Конспект урока по окружающему миру на тему Для чего нужен компас(2 класс)

Урок ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОМПАС?
Цели: рассмотреть устройство компаса и принцип его работы; научить ориентироваться по компасу и по местным признакам .
Оборудование: индивидуальные компасы, таблица «Ориентирование по местным признакам»(интерактивная доска), презентация КОМПАС, мультипликационный фильм КОМПАС, тесты по теме: «Ориентирование на местности»(интерактивная доска).
Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться на местности с помощью компаса и по местным природным признакам; учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников; развивают умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников, работать в группе.
Ход урока I. Компас, его устройство и принцип работы.
Рассказ с элементами беседы.
-Вероятно, вы с большим нетерпением ждали сегодняшнего урока. Некоторые ребята уже знакомы с прибором для ориентирования и принципом его работы, другие хотят всё это узнать.
- Готовясь к уроку окружающего мира, какими источниками информации вы пользуетесь?
- Сегодня я бы хотела обратить ваше внимание ещё на один источник, который вы не назвали.
Просмотр мультфильма «КОМПАС»
- Кукую новую и интересную информацию вы получили из просмотра мультфильма?
Презентация «КОМПАС»
- Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться.
Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом мо ре, когда берегов не видно много дней подряд?
Как вы определите назначение компаса?
Компас - это устройство для правильного определения направления всякого движения по поверхности планеты.
- Как герою мультфильма я предлагаю вам пройти испытание. ( задание на листочках)
- Назовите тему сегодняшнего урока?
- Что мы должны будем узнать?
- Чему научиться?

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тыс. лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «Ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. Ещё до начала нашей эры на колесницах китайских вельмож устанавливались железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг.
С 17-18-го веков компас получает широкое распространение в мореходстве.
Первый компас совсем не был похож на теперешний - он был очень громоздок. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Лишь лет через 200 догадались поместить стрелку на острие, находящееся в центре бумажного круга, разделённого на сектора, соответствующие сторонам горизонта. Первоначально их было только четыре.
- Назовите их.
Потом добавились промежуточные направления. Компас заключили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
П. Практическая работа.
Дети рассматривают индивидуальные компасы, повторяют назначение его составляющих. Рассматривают на экране интерактивной доски и в учебнике на стр.74 рисунок компаса с указателями названия составных частей.

- Прочитайте правила работы с компасом.
Выполните эту работу, не нарушая последовательности (работа в группах).
Определите, какие предметы в классе находятся в северном направлении (определяются и другие направления).
Учитель может сам перемещаться по классу с тем, чтобы дети определяли направление его движения.
III.Ориентирование по местным признакам.
-Всем хорош компас. Но надо помнить главное правило: заходя в лес, нужно определить его положение по отношению к знакомому пункту (городу, шоссе, железной дороге), чтобы при выходе из леса пользоваться обратным направлением.
Если человек не знает направления к знакомому пункту, то и компас не поможет.
- Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом?
Надо уметь пользоваться природными «компасами».
IV. Работа по учебнику (с. 15) и таблице «Ориентирование по местным признакам» на интерактивной доске.
V. Итог урока.
- Чем вы можете воспользоваться, если потребуется определить стороны горизонта?
Тесты. Экзамен. Интерактивная доска
Домашнее задание:
- Учебник: стр. 74-77.
- Рабочая тетрадь: № 6 стр.31-32.
- По желанию выполнить задание по теме: «Ориентирование на местности» в электронном приложении к учебнику.
15