ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ФГОС


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ФГОС
Моор Марина Владимировна,
ГАПОУ РС(Я) МРТК, преподаватель общегуманитарных дисциплин
Одним из направлений модернизации российского образования является его деятельностный характер, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности.
Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012г.», содержание образования должно обеспечивать «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; формирование человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Содержание образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями. Освоение современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы – все это компетенции, которые становятся жизненно необходимыми.
В своей педагогической деятельности я ставлю перед собой в числе других важную задачу - повысить уровень владения учащимися коммуникативными компетенциями, используя комплекс эффективных технологий, методов и приёмов работы. Необходимо прежде всего научить студента решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Проанализировав психологическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных компетенций, изучив передовой педагогический опыт по данной теме, в своей практической деятельности я отобрала приёмы и методы формирования и развития коммуникативных компетенций студентов, чтобы, проверив на практике действенность отобранных приёмов и методов, выбрать наиболее эффективные и приемлемые для учащихся нашего колледжа.
Компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, В.В.Шадрикова, П.М.Эрдниева, И.С. Якиманской. Ориентация на освоение обобщенных знаний, умений и способов деятельности является ведущей в их работах. Проблема развития ключевых компетенции в процессе обучения рассматривается в работах дидактов (И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина) и методистов (А.Д. Дейкиной, Л.Д. Ходяковой).
А.В. Хуторский отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российского образования проблему, когда студенты, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Следует отметить, что на данном этапе развития общества востребованным и успешным оказывается выпускник, не только владеющий навыками профессионального мастерства, но и умеющий позиционировать себя как человека всесторонне развитого, умеющего грамотно сформулировать свои мысли, владеющего навыками вербального общения. А это как раз реализация коммуникативной компетентности – способности человека вступать в общение с целью быть понятым. Развиваются навыки общения, повышается качество знаний студентов по предмету. Отмечается более высокий по сравнению с началом работы уровень владения студентами устной и письменной речью. Владение коммуникативной компетенцией повышает конкурентоспособность выпускника учебного заведения, его ценность на рынке труда. Это в полной мере касается и выпускников нашего колледжа.
По каким критериям можно оценить уровень сформированности коммуникативной компетенции? В первую очередь это:
лингвистические (языковые знания);
прагматические (коммуникативная цель);
дискурсивные (поведение в проблемных ситуациях);
социо-культурные (нормы поведения);
деятельностные (в реальной жизни) умения.
Критериями оценки компетенций являются: способность к публичной коммуникации, владение навыками публичного выступления и ведения дискуссии на профессиональные темы, владение нормами литературного языка, профессиональной терминологией, этикетной лексикой.
Говоря о современной модели итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС (часть 1)А.Б. Воронцов, директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» 10 апреля 2013 года отмечает: «В конце основной ступени школьного образования мы предлагаем оценивать три метапредметных результата: учебную, информационную и коммуникативную грамотность школьника».
В коммуникативной грамотности, обслуживающей совместные действия, выделяются две группы умений:
1) непосредственное взаимодействие с другими людьми;
2) взаимодействие, опосредствованное письменными текстами.
А с каким багажом знаний приходят выпускники общеобразовательной школы в колледж? Проведенные нами наблюдения показывают, что студенты, поступившие в колледж, испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры.
Абитуриенты считают, что трудно:
2014год 2015год
свободно говорить перед классом 53% 57%
делать сообщение по ключевым словам и опорному  конспекту 37% 35%
высказывали свое мнение 17% 21%
внимательно слушать ответы одноклассников 24% 27%
считают важным и нужным умение общаться 67% 73%
 
Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что поступившие в колледж студенты недостаточно владеют приемами общения, не умеют, стесняются выражать свои мысли публично, но при этом осознают важность и необходимость коммуникативных навыков.
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры студентов – одна из ключевых проблем анализа результативности работы преподавателя.
В преподавании предметов общегуманитарных дисциплин особое внимание уделяю формированию следующих коммуникативных компетенций:
вдумчивого чтения;
устного диалога;
письменного диалога;
монологической речи;
грамотного письма.
Важным средством формирования коммуникативной компетенции студентов является словарная работа.
На всех этапах урока студенты должны иметь дело с образцовой литературной речью, будь то речь учителя или дидактический материал. Обучение литературному языку является важной составляющей на уроке.
Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
Одной из методологических основ организации современного образовательного процесса и формирования коммуникативной компетенции является проблемное обучение.
Среди методов, которые помогают формировать грамотную, аргументированную речь студентов, следует выделить умение дискутировать. Практика показывает, что уроки с активными методами обучения требуют тщательной подготовки, но более результативны, студенты работают самостоятельно и в группах, когда готовятся к урокам, более уверенно и активно работают на уроке, выступают перед группой, отстаивают свою точку зрения. Интересными получились диспуты на уроках основ философии по теме «Искусственный интеллект: за и против», «Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм» и др. Среди прочих, задачами урока «Искусственный интеллект: за и против» ставились развитие умения вести диспут c грамотной аргументациeй своих заявлений, умения выслушивать и принимать во внимание мнение другого человека.
Для развития коммуникативных способностей учащихся целесообразно активно использовать групповые формы работы, в том числе с использованием метода проектов.
Студенты с желанием участвуют в проектной деятельности, формирующей профессиональные, коммуникативные, социальные компетенции, с обязательной оценкой – творческим отчетом (презентацией). В основе проектной методики лежит проблема, исследование которой завершается определенным результатом, сотрудничество, работа в группах. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студент учится самостоятельно приобретать знания, получать опыт учебной деятельности.
Уроки – семинары давно и активно используются в преподавательской практике. В год 70-летия Великой Победы со студентами 1 курса проведен семинар «И помнит мир спасенный…». Готовясь к выступлению, студенты лучше узнали историю своей семьи, испытали гордость за прадедов – победителей, собрали материал о фронтовиках – якутянах. При подготовке к уроку – семинару «Религия как элемент духовной культуры» студенты не только изучили основы мировых религий, но и провели исследование об Айыы - древней религии народа Саха, о современном положении различных конфессий на территории РС(Я).
Интегрированные уроки позволяют студентам применять знания, полученные по другим предметам, формируют единое образовательное пространство на уроке. За несколько лет сложилась система уроков по истории – литературе. («Пореформенная Россия»- «Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», «Культура России 2 половины 19века», «Культура серебряного века», «Уроки Гражданской войны (по роману Шолохова «Тихий Дон»)», «Оттепель « в литературе» и др.)
Хотелось бы поделиться опытом организации внеурочной деятельности учащихся по литературе. В течение многих лет мы сотрудничаем с Центральной городской библиотекой г. Мирного. В начале 1 курса организуем экскурсии в читальный зал библиотеки, знакомим учащихся с обменным фондом, учим пользоваться каталогами. Это особенно важно для иногородних учащихся. Интересной представляется работа по программе «Воспитание историей». Это цикл бесед, викторин для учащихся по темам Регионального национального компонента.
(Беседа и викторина «День государственности Якутии».
Беседа «О чести и человеческом достоинстве».
Викторина «День народного единства и согласия».
Беседа «Жизнь и государственная деятельность выдающегося сына якутского народа М. Аммосова».
«День Независимости РС(Я)».
«Якутия - вековые традиции и современность. Якутская грамота» и др.)
Важное значение в формировании коммуникативных компетенций, повышении культурного уровня студентов имеет внеаудиторная работа. Студенты нашего колледжа встречаются с представителями мирнинского литературного объединения «Семицветие» Л. Винс и В. Донской. Этому предшествует знакомство с творчеством наших писателей: студенты читают повести Л. Винс, учат наизусть стихи В. Донской. Интересно проходят встречи с поэтом из г.Ленска А. Шушминцевым, который читает свои стихи, рассказывает о творчестве ленских поэтов, их литобъединении «Фламинго». Общение стало систематическим, несколько студентов сами пишут стихи, посещают заседания литобъединения, готовят свои творческие работы к публикации в прессе.
Библиотеку посещают 223 студента МРТК.
Я считаю это сотрудничество важным для развития коммуникативной компетенции учащихся, так как это расширяет кругозор, формирует мировоззрение, умение задавать вопросы, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе.
Наблюдения за студентами, заканчивающими 1 курс, показывают, что сообщения по ключевым словам и опорному  конспекту в течение года делали все студенты. О развитии умения слушать говорит тот факт, что после выступлений всегда задаются вопросы, уточнения, обсуждения порой переходят в дискуссию.
Результатом систематической работы над развитием компетенций является повышение качества экзаменационных работ.
Эффективность проделанной преподавателем работы по развитию коммуникативных компетенций учащихся выражается в следующих результатах:
в росте качества знаний по предмету;
в росте количества творческих и исследовательских работ, участия во внеклассных мероприятиях;
в значительном улучшении уровня воспитанности студентов;
более высокий по сравнению с началом работы уровень владения учащимися устной и письменной речью;
как следствие развития общеучебных компетенций, повышение конкурентоспособности выпускников колледжа на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 2002.
Воронцов А.Б., директор НОУ «Открытый институт «Развивающее образование», эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2013. «Современная модель итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений в 9 и 11 классах, в соответствии с новыми ФГОС (часть 1)»,
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М, Исследова-тельский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007
Рыбченкова Л.М..- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./. М.: Дрофа, 2000)
Хуторской Д.А. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»