Методическая разработка ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО
НАБОРА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Курочкина Н.Н.,
социальный педагог
ТОГАПОУ «Колледж техники
и технологии наземного транспорта
имени М.С.Солнцева»

Формирование самооценки обучающихся – сложный, диалектически противоречивый педагогический процесс. Изменение экономических, политических и социокультурных условий в современном российском обществе повлекло за собой перенос акцентов с интересов государства в целом на интересы индивидуальной личности. Концепция модернизации российского образования на современном этапе реформирования образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. В этих условиях педагоги должны формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Наиболее эффективным способом оптимизации педагогического процесса является, на мой взгляд, – совершенствование всех этапов его организации, а отнюдь не революционные действия. Я разделяю точку зрения автора понятия «педагогическая технология» Сластенина В.А. - «.. деятельность педагога – последовательная, взаимосвязанная система действий для решения педагогической задачи .», однако конкретизируя: на всех этапах педагогического процесса. Считаю, что резервы и возможности повышения эффективности обучения можно найти на каждом из этапов.
Традиционно в педагогическом процессе выделяют:
организационно – подготовительный этап (период адаптации);
основной этап;
завершающий этап.
Адаптационный период, осложняется рядом объективных причин: незнакомый город; разлука с родителями; первые шаги в самостоятельной жизни; трудности организации быта, финансовые вопросы; непривычные порядки, новые требования, новые обязанности и т.д.. Нередко ко всему этому добавляется и субъективные факторы: слабая самоустановка на преодоление трудностей, личная пассивность, растерянность. Причину этого я вижу, в первую очередь, в том, что пришедшие к нам вчерашние школьники не обладают нужными умениями и навыками организации своего учебного труда – участия в учебном процессе – не знают как надо учиться. Все это затрудняет решение педагогических задач, мешает построить деловую атмосферу на занятиях, снижает качество результатов обучения студентов.
Именно в этот момент для педагога является очень важным установить с каждым студентом личный контакт, являющийся залогом создания рабочего тандема на весь период обучения. И зачастую в этот период очень эффективно работают «мелочи».
Результатом моей работы по данной проблеме стало создание «Пакета рекомендаций для студентов колледжа в период адаптации. В структуре «Пакета» три раздела: презентация профессиональных компетенций выпускника колледжа; методические рекомендации для студентов по самоорганизации процесса обучения (какие формы, методы, приемы самостоятельной работы способствуют достижению высоких результатов); информация о проектной деятельности учебно-исследовательского общества студентов - «Эверест».
Раздел «Презентация» включает знакомство с правилами поведения в колледже, социальной структурой, имеющимися возможностями оказания социальной помощи, защиты и поддержки; планируемый контроль поведения и обучения и его регулярность.
Раздел «Рекомендации» знакомит обучающихся с основными видами социальной помощи; способами решения личных и социальных проблем; правилами поведения, обязанностями и правами; способами решения обременяющих проблем (пропуски, опоздания, двойки и другие трудности) и пр.. Содержит рекомендации по организации эффективного сотрудничества с администрацией колледжа, преподавателями и сокурсниками.
Третий раздел - о досуговой деятельности учебного общества студентов «Эверест» - знакомит обучающихся с ориентировочными «ступенями» к вершине «Эвереста»; направлениями досуговой деятельности студентов; перечнем работающих в колледже кружков, списком планирующихся экскурсий; графиком тематических заседаний, конференций, выставок и т.д.
К материалам «Пакета...» студенты могут обращаться по необходимости для уточнения отдельных моментов при возникновении критических ситуаций, чувствовать себя более уверенно, зная права и обязанности, предъявляемых к ним. Таким образом, «Пакет », на мой взгляд, призвано обеспечивать «мягкое вхождение» студента в профессиональную среду с целью:
лучшей ориентации в социальной среде;
понимания студентом ответственности за результаты своего поведения;
организации досуговой деятельности студента;
пробуждения и развития интереса к профессии;
организации процесса сотрудничества;
формирования потребности в самореализации и саморазвитии.
Как показывает практика, социальная поддержка обучающихся должна стать обязательным компонентом воспитательного процесса. Колледж призван стать адаптивной средой, нравственная атмосфера которой сформирует его личностно-ценностные ориентации. Важно, чтобы нравственная воспитательная система колледжа взаимодействовала со всеми компонентами образовательного процесса: учебной, производственной деятельностью.
15