План-конспект урока по литературному чтению на тему Честный мальчик. Корейская сказка

Урок 16
Тема: «Честный мальчик». Корейская сказка.
Цель: 1. Обобщение и систематизация знаний о народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; создание эмоционального настроя на изучение произведений устного народного творчества; формирование интереса к чтению
2. Развитие воображения, наблюдательности, умения доказывать свою точку зрения.
3. Воспитание уважения к истокам культуры своего народа, чувства ответственности и взаимопомощи.

Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Инсценирование отрывка из сказки «Царевна-лягушка».
«Авторский стул».
Чтение писем, которые учащиеся написали Ивану-царевичу.
2. Фаза вызова интереса.
- Сказки разных народов иногда удивительно похожи. Поначалу ученые решили, что подобное сходство, связано с тем, что один народ заимствовал сказку у другого. Действительно, это случалось нередко. Но потом выяснилось, что и у народов, которые разделены океанами и никогда не соприкасались, сказочные сюжеты могут совпадать. Это сходство объясняется похожей формой общественной жизни. Следовательно, идеалы и конфликты у них те же – противостояние бедности и богатства, ума и глупости, трудолюбия и лени.
Но, конечно, у каждого народа есть сказки, которые неизвестны другим. Их своеобразие определяется природными условиями, историей, культурными традициями, складом народного характера, языком.
Прогнозирование.
- Прочитайте название сказки. Что можно узнать из заглавия? (Что главный герой сказки – мальчик. Он был честным.)
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, чем занимается мальчик? Что необычного видите на иллюстрации? Можно ли предположить, какие отношения между героями сказки? (Добрые или враждебные.) Как вы догадались?
3. Подготовка к восприятию текста.
Целевая установка.
- Прочитайте сказку и сделайте вывод: есть ли у корейской сказки сходство с какой-нибудь русской народной сказкой?
4. Работа над произведением.
1) Первичное чтение сказки учащимися.
2) Проверка восприятия.
- Докажите, что данное произведение – сказка. К какой группе сказок её можно отнести?
- Почему сказка так названа?
- Кто из героев произведения вам понравился? Почему?
- Есть ли у корейской сказки сходство с какой-нибудь русской народной сказкой?
3) Повторное чтение.
4) Анализ произведения.
- Каким был император? Что его печалило?
- Какого мальчика он хотел усыновить?
- Как менялось поведение императора, когда он обходил ряды мальчиков? Прочитайте.
- Расскажите, чем закончилась сказка.
- Оцените поступок императора. Можно ли его назвать мудрым и справедливым?
- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Какая пословица подходит к этой сказке?
В ком добра нет, в том и правды мало.
Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает.
Где правда, там и счастье.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без худа добра не бывает.
5) Определение идеи произведения.
- Какой урок мудрости вы извлекли из этой сказки?
- Зачем это произведение взрослые рассказывают детям?
6) Работа в паре.
Подготовка к чтению сказки по ролям.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?
- Какой совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным?
6. Домашнее задание: пересказ сказки.

15