Обобщение опыта работы на семинаре классных руководителей района на тему Самопознание как средство самовоспитание личности


Опытно – экспериментальная
Программа
ТЕМА:
«САМОПОЗНАНИЕКАКСРЕДСТВОСАМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
Обобщение опыта работы
на семинаре руководителей школ района
«Чтоб воспитывать человека ,
необходимо в первую очередь,
узнать его со всех сторон»
Д. СухомлинскийПрограмма рассчитана на 6 лет и имеет 3 этапа:
Первый эта: «Поисково – мотивационный»
Второй этап: «Содержатель – процессуальный»
Третий этап: «Результирующий»
Каждый этап имеет свои задачи.
Программа состоит из 2 блоков: 1 Интеллектуальный 2. Личностный
Для реализации поставленных задач был разработан комплекс мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для реализации УВП:
Диагностика или тестирование.
Малый педсовет (учителя-предметники , работающие в данном классе).
Просветительская деятельность через родительские собрания и индивидуальные встречи с родителями по организации работы по самовоспитанию учащихся дома.
Координационная деятельность учителей-предметников, работающих в данном классе через индивидуальные беседы, посещение уроков, малый педсовет.
Создание коррекционной программы и тренингов с целью повышения уровня воспитанности.
Разработка и апробация индивидуальных карт по самовоспитанию для учащихся.
Создание системных мер по координации развития нового классного коллектива и личности (организация классных часов, мероприятий по теме «Коллектив», создание мотивации для участия в общешкольных массовых мероприятиях, коррекция межличностных отношений и т.д.)
Отслеживание промежуточных результатов развития личности и коллектива).Первый блок программы: «Интеллектуальный»
В первую очередь была проведена важная по определению уровня интеллектуального развития, т.к. учителем и родителям важно знать, какие у учащихся:
Память
Логическое и пространственное мышление
Математические способности
Информированность
Цель: вовремя распознать и развивать свои способности.
После обработки была составлена общая картина интеллектуального уровня класса, а так же на каждого ученика отдельно (в динамике 6-8-10 классы).
Для тех учащихся, у кого есть проблемы с усвоением программного материала, была составлена специальная коррекционная программа, рекомендованная школьным психологом.
Цель коррекционной программы: Обогащение и расширение вербального опыта детей, их общий осведомленности, тренировка исполнительных умений.
Кроме тренингов были проведены следущие мероприятия:

«Брейн-ринг»
КВНы
Устные журналы
Политинформации и т.д.
После работы по данной программе, выявлены следующие результаты:
Повысилась словесно-логическая память, наглядно-образное мышление
Повысилась информированность.
Учащиеся могут работать по тренировке памяти, смекалки.
Умеют использовать свои природные данные.
Умеют работать с картой личностных проблем с целью повышения работы над собой.
Созданы условия для дифференцированного подхода к учащимся с разными природными данными.
В выпускных классах ребята показывали 1005 успеваемость по всем предметам, 83% поступили в ВУЗы и успешно там учатся.
Приложение 1
Общий уровень интеллектуального развития учащихся 10 класса в динамике с 6-9-10 классы.
Высокий уровень Средний уровень Уровень ниже среднего Уровень выше среднего Низкий уровень
6 класс 30 балов 15 балов 15 балов 15 балов 10 балов
8 класс 10 балов 30 балов 30 балов 30 балов 10 балов
9 класс 20 балов 30 балов 20 балов 15 балов 15 балов
10класс 30 балов 35 балов 10 балов 25 балов 5 балов
Второй блок программы: «Личностный».
На одном из классных часов я попросила ребят подумать над словами народной мудрости «Коков характер, такова и судьба» и над словами, написанными на храме Аполлона: «Познай самого себя» и задала вопрос:»Что я?», «Зачем пришёл в этот мир?», «Как сделать так, чтоб меня уважали и ценили люди?», Как утвердиться в этом мире?».
В результате бесед и дискуссий выяснилось, что бывают моменты, когда ребята не могут правильно оценить себя в конфликтной ситуации с родителями, трудно понять , почему возникают те или иные проблемы ь- это причины стрессов, нервных заболеваний, вредных привычек, а это всё ведёт к деградации личности.
Чтоб избежать этих проблем, необходимо узнать каков ваш характер и темперамент.
Школьный психолог определил виды темперамента учащихся и объяснил, как влияет на поведение человека.
По данной проблеме были проведены следующие классные часы:
- «Я среди людей»
- «А знаю ли я себя»
- « Я и мои друзья»
Для того, чтобы чувствовать себя комфорт школе, на уроках, в беседе со взрослыми, друг с другом необходимо определить психологическую атмосферу в классе и уровень тревожности, которая может быть школьная и личностная. В результате оказалось, что личностная тревожность в норме, а школьная – высокая, особенно это было в выпускных классах. Необходимо было выяснить, в каких ситуация тревожность наиболее высокая. Из таблицы № 2 видно, что это ситуации № 4,5,6 . Исходя из этого, была составлена специальная программа по коррекции уровня тревожности, в неё входили такие мероприятия, как: тренинги, психологические разгрузки, классный час по теме «Что такое экзамен», рекомендации родителям и учителям-предметникам и т.д.
Уровень школьной тревожности в 9 классе (в проблемных ситуациях)
Проблемные ситуации До коррекционной программы После коррекционной программы
Отвечать на уроке Повышенный уровень Средний уровень
Разговаривать с директором школы Высокий уровень Низкий уровень
Писать контрольную работу Повышенный уровень Средний уровень
Ожидание оценки после конторольной работы Высокий уровень Высокий уровень
Ожидание родителей с родительского собрания Высокий уровень Повышенный уровень
Сдавать экзамены в школе Высокий уровень Средний уровень
Не понимаешь объяснения учителя Средний уровень Низкий уровень
На уроке учитель неожиданно задаёт вопрос Повышенный уровень Средний уровень
Учитель смотрит по журналу кого спросить Повышенный уровень Средний уровень
Не можешь выполнить домашнее задание Повышенный уровень Повышенный уровень
(0-5 – низкий уровень, 5-10 – средний уровень, 10-15 повышенный уровень, 15-20 высокий уровень).
В 9-11 классах, когда вопрос о выборе профессии, интересно было провести диагностику «Направление личности», «Тип личности».
Направление личности
Направление личности
9 класс 11 класс
Интеллектуальный 10 человек 10 человек
Конвекционный 4 человека 2 человека
Социальный 7 человек 9 человек
Тип личности учащихся
Тип личности
9 класс 11 класс
Художественный образ 8 человек 4 человека
Человек 4 человека 11 человека
Технический 5 человек 3 человека
Природа 3 человека 1 человек
Знаковая система 3 человека 1 человек
После обработки данных были проведены мероприятия в различных формах, где ребята узнали много нового о себе и сделали выводы на будущее.
Интеллект, убеждённость, психологическое равновесие ничто, если у человека нет нравственной основы и культуры. так как ребята сами пожелали узнать о себе в этом плане, а некоторые даже попросили помощь, было очевидно, что познать себя просто необходимо, чтоб работать над собой.
Такая форма работы как «Карта личностных проблем», где отражены все проблемные стороны ребёнка, помогает ему понять себя со всех сторон и определить путь самовоспитания, придерживаясь слов академика Д.С. Лихачёва «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и у самого себя».
Самопознание – это не изобретение 20 века. Из истории литературы видно, что есть огромное количество писем, дневников, мемуаров, где известные люди записывали свои чувства, переживания, отношения к обществу и людям.
К сожалению, 20 век искоренял такую форму общения, как дневник, но мы попытались возродить эти традиции пришлого в нашем классе. Наша работа по самовоспитанию отражалась в дневнике и в так называемой «карте личностных проблем»
В качестве цитаты к дневнику мы взяли слова Н. Островского «Жизнь человеку дана один раз и прожить её надо так, чтоб не было мучительно больно за прожитые годы…»
Для того, чтоб проследить развитие личности учащихся, на каждого ученика в классе были составлены карты наблюдения.
Карта наблюдение за развитием личности учащихся.
ФИ
Уч-ся общий Инф
-ть Пр..М-ть. Слов.
Пам. Лог. Тип
Л-ти Тем
-т ШТ Л
Т У
В. Ус
-ть Инт
сы Н
Л. ШМ. М
С
Ф.И.
6 кл Ср. Ср. Ср. низкий низкий - - высокий высокий Ср. Хор. - - - Низк.
Ф.И.
8 кл. Ср. Ср. низкий Ср. Ср. Соц. холерик высокий Ср. Ср. Хор. Гум Чел. Выс. Ср.
Ф.И.
11 кл. Высокий Выс. Ср. Выс. Выс. Соц. холерик высокий Ср. Выс. Выс. Журн. Чел. Выс. Ср.
Анализируя судьбы, выпускники данного класса, можно с уверенностью сказать, что данная программа помогла ребятам реализовать себя, найти свой правильный путь в жизни, потому что благодаря этой работе, они смогли познать себя.
В заключении хочу сказать, что данная программа имеет продолжение и основные положения легли в основу со следующим классным коллективом т.к. по словам А.С. Макаренко «Изучения личности школьника это не самоцель, а необходимое условие их правильного воспитания и обучения».