________Н.В. Бибиков
«_______»_______________2015 г.






Программа 1-й лагерной смены
с 1 по 21 июня
«Хранители природы»



Составитель:
Старший воспитатель
Дронова Наталья Владимировна













Белгород 2015

Пояснительная записка.

«Чтобы ребёнок научился понимать природу,
чувствовать её красоту, читать её язык,
беречь её богатства,
нужно прививать эти чувства с детства.»
В.А.Сухомлинский

Экологическая обстановка с каждым днем ухудшается все больше и больше, тем самым вызывая огромную тревогу и беспокойство. Лесные пожары, возникающие из-за безответственности человека, вырубки лесов, обмеление и заиливание рек, оскудение природных ресурсов, выбросы вредных веществ в атмосферу, почти повсеместное загрязнение окружающей среды, свалки отходов и горы мусора – всё это происходит без контроля общественности, а подчас при её безразличии к окружающей среде. Всем знакомы засыпанные мусором городские и деревенские улицы, обезображенные заборы, сломанные деревца и растоптанные клумбы – свидетельства низкой экологической культуры в быту.
Природа – первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, и природа не наша раба.
Мы – её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями, и от экологической воспитанности людей зависит состояние природы в будущем.
Вот почему сегодняшняя экологическая ситуация – предмет всего гражданского воспитания. Воспитание гражданина – это воспитание в человеке уважения к себе как социально-значимой личности. Только ощущая себя как социально-значимую личность, человек стремится изменить окружающий мир. Поэтому важно научить людей создавать вокруг себя благоприятную среду и вести себя так, чтобы самим было приятно, чтобы чувствовать самоуважение от того, как живёшь, а не отвращение и беспомощность.
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания. Данная программа предлагает решать её путём вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную и трудовую деятельность.
Загрязнённый воздух и вода не знают границ. Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее.
Немалую роль в улучшении экологической обстановки могут сыграть детские организации, которые могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды и т.д.
Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок осмыслил, что он является частицей окружающего мира и осознавал гражданскую ответственность за свои действия, понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.
Даже самые элементарные понятия об экологической культуре должны начинаться с самого детства.

Постановка проблемы
Экологическая смена «Хранители природы» организуется на базе МБУ ДОЛ им.Ю.А. Гагарина, является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации воспитанников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

Концептуальные основы программы
Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и формирование нравственного отношения к природе, воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Задачи:
расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
формирование активного и ответственного отношения к окружающей среде;
максимальное использование возможностей природного окружения;
организация активного отдыха и оздоровление детей;
приобщение к природоохранной деятельности;
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.


Ведущие принципы
В основе деятельности экологической смены профильного лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии:
личностно-ориентированный подход;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
понимание ценности каждой личности и каждого природного организма;
обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним;
воспитание способности и потребности общения с миром через освоение
гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.

Участники программы
Экологическая смена лагеря комплектуется из числа учащихся 7 – 18 лет, продолжительность пребывания в лагере 21 день, количество детей 209 человек.

Механизм реализации программы
Программа реализуется в течение 21 дня, представляет собой оздоровительную экологическую смену профильного лагеря, воспитательно-оздоровительный процесс которой включает два блока: экологический и оздоровительный.

Экологический блок состоит из следующих разделов:
Экскурсии и прогулки
Тематические дни
Трудовые десанты
Интеллектуальные игры
Конкурсные программы

Оздоровительный блок.
Оздоровительный блок состоит из следующих разделов:
организация двигательной активности;
создание условий для оздоровительного режима дня;
профилактическая работа и закаливание;
комплекс эмоционального воздействия.

Организация двигательной активности
Во время нахождения детей в оздоровительном лагере под руководством инструкторов по физической культуре, плаванию, туризму и воспитателей проводятся:
утренняя гимнастика;
спортивные занятия;
экскурсии и биологические прогулки;
минутки здоровья.
Физкультурные мероприятия направлены на:
укрепление мышц, позвоночника;
предупреждение гиподинамии;
предупреждение проявления отрицательных эмоций.

Создание условий для оздоровительного режима
Необходимость определенного распорядка дня основана на принципе биоритмии. Для наиболее эффективного оздоровительного режима в повседневной жизни ребенка реализуется следующая триада:
достаточная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений;
достаточные умственные нагрузки;
превалирование положительных эмоций.
В режиме повторяются следующие моменты: время приема пищи (5-ти разовое), общая длительность пребывания ребят на открытом воздухе при выполнении физических упражнений, минуток здоровья, экскурсий, прогулок, практических занятий. Все остальные компоненты режима варьируются.

Профилактическая работа и закаливание
Огромную роль в оздоровлении играют природные и климатические факторы, которые способствуют закаливанию детей, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям.
Профилактические и закаливающие мероприятия:
дыхательная гимнастика – включена в упражнения утренней гимнастики;
солнечные ванны – благоприятно сказываются на функциях физиологических систем, улучшают общее состояние организма, состав крови, усиливают обмен веществ, повышают защитные силы организма, эмоциональный тонус (в то же время они являются сильнодействующим фактором и требуют строгой дозировки);
воздушные ванны – повышают тонус нервной и мышечной системы, способствуют тренировке терморегуляции;
босохождение – кроме закаливающего воздействия, способствует профилактике плоскостопия.
Оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся с использованием естественных природных факторов (воздуха, солнца, воды), а также физкультурных и спортивных занятий. Все закаливающие мероприятия проводятся под руководством инструкторов по физической культуре.
Условия реализации программы.
1.Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МБУ ДОЛ им.Ю.А. Гагарина
Правила внутреннего распорядка лагеря .
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в загороднем оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
План работы.

Основные направления деятельности
Направления деятельности
Формы работы
Ожидаемый результат

Учебно-исследовательская (познавательная)
Экологический ликбез: лекционные, практические учебные занятия, экскурсии, работа с научной и учебной литературой.
Интеллектуально-познавательные игры.
Усвоение теоретических и практических экологических знаний и навыков учащимися.
Формирование убеждения необходимости беречь и охранять природу.
Развитие и расширение кругозора учащихся.

Общественно-полезная и трудовая
Трудотерапия (трудовой десант) на прилегающих к корпусам территориях .
Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагерных помещений.
Приобретение трудовых навыков, формирование экологической культуры, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.

Спортивно-оздоровительная
Утренняя зарядка.
Воздушные и солнечные ванны.
Подвижные игры.
Экскурсии.
Походы с играми на местности.
Пропаганда и формирование здорового образа жизни.
Улучшение физического состояния учащихся.
Увеличение двигательной активности.
Укрепление физического здоровья детей.

Природоохранная (художественно-эстетическая)
Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.
Выпуск бюллетеней о жизни в лагере.
Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья.
Выставки работ учащихся.
Использование работ детей в рекламных и природоохранных мероприятиях.
Сотрудничество с местной газетой.

Диагностико-аналитическая
Диагностические психологические тесты.
Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей.


Этапы программы:
1. Подготовительный (май): - Подбор кадров; - Подготовка методических материалов; - Подготовка материально-технической базы;
- Формирование отрядов.
2. Организационный этап (1-2 день лагеря) - Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами; - Оформление уголков отряда.
3. Основной этап (3-20 день лагеря): - Работа по озеленению территории лагеря; - Трудовые десанты; - Спортивно-оздоровительные мероприятия по плану; - Досуговые мероприятия; - Методическая работа с воспитателями, с вожатыми.
4. Заключительный этап (20 день): - Закрытие смены; - Обобщение итогов деятельности; - Сбор отчетного материала; - Выпуск фотодневника лагеря;
- Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы).

Ожидаемые результаты

1. Общее укрепление здоровья воспитанников лагеря.
2. Снятие психологического и физического напряжения.
3. Приобретение воспитанниками практических экологических и природоохранительных навыков.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Формирование умений правильного поведения в природе;
6. Осознание экологической опасности, угрожающей планете из-за нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды



План реализации программы:
1 июня
Заезд
Игры на знакомство, определение лидеров.
Игра «Разведчики»
Орг.сборы, сборы-планирования, подготовка к открытию.
12 июня
День России.
Торжественная линейка.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Концертная программа «У моей России»
Дискотека

2 июня
Оформление уголков, отрядных мест.
Подготовка к открытию.
Представление педколлектива

13 июня
День культа тела.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Родительский день «7Я»
Дискотека

3 июня
Конкурс уголков и отрядных мест
Открытие смены
Посвящение в юные экологи.
Праздничная дискотека
14 июня
День культа тела.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Экологическая тропа
Работа по плану отряда

4 июня
День легкой атлетики.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Инсценированная экологическая сказка
Работа по плану отряда
15 июня
День самоуправления.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Игра «Найди вожатого»
Конкурс вожатского мастерства

5 июня
Выборы президента
Мисс Гагарина-2015
Дискотека
16 июня
День спортивной прессы.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
День варенья
Дискотека

6 июня
День игровых видов спорта.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Конкурс рисунков «Сказки Пушкина»
Игра по станциям «Там на неведомых дорожках»
17 июня
День олимпийских надежд
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
День олимпийских надежд
__________________________________
Работа по плану отряда

7 июня
День игровых видов спорта .
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Конкурс чтецов «Природа моего края»
Дискотека
18 июня
День туризма.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Операция «Лента памяти»
_________________________________
Дискотека

8 июня
День игровых видов спорта.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Рыцарский турнир
Работа по плану отряда
19 июня
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Познавательная игра «Полна чудес- могучая природа»
Конкурс экологической моды

9 июня
День игровых видов спорта.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Клипы на военные песни «А музы не молчали»
Дискотека
20 июня
Операция «Автограф». Город мастеров.
Закрытие смены
Дискотека


10 июня
День легкой атлетики.
Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Конкурс рисунков на асфальте «Мы будем помнить» _______________________________
Работа по плану отряда
21 июня
Операция «Нас тут не было»
Отъезд


11 июня
День спортивной гимнастики. Работа творческих объединений. Экологический ликбез. Минутка здоровья.
Ярмарка подвижных игр.
Конкурс плакатов «Россия-родина моя»
Дискотека




Список литературы
Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
































Отчет
за 1-ю смену 2015 года
«Хранители природы»

С 1 по 21 июня 2015 на базе ДОЛ Ю.А. Гагарина работала смена направленная на эколого-патриотическое воспитание «Хранители природы». В лагере отдохнули 208 детей из города Белгорода, Белгородской области. Из них 30 человек из многодетных и малообеспеченных семей, группа гандболистов – 22 человека (Коновалов В.В.). Работу лагеря организовывали студенты НИУ «БелГУ» (Крылова Е.И., Симонов М.Р., Пенчук Н.Н., Клименко Е.К. и др.) и белгородского педагогического колледжа (Суслова Е.А., Балабаева А.А. и др.), воспитатель (Чернова В.Б.) и учитель (Базарова В.Ю.). Коллектив сложился молодой, но достаточно опытный, так как многие студенты работали уже не в первый раз.
За период первой смены «Хранители природы» реализовывались различные виды воспитательной работы: кружковая, спортивная, туристическая, конкурсная, игровая и др.
В лагере работа была реализована через игру, способную пробудить детскую любознательность, вовлечь в активное освоение окружающего мира. При выборе игр акцент делался на их видовое разнообразие.
Важным и традиционным событием смены является межлагерный фестиваль «Зажги свою звезду». Темой концертного блока нашего лагеря стало 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Всего в фестивале приняло участие 49 воспитанников лагеря. В общем зачете наш лагерь занял 1 место среди 5 лагерей.
За первую смену также были проведены:
-Выборы президента, которые отличались достаточно высоким уровнем подготовки. Кандидаты представляли свои программы, выступали агитационные бригады. Президентом стала Есина Дария из 1 отряда, которая впоследствии активно занималась самоуправлением лагеря и помогала в проведении тематических дискотек, конкурсов, игр и других мероприятий. Также прошли праздничные концерт и дискотека. На выборах присутствовали представители СМИ телерадиокомпании Белгород 24.
-Рыцарский турнир, в котором мальчики боролись за почетное звание. Был выбран настоящий рыцарь лагеря в различных возрастных категориях.
-Мисс «Гагарина», в этом мероприятии приняли участие девочки разных возрастов. По итогам данного конкурса были присвоены номинации: «Мисс грация», «Мисс обаяние», «Мисс улыбка» и др.
- День России. Задействованы были в подготовке и участии все воспитанники лагеря. После концерта была организована тематическая дискотека .
-«Час МЧС» - в лагерь приехало много гостей: старший инспектор ОНД г. Белгорода Адонин А.С.; представитель ВДПО Шевцова А.А.; специалисты ГО Горностаев М.А., Жукова Л.И. Дети самостоятельно учились пользоваться огнетушителем. Мероприятие по соблюдению мер пожарной безопасности в этой смене прошло достаточно интересно.
-Супервожатый – это конкурс профессионального мастерства, проводимый среди воспитателей лагеря, на котором они представляли свои таланты, умения организовывать игры с детьми, способности находить выход их трудных ситуаций связанных с воспитательной деятельностью, актерское мастерство и юмор. Все вожатые показали очень высокие результаты и были достойны призового места. Всем воспитателям были присвоены номинации: «Самый смешной», «Самый творческий» и др.
Запомнятся ребятам следующие мероприятия: конкурсы «Инсценировка экологических сказок», рисунков «По сказкам А.С. Пушкина», клипов на военные песни «А музы не молчали», рисунков на асфальте «Мы помним», плакатов «Россия родина моя», флеш-мобов «Россия вперед», конкурсная программа «7Я», игры «Зеленая пятка», «Мамонты», «Разведчики», «Угадай мелодию».
Во всех отрядах в течение смены проводились различные коллективные творческие отрядные дела, как запланированные, так и организованные по инициативе воспитателей и самих детей : игра-знакомство «Мы знакомы», вечер-игра «Забава», беседы о технике безопасности на воде, беседы о технике безопасности дорожного движения, о вредных привычках и др.
Ежедневно проводилась операция «Чистюлька» во главе с врачом и медицинской сестрой, на специально подготовленном экране сантройкой выставлялись оценки за санитарное состояние корпусов и территорий, а также каждый вечер проводился плановый обход всех корпусов.
Для поддержания чистоты на территории лагеря была проведена акция «Война с королем Мусором».
В рамках данной смены работали творческие объединения, которыми руководили воспитатели, вожатые на общественных началах и педагоги дополнительного образования. Для детей проводились занятия в творческих объединениях: «Евровидение», «Быстрее, выше, сильнее!», «Волшебный карандаш», «Пресс-центр», «Умная бумага», «Экологический ликбез», «Минутка здоровья», «Танцы», «Скрапбукинг», «Соленое тесто».
Кроме того, в течение первой лагерной смены «Хранители природы» работала библиотека, дети имели возможность в свободное время «окунуться» в мир прекрасного.
Для 1,2,3 отрядов была проведена беседа о правилах поведения в общественных местах сотрудниками правоохранительных органов: старшим инспектором ОДН ОП №2 капитаном полиции Федченко Евгенией Олеговной; начальником ОДН подполковником полиции Сальниковой Оксаной Павловной.
На протяжении всей смены организовывались праздничные и тематические дискотеки .
Для более активного отдыха детей были предусмотрены следующие выездные экскурсии:
- в зоопарк;
- на автодром «Вираж», где было включено не только посещение музея, но и катание на картинге;
- в музей диораму Курской битвы;
- на Прохоровское поле и музей «Третье ратное поле»;
-в литературный музей (обзорная экскурсия по литературному музею; экскурсия по выставке «Проза двенадцатого года» 1812 год в русской литературе; экскурсия по выставке «Радость детства»);
Кроме того желающие могли посмотреть 3D кинофильм «Путешествие 2», шоу мыльных пузырей, поиграть в лазертаг.
Под руководством инструктора по туризму все отряды побывали в туристическом походе на озеро. Перед походом проводился инструктаж о мерах безопасности и правилах перемещения на маршруте. Каждый отряд отправлялся в поход в определенный день по плану. В походе дети учились заготавливать дрова, исполнялись песни, рассказы. Ребята имели возможность отдохнуть, соприкоснуться с природой, почерпнуть силу и энергию. Эти походы интересны, полезны и очень нравятся всем детям.
Спортивно-массовая работа предполагала проведения следующих мероприятий: дни легкой атлетики (бег на 60 м., длина с места, пресс), игровых видов спорта (футбол, пионербол, лапта, эстафета, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шашки); спортивной гимнастики (для девочек: прыжки на скакалке – 30 сек., прыжки по кочкам, а для мальчиков: подтягивания, отжимания); культа тела (фитнес – показ выступлений и спортивных упражнений под музыку, боди-арт); спортивной прессы (выпуск газеты на тему «ЗОЖ», выступления комментаторов по видам спорта); туризма (полоса препятствий, сбор палатки). А также был организован «Комический футбол».
Окончание смены тоже было ярким, запоминающимся и трогательным. В праздничном концерте были еще раз показаны самые запоминающиеся номера, как в исполнении детей, так и воспитателей.
Благодаря мастерству многих педагогов в эту смену была создана дружеская атмосфера совместного творчества, что позволяло ребятам проявить себя и осознать ценность свою и своих друзей.


Старший воспитатель Дронова Н.В.











Муниципальное бюджетное учреждение
детский оздоровительный лагерь им. Ю.А. Гагарина

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




Заголовок 315