Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС на начальном уровне общего образования



Аналитическая часть
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Этапы программы
Критерии успешности психолого-педагогического сопровождения
Основные направления психологического сопровождения
Формы работы психологического сопровождения
Содержательная часть
Изучение предпосылок учебной деятельности на этапе предшкольного образования
Приложение № 1 (Диагностические методики изучения предпосылок УД на этапе предшкольного образования)
Приложение №2 (Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования)
Входной мониторинг УУД в адаптационный период с целью определения стартовых возможностей обучающихся. План мероприятий сопровождения всех участников образовательного процесса на данном этапе.
Приложение № 3 (Цикл адаптационных занятий для первоклассников «Введение в школьную жизнь»)
Приложение № 4 (Возрастные особенности формирования УУД у обучающихся)
Приложение №5 (Диагностические методики УУД для первоклассников)
Одаренные дети. Система мониторинга творческих способностей
Приложение №6 (Диагностические методики творческих способностей)
План мониторинга УУД 2-3-4 классов.
Общий план мероприятий психолого-педагогического сопровождения на (II--IVчетверть)
Приложение № 7 (Технологические карты формирования УУД в начальной школе)
Приложение №8 (Диагностические методики УУД для 2-4классов)
План мероприятий психолого-педагогического сопровождения выпускников начального уровня образования
Приложение № 9 (Личностные результаты в 4 классе)
Приложение № 10 (Дополнительные диагностические методики в 4 классе)
Приложение№11 (Цикл занятий с элементами тренинга для дезадаптированных обучающихся 4 классов)Приложение №12 (Диагностические методики параметров школьного обучения и адаптации для пятиклассников)
Дети с особыми образовательными потребностями
Приложение №13 (Диагностические материалы для детей с ОВЗ)
Приложение №14 (Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)
I.1. Пояснительная записка
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.
Поэтому и  возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС на начальной ступени образования, которая объединила и интегрировала бы 4 отдельных модульных блока направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся с одной стороны:
Изучение развития УУД ребёнка на этапе предшкольного образования для сопровождения переходного адаптационного периода к школьному обучению
Изучение развития УУД детей в течение всего школьного периода начального обучения для организации коррекционной помощи
Изучение развития детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, с ОВЗ и «группы риска» для сопровождения и построения индивидуальных образовательных маршрутов
Отслеживание психологического состояния обучающихся, личностного статуса для сопровождения переходного адаптационного периода на следующую ступень обучения.
С другой стороны, включала бы сопровождение других субъектов образовательного процесса: родителей и педагогов, что и подразумевается в самом названии программы «четыре плюс». Каждый программный модуль содержит 2 составляющих: диагностическую и коррекционно-развивающую.
Данная программа разработана на основе трех основных информационных источника:
Методическое пособие под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»;
«Креативные тесты Вильямса» под ред. Е.Е.Туника (практикум по психодиагностике);
Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», XX Сыктывкар 2013
и ряда дополнительных.
I.2. Цель программы:
Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса для создания социально – психологических  условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации
Задачи программы:
4 Формирование общего личностного развития и социализации обучающихся- обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД на переходных периодах к следующему уровню;
- сопровождение в условиях начальной школы: адаптация к новым условиям обучения; систематическое отслеживание психолого-педагогический статуса ребенка и динамику его психологического развития; помощь в решении проблем социализации, учебных трудностей, формирования навыков позитивного коммуникативного общения;  профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;  помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

- сопровождение детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, с ОВЗ и детей «группы риска».
+ Формирование, повышение или укрепление компетентного подхода в вопросах обучения, воспитания и развития обучающихся у педагогов и родителей
Задачи программы реализуются через организацию и сопровождение мероприятий 4 вышеуказанных блоков с детьми и дополнительного блока со взрослыми.
I.3. Этапы программы психолого-педагогического сопровождения
I этап – предшкольный этап + адаптационный этап к началу школьного обучения (1 класс - I четверть)
II этап – школьный этап (1-4 класс)
III этап – предадаптационный этап (4 класс – IV четверть) + адаптационный этап при переходе на второй уровень обучения (5 класс –I четверть)
I.4. Критерии успешности психолого-педагогического сопровождения:
Успешность деятельности обучающихся;
Осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
Удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
Связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе
Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию обучающихся, который выдвигает на первое место не информированность учителя, родителя, а способность успешно организовывать данную деятельность.  Смысл такого подхода в том, что участники образовательного процесса (педагоги и родители) должны осознавать постановку самой задачи – сохранение психологического здоровья детей в процессе обучения, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что участники сами формируют понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе недостаточно консультационно-профилактических мероприятий, но и включение педагогов и родителей в активные формы сотрудничества, т.к. психологические тренинги, семинары-практикумы, конференции, дискуссии и т.д.
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития обучающихся.Целевая аудитория программы: взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 1х-4х классов МКУ СОШ №2 г. Нижнеудинска
I.5. Основные направления психологического сопровождения
Профилактическое
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся,  разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач возрастного этапа;
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучающихся на следующий возрастной уровень.
2. Диагностическое
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, обучающихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках компонентов психического развития или формирования личности школьника
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы, составление плана развития способностей или других психологических образований.
3. Консультативное
Помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются дети, родители, педагоги. Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное
 Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего  с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Направлено на: уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6. Просветительско-образовательное
Психологическое просвещение и образование – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре
I.6. Формы работы психологического сопровождения
            Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
С обучающимися
Профилактическая работа с учащимися с целью формирования  у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие  формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение дезадаптированных и одаренных обучающихся и организация индивидуальной  или групповой коррекционно-развивающей работы.
Проведение коррекционно-развивающих занятий и тренингов  с учащимися по развитию познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу, развитие креативности
Консультирование учащихся (помощь в решении проблем)
С педагогами
Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со обучающимися, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Педагоги обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия с детьми и коллегами.
Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно—воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
Проведение семинаров, практических занятий, лекций
С родителями
Консультирование  родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию  обучающихся к началу школьного обучения и средней школе, посвященное психологическим особенностям того или периода. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары, - так и в достаточно новых для системы сопровождения формах родительских клубов, круглых столов, совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие, как родители, так и дети.Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической  деятельности.
Проведение бесед,  лекций позволяющими дать родителям рекомендации для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности
1.Изучение предпосылок учебной деятельности
на этапе предшкольного образования
Предпосылками успешной учебной деятельности являются:
Адекватная школьная мотивация
Рефлексивная адекватная самооценка
Сформированность учебной деятельности (УД).
Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения
Внутренний план действия
Достаточный уровень развития фонематического слуха
Достаточный уровень развития крупной и мелкой моторики
Значение предпосылок учебной деятельности для дальнейшего обучения:
Обучение в зоне ближайшего развития ребенка
Адекватная постановка целей
Высокая самоэффективностьВысокая успешность в усвоении учебного содержания
Предпосылка перехода к самообразованию
Способность действовать «в уме»
Осознанность и критичность учебных действий
План мероприятий сопровождения всех участников образовательного процесса на этапе предшкольного образования

Участники Сроки
Будущие первоклассники Наблюдение. Экспресс диагностика УД будущих первоклассников Январь-май
Родители Собрание с элементами тренингами «В семье появился первоклассник. Что делать?»
Рекомендации психолога по формированию предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования Декабрь
Педагоги (4 классов) Семинар-практикум «Здоровье будущего первоклассника» май
II.2. Входной мониторинг УУД в адаптационный период
с целью определения стартовых возможностей обучающихся
Мониторинг УУД осуществляется у обучающихся начального уровня образования на всех этапах программы. Удобно, если ежегодно сроки мониторинга (четверти) совпадают с номером обследуемых классов, так в первой четверти во время адаптационных занятий с психологом «Введение в школьную жизнь» можно провести входной мониторинг УУД первых классов, во второй четверти – вторых классов и т.д. Выбор методик может быть различным, но соответствовать возрастным особенностям развития универсальных учебных действий (Приложение №3)
Цель входного мониторинга УУД у первоклассников:
Определение стартовых возможностей обучающихся
Задачи мониторинга:
сбор информации об уровне сформированности УУД;
выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
организация коррекционно-развивающей помощи при адаптации
План мероприятий на адаптационном этапе (I четверть)
Сроки УУД/ показатель Инструментарий Методы
I четверть классы
Адаптационные занятия с психологом «Введение в школьную жизнь»
Сентябрь-октябрь Познавательные Рисуночный тест «Моя семья»
Методика «Бусы»
Рисуночная методика (определение общего уровня развития м\м и логических действий)
октябрь Коммуникативные Задание «Рукавички» проба
октябрь Регулятивные Методика «корректурная проба» (фигуры) тестирование
октябрь Личностные Опросник по адаптации к школьному обучению
Анкетирование
Опросник по адаптации для учителя (М.Л.Ковалевой) Ноябрь
+ Консультация учителей по результатам обследований первоклассников
Организация тематических родительских собраний по результатам входного мониторинга и адаптационных мероприятий
II.3. Одаренные дети.
Система мониторинга творческих способностей

Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
Формирование адекватной самооценки
Охрана и укрепление физического и психологического здоровья
Профилактика неврозов
Предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников
Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей
Система мониторинга творческих способностей на начальном уровне образования выстроена на материалах «Креативные тесты Вильямса» под ред. Е.Е.Туника (практикум по психодиагностике)
класс этап Методы диагностики
1 предварительный Наблюдение,
Экспертное мнение родителей
2 Ориентировочный
Экспертное мнение учителей.
Опросник для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка.
Тест «Несуществующее животное»
карта интересов (6)
3 Основной
(база данных)
Карта интересов (13)
Тест дивергентного (творческого) мышления
Тест Равена (черно-белый)
4 заключительный Отслеживание, развитие мотивации успеха
Самооценка творческих достижений
Диагностика тревожности
Творческие способности тесно связаны с познавательными УУД и вписаны в общий план мероприятий. Диагностические методики творческих способностей и дивергентного мышления представлены в приложении №6.
II.4. Изучение развития УУД детей в течение всего школьного периода начального обучения для организации психолого-педагогического сопровождения
В рамках реализации программы «4+» разработана система мониторинга УУД на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Данная система представлена в виде входного мониторинга УУД 1 классов с целью определения стартовых возможностей (см. п. II.2) и мониторинга УУД 2-4 классов (п. II.4). В общий план диагностических мероприятий включены также диагностика творческих способностей и ведущих интересов младших школьников (см. п.II.3), диагностика уровня школьной тревожности обучающихся 4 классов и социального статуса на пороге следующего уровня обучения (см. п.II.5)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.Объекты мониторинга:
универсальные учебные действия младших школьников;
психолого- педагогические условия обучения;
педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Условия реализации мониторинга:
банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
ОБЩИЙ ПЛАН МОНИТОРИНГА
УУД 2-3-4 классахII
четверть 2 класс
Индивидуальные занятия обучающихся с психологом
 ноябрь
 Личностные 2 кл. «Лесенка» Тестирование самооценки
2 кл. Беседа о школе (Н.Лускановой) тестирование
Регулятивные 2 кл. «Ошибки в тексте» (Наша таня…)
тестирование
Познавательные 2 кл. Методика «Выделение существенных признаков» фронтальный опрос
2 кл. Модифицированная карта интересов (6)
Анкетирование (определение ведущих познавательных интересов)
декабрь
+ 2 кл. «Несуществующее животное»
Рисуночные тесты на определение уровня дивергентного мышления
Коммуникативные 2 кл. «Рукавички» Групповая проба
2 кл. Методика «Совместный рисунок»
Динамические
пробы
для отдельных обучающихся
Консультация учителей по результатам обследований
Организация тематических родительских собраний во 2 классах
«Начало оценивания. Ожидания и родительские установки»
III
четверть 3 класс
Индивидуальные занятия обучающихся с особыми образовательными потребностями с психологом
январь
Личностные 3 кл. «Шкала -Я» Тестирование самооценки
февраль Регулятивные 3 кл. «Корректурная проба» (буквы) тестирование
Познавательные 3 кл. Тест Равена3 кл. Задание «8 квадратов» тестирование
3 кл. «12 картинок» Рисуночные тесты на определение уровня дивергентного мышления
март
+ Коммуникативные 3-4 кл . «Социометрия-секрет» Тестирование
(определение межличностного статуса)
Семинар-практикум «Особые дети» для учителей
Индивидуальные родительские консультации для родителей детей с особыми образовательными потребностями
IV
четверть 4 класс
Индивидуальные занятия «тревожных» обучающихся с психологом
апрель Личностные 4 кл. «Самооценка»
4кл. «Самооценка творческих достижений» Анкетирование
4 кл. Модифицированный тест Филипса «Школьная тревожность» тестирование
Регулятивные 4 кл. Методика «Найди слова» (25 слов) тестирование
май Познавательные 4 кл. Тест «Найди ошибки в тексте» (Белые лебеди…)
4 кл. Задание «Логические закономерности» (числовые ряды) тестирование
Коммуникативные
4 кл . «Ковер»
4 кл . «Социометрия-секрет»
групповой проект
Тестирование
(определение межличностного статуса+ Семинар-практикум для учителей выпускных классов (4,9,11) «Другие дети – другие мы!»
Тематические групповые консультации для родителей выпускных классов (4,9,11)
Приложение № 4 (Возрастные особенности формирования УУД у обучающихся)
Приложение №5 (Диагностические методики УУД для первоклассников)
Приложение №6 (Диагностические методики творческих способностей)
Приложение № 7 (Технологические карты формирования УУД в начальной школе)
Приложение №8 (Диагностические методики УУД для 2-4 классов)
Приложение №10 (Дополнительные диагностические методики в 4 классе)
II.5. План мероприятий психолого-педагогического сопровождения
выпускников начального уровня образования
Важным периодом в жизни ребенка является переход из начальной школы в 5 класс, поэтому пристальное внимание уделено психолого-педагогическому сопровождению обучающихся 4-х классов в образовательной организации.
Прежде, всего, определим, какими качествами должен обладать выпускник начальной школы по ФГОС:
Параметры, требуемые ФГОС Психологическая составляющая
- это любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Мотивация учения
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Общеучебные действия:
Познавательные и организационные
- любящий свой народ, свой край и свою Родину; Ценностные ориентации: патриотизм
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Ценностные ориентации
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Личностные качества: самостоятельность и ответственность
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; Коммуникативные навыки
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ребенок. Ценностные ориентации: ведение здорового образа жизни (ЗОЖ)
В Государственных стандартах определено, что обучающиеся должны овладеть следующими ОУД:
1. Личностные действия (мораль и мотивация): - знание моральных норм, - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, - ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Три вида личностных действий:— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
— нравственно - этическая ориентация,
2. Регулятивные действия (общеучебные)
— целеполагание как постановка учебной задачи, планирование действий; прогнозирование — предвосхищение результата
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и преодолению препятствий, контроля; коррекции, оценка
3. Познавательные (общеучебные, логические, а также постановка и решение проблемы)
Общеучебные универсальные действия:
— формулирование познавательной цели; поиск информации; определение основной и второстепенной информации;
— структурирование знаний; выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
(речевые)
— смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели; построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование
Логические универсальные действия:
— анализ признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей,
— выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений;
— доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Коммуникативные действия (общение)
- учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся (работа в группе)
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов
– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
(речевые навыки)
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В рамках программы «4+» психолого-педагогическое сопровождение выпускников начального уровня обучения осуществляется в два этапа:
Предадаптационный (IV четверть 4 класса)
Адаптационный (I четверть 5 класса)
На первом этапе осуществляется диагностика УУД, творческих способностей, уровня тревожности и личностного статуса. Организуются занятия с «тревожными» детьми и проводятся консультации с их родителями. На втором этапе в адаптационный период осуществляется диагностика параметров школьного обучения (информация для педагогов, приступивших к работе с новыми обучающимися) и адаптации детей к новым условиям. Организуются занятия с дезадаптированными обучающимися 5 классов и проводятся групповые и индивидуальные консультации с родителями и педагогами.
Общий план мероприятий ППС
выпускников начального уровня обучения
IV
четверть 4 класс
Индивидуальные занятия «тревожных» обучающихся с психологом
апрель Личностные 4 кл. «Самооценка»
4кл. «Самооценка творческих достижений» Анкетирование
4 кл. Модифицированный тест Филипса «Школьная тревожность» тестирование
Регулятивные 4 кл. Методика «Найди слова» (25 слов) тестирование
май Познавательные 4 кл. Тест «Найди ошибки в тексте» (Белые лебеди…)
4 кл. Задание «Логические закономерности» (числовые ряды) тестирование
Коммуникативные
4 кл . «Ковер»
4 кл . «Социометрия-секрет»
групповой проект
Тестирование
(определение межличностного статусаСеминар-практикум для учителей выпускных классов (4,9,11) «Другие дети – другие мы!»
Тематические групповые консультации для родителей выпускных классов (4,9,11)
+ I
четверть 5 класс
Индивидуальные занятия с дезадаптированными обучающимисясентябрь Диагностика параметров школьного обучения
Диагностика адаптации детей к новым условиям обучения информация для педагогов, приступивших к работе с новыми обучающимися
+ Консультация учителей по результатам обследований пятиклассников
Организация тематических родительских собраний «Первый раз – пятый класс!»
Индивидуальное консультирование родителей дезадаптированных обучающихся Приложение № 9 (Личностные результаты в 4 классе)
Приложение № 10 (Дополнительные диагностические методики в 4 классе)
Приложение № 11 (Цикл занятий с элементами тренинга для дезадаптированных обучающихся 4 классов)
Приложение №12 (Диагностические методики параметров школьного обучения и адаптации для пятиклассников)
II. 6. Дети с особыми образовательными потребностями
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Психолого--педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы:
проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
проведение малых педагогических советов, административных советов;
ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
разработка методических рекомендаций учителю;
анкетирование учащихся, диагностика;
обследование школьников по запросу родителей;
Содержание и формы работы
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия
Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
Ежегодно в первую неделю сентября психолог совместно с другими педагогами и специалистами осуществляет сбор сведений о ребенке с ОВЗ с целью определения группы риска школьной дезадаптации. Изучаются медицинские карты. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность», методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения», также используются анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья, и анкета для изучения психологического климата в коллективе (Приложение №13)
Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.
Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).
Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется протокол первичного обследования и дневник динамического наблюдения. (Приложение №13)
Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуального образовательного маршрута на основе методических рекомендаций ППС детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение №14)
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.
Литература
Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. — Ростов н/Д., 2003.
Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.
Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно - историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. — М., 2007.
Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3.
Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.
Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. — М., 1985.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. — М., 1996.
Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. — Минск, 1993.
Забрамная, С.Д. Развитие ребёнка – в ваших руках: Книга полезных словетов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов / С.Д.Забрамная, О.В.Боровик. – М.: Новая школа, 2000. – 160 с.
Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики: психолого - педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова / В.П. Зинченко. — М., 2002.
Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности / В.Е. Клочко. — Томск, 2005.
Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.
Крюкова, С.В.,Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. – М.: «Генезис», 2007
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М., 1974.
Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. — М., 2006.
Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. — М., 1987.
Слободчиков, В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаева. — М., 1995.
Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. — М., 1999.
Шадриков, В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. — М., 2007.
Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека / В.Д. Шадриков. — М., 2004.
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. — М., 1989