Урок по химии на тему Вода-важнейший природный оксид. Очистка воды.Охрана воды.


Тема: Вода- важнейший природный оксид. Очистка воды. Охрана воды.
ЦЕЛИ: сформировать у учащихся представление о воде как важнейшем природном оксиде, ее физических свойствах ;показать значение воды в природе, сельском хозяйстве и быту ;развивать умения выполнять химический эксперимент, самостоятельно изучать , анализировать фактический материал по теме , воспитывать культуру общения ,поведения в природе ,умение высказывать свои мысли.
ТИП УРОКА: формирование новых знаний.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: учащиеся должны пояснять роль воды в природе, опираясь на ее физические свойства; уметь аргументировать ее применение, знать какие мероприятия проводятся по ее очистке и охране.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1.Мотивация.
2.Постановка задач.
3.Актуализация опорных знаний.
4.Изучение нового материала.
5. Рефлексия.
6.Выводы.
7.Итоги урока.
8.Домашнее задание
1.Мотивация.
Учитель обращает внимание учащихся на рисунки , физическую карту мира ,вещи, которые иллюстрируют распространение воды. Отсюда видно , что вода является самым распространенным и самым важным веществом на Земле. Вода –источник жизни на Земле , сырье для промышленности, источник энергии, показатель погоды, незаменимый компонент всех технологических процессов.
2.Постановка задач урока.
Учитель задает вопросы:
1.Какую роль вода играет в природе?
2.Какая из природных вод содержит меньше примесей: речная , колодезная ,или дождевая? Почему?
3.Как можно доказать , что в почве содержится вода? Предложите простейший опыт.
4.Выясните расход воды в своем доме ,в поселке , школе. Укажите на какие нужды расходуется вода и в каком количестве. Какова средняя величина расхода воды каждой семьей ? Почему надо экономить воду? Как найти резервы экономии?
5.Назовите известные способы очистки воды.
6.В связи с каким свойством воды встает вопрос об охране природных вод от загрязнения?
7.Какие меры борьбы с загрязнением водоема применяют в нашей местности?
3.Актуализация опорных знаний.
Выполняем тестовые задания (тесты раздать на отдельных листках)
1.Молекулярная формула воды:
а ) NaOHб ) H2O
в ) H2SO4
2.К какому классу неорганических соединений относится вода:
а ) кислоты;
б ) оксиды;
в ) соли.
3.Относительная молекулярная масса воды:
а ) 28;
б ) 18;
в ) 32.
4.Агрегатное состояние воды в обычных условиях:
а ) твердое ;
б ) жидкое ;
в ) газообразное.
5.Вода на планете занимает:
а) 1/2;
б)2/3;
в) 5/7.
4.Изучение нового материала.
Цель. Покажем роль воды и докажем , что вода –важнейший оксид на планете. Далее начинаем работать в группах по индивидуальным программам ,в группах по предложенным заданиям и индивидуальная работа для отдельных учащихся.
Задание для 1 группы
Прочитайте текст учебника и сделайте вывод о значении воды для организма человека, его нормального функционирования, проанализируйте таблицу содержания воды в органах человеческого организма и материалы предложенной статьи.
Содержание воды в организме человека
органы Содержание воды в %
Головной мозг 81
Спинной мозг 74,8
почки 82
сердце 79
мышцы 75
легкие 79
печень 70
скелет 46
В среднем в теле ребенка 75
В среднем в теле взрослого 60
Вывод. Больше всего в человеческом организме воды, ее роль велика. Недостаток воды причиняет нервное истощение , паралич мышц , а потеря 19-20%-смерть .Избыточное количество приводит к тяжелым последствиям(отечность, усиление возбуждения нервных клеток) .Без воды человек может прожить лишь 3 дня, без еды -50.Каждый взрослый человек употребляет 2 л воды в сутки.
Вторая статья. В нормальных условиях у человека слезы образуются непрерывно (исключая время сна). За сутки глаза выделяют 0,5-1 мл слабощелочной жидкости ,в состав которой входит 99% воды и 0,9% неорганических веществ ,в основном NaCl (поэтому слезы соленые), а также карбонаты натрия и магния ,фосфаты и сульфаты кальция .В состав слез входит около 0,1% белков ,фермент лизоцим, который имеет бактерицидное свойство.
Итак, вода –главный компонент человеческого организма.
Задание для 2 группы
1.Прочитайте параграф учебника и определите много ли воды расходуется на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве при выращивании культурных растений Сделайте соответствующий вывод.
2.Практическое задание .Докажите опытным путем присутствие растворенных солей в водопроводной воде .Сделайте вывод. Можно ли ваши предложения рекомендовать работникам службы контроля за качеством воды?
Задания для 3 группы.
1.Выясните расход воды в сутки в своем доме , в поселке , в школе. Укажите, на какие нужды расходуется вода и в каком количестве. Какова средняя величина расхода воды каждой семьей ?Почему надо экономить воду? Как найти резервы экономии воды в каждом доме, в вашем поселке?
2.Как влияют сточные воды агропромышленных предприятий на состав и свойства воды в местных водоемах? Какие вещества могут оказаться в водоемах и как они влияют на биосферу?
Задание для 4 группы
1.При хранении свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария с массовой долей его 0,04. Определите массу хлорида бария , необходимого для приготовления 50 кг такого раствора.
2.Из курса географии вспомните, что такое гидросфера. Чем представлена гидросфера - водой или растворами ,т.е. смесями твердых , жидких и газообразных веществ воде? Сделайте вывод о значении качественного состава гидросферы для жизнедеятельности растений и животных.
Индивидуальные задания для ученика №1
Как практически отличить питьевую воду от загрязненной?
Индивидуальная карточка №2
В воде растворили следующие вещества :сахар ,оксид углерода (IV) ,хлорид натрия .Какое явление –физическое или химическое –произошли во всех трех случаях? Где можно использовать полученные растворы? Если произошло химическое явление , то напишите уравнение химической реакции и определите ее тип.
Индивидуальная карточка №3
1.Вспомните из курса географии, что такое туман. Для борьбы с туманом распыляют быстроиспаряющиеся частицы твердого оксида углерода (IV).Какие химические и физические явления происходят при этом? Объясните почему туман рассеивается.
5.Рефлексия.
Ребята ,которые работали в группах выступают и делают свои выводы. Индивидуально работавшие ученики, также делают отчет по своим заданиям.
6.Выводы.
Вода –бинарное неорганическое соединение.
Класс- оксиды
Распространение воды в природе:
-моря, ледники, снега ,туман
-океаны, реки ,озера , болота
Значение воды:
-в промышленности
-в медицине
-в быту
-для человека
-для науки
-в природе
Свойства воды:
-не имеет цвета , запаха , вкуса;
-самый лучший растворитель
Охрана воды :-документы
-мероприятия
-примеры
Вывод:
-вода - наилучший растворитель
-вода-это жизнь
7. Итог урока
Учитель .Итак ,мы сегодня на уроке выяснили какую роль играет вода в природе , в жизни человека , в сельском хозяйстве и быту .Пейте всегда чистую минеральную воду с лечебными свойствами солей , которые входят в ее состав.
Выставление оценок .8. Домашнее задание: изучить параграф, для желающих сделать рисунок или мини-рекламу о воде.