Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов


Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов
В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.
Главной задачей исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о ее особой роли в структуре общего образования.
С принятием изменений в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году были разработаны стандарты нового поколения, которые обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ, государственные гарантия уровня и качества образовании. В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, он ориентирован на результат и развитие универсальных учебных действий. При формировании УУД важно регулировать различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В 2012 г. был принят новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ. В этот же год по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина был дан старт на разработку ИКС. В 2013 г., была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, основанная на историко-культурном стандарте.
Историко-культурный стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Он включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе по сегодняшний день.
В связи, с выше указанными нормативно-правовыми документами необходимо использовать новые подходы к преподаванию истории в школе.
Прежде всего, Мы должны учитывать начавшийся переход к линейной системе преподавания и процессы синхронизации курса истории России с преподаванием истории зарубежных стран. Вопрос синхронизации курсов истории более подробно обсудим в рамках круглого стола.
Использовать культурно-антропологический подход в преподавании предмета. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к  политической истории  особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.
Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России.
Учитывать этнокультурный компонент: история страны через историю регионов , т.е формирование «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе.
Использовать учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.
Значимыми в структуре урока остаются мотивационный и рефлексивный модули. Необходимо стремиться к совместному с обучающимися, формулированию познавательной проблемы урока, планированию деятельности по ее решению. Рефлексия предполагает задания, ориентирующие на самоанализ; анализ результатов познавательной деятельности обязательно должны присутствовать в системе работы учителя, например, на своих уроках я предлагаю заполнение таблицы «И.Т.О.Г»: интересно, трудно, освоено, главные выводы.
Оптимальной моделью обучения истории на старшей ступени обучения, на мой взгляд, является блочно-модульная технология, которая является системно – деятельностной и в условиях ограниченного учебного времени позволяет реализовать поставленные цели и задачи в обучении истории в соответствии с ФГОС среднего общего образования.
Таким образом, современный урок по истории должен: формировать у школьников навыки анализа, синтеза, отбора и систематизации материала, умение самостоятельно работать с информацией и использовать приобретённые знания в повседневной жизни. Это поможет изучать более подробно те или иные события, применяя их как примеры для сравнения с современностью. Ведь именно благодаря таким сравнительным моментам школьникам проще запоминать важные, для истории человечества моменты, а также причины возникновения и последствий данных событий.
Я хотела бы привести фрагмент работы с историческим источником на своих уроках. Например, при изучении темы: «Россия в XVII веке. Царствование Алексея Михайловича» провожу лабораторное занятие, на котором учащиеся работают с именным указом Алексея Михайловича «О выпуске английских купцов» от 1 июня 1649 года. Цель данного урока - способствовать развитию критического мышления школьников, умению интерпретировать исторический источник, создавать собственную версию исторических событий.
Для организации использую комплекс вопросов и заданий:
1. Паспортизация источника. Кто автор текста? Когда появился? С какими событиями связано появление данного документа?
2. Историко-логический анализ содержания. Кто такой Иван Азборн. Какие выгоды и преимущества имели английские купцы. Чем были недовольны русские купцы? В чём обвиняются англичане?
3. Критический анализ источника. На чём построены обвинения англичан по поводу ведения ими торговли в России? Кто мог сообщить Алексею Михайловичу такие сведения. Интересы, каких слоёв населения отражает источник. Как Алексей Михайлович защищает их интересы? Почему?
После обсуждения вопросов классу предлагаю задание «Представьте себе, что вы на заседании боярской думы должны одобрить или отвергнуть этот указ. Каково будет ваше решение?»
Продуктивного обучения на уроках истории, мы можем достичь благодаря результату усвоения самостоятельно добываемых знаний, а также благодаря применению их на практике.
Цель педагогического сообщества, от ученых историков до школьных учителей, одна - вернуть интерес молодежи к изучению родной истории с помощью современных подходов к преподаванию предмета в школе.
Приложение 1.
Реализация историко - культурного стандарта предполагает изучать историю России с древности до наших дней с 5 по 10 класс по следующей структуре:
6 класс Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству
7 класс Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству
8 классРаздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи
9 класс Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
10 классРаздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.
10 классРаздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.
10 классРаздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
10 классРаздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
10 классРаздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.
11 классИстория России в мировом контексте (базовый и профильный уровни)
При переходе на новую линейную структуру исторического образования
педагоги могут ориентироваться на следующую схему
КлассыВсеобщая ИсторияИстория России5 История Древнего мира (68ч.) Нет6 Всеобщая история VI –XV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий
(28часов) История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства
(РЦГ), до конца правления Ивана III(1505)
(40часов)
7 Всеобщая история XVI –XVII вв. От абсолютной монархии к парламентской монархии
От абсолютизма к парламентаризму (28 часов)
История России XVI-XVII вв.
От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра I
(40часов)
8 Всеобщая история XVIII в.
Эпоха Просвещения
Эпоха промышленногоПереворота
Первые Буржуазные Революции
Великая французская
Революция (28часов) История России XVIII в.
От начала правления Петра I
до конца правления Павла I (1801)
(40часов)
9 Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28часов). История России XIX в.
От начала правления Александра 1(1801) до начала первой мировой войны (1914) (74часа)
10 Всеобщая история XX в. (40 часов) История России1914 –до начала XXI в. (62 часа)
Приложение 2.
Июня 1. ИМЕННЫЙ. — О высылке Английские купцов из Россиии о приезде им токмо к Архангельску,за многие несправедливые и вредные для торговли Российской поступки,особенно ж за учиненное в Англии убийство Короля Карла I
Английские гостиные прикащики, Иван Азборн С товарищи! В прошлых годах, при прежних Великих Государях, Царях и Великих Князях Российских, и при державе, блаженныя памяти, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя, Михаила Феодоровича, всея Русии Самодержца, эаморские Немцы разных Государств, Московскаго Государства с гостьми и с торговыми людьми торговали всякими товары у Архангельскаго города, а к Москве и в иные городы с товары и без товаров не езживали и дворов своих у них ни где не бывало; а вас Англичан, блаженныя памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Феодорович, всея Русии Самодержец и Отец Его Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич, Московский и всея Русии, по прошенью Государя вашего, славныя памяти, Английскаго Карлуса Короля, пожаловали, велели вам торговати в Московском Государстве повольною торговлею, сверх иных иноземцев безпошлинно, и дворы свои на Москве и в городах держати вам велено, а вам было за то Государское жалованье, за повольную и безпошлинную торговлю, привозити в Московское Государство всякие товары, сукна, атласы, камки, и тафты добрыя по прежнему, как бывало наперед сего, а которые узорочные и всякие товары у вас будут в привозе к Архангельскому городу и к Москве, а понадобятся из тех товаров взяти в Государеву казну, и вам те товары давать было в Государеву казну по своей по заморской, по прямой цене без прибытка; и вы по той Государской милости, будучи в Московском Государстве, торговали многия лета безпошлинно, и тем безпошленным и вольным торгом обогатели и пожитки себе нажили большие, а по Государеве жаловальной Грамоте узорочных, и иных своих товаров, которые в Государеву казну понадобятся, по прямой заморской цене, николи не давывали.
Да вы ж Англичане привозили в Московское Государство тайно табак и иные заповедные товары, а из Московскаго Государства, также покупая у иноземцев шелк сырец, и иные заповедные товары вывозите к себе за море тайным же обычаем, да и в иных во многих статьях ваша многая неправда; у многих иноземцев имали вы многие заморские товары и провози¬ли те чужие товары от Архангельскаго города к Москве, и на Москве, и в городах для пошлин, не являли, и продавали за свои товары, также и с Москвы и из городов, покупая Руские товары на многих иноземцев, будто на себя, провозили к Архангельску городу безпошлинно ж и отпускали заморе за свои ж товары, тайным делом, и в тех ваших лживых торгах Государеве казне чинились убытки многие, а за тое вам вину Царскаго Величества заповеди и наказанья не учинено, для Королевский братския дружбы и любви.
А в прошлых годех и в 157 году били челом Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси, Московскаго Государства Гости и торговые и всякие люди, что вы, будучи в Московском Государстве, торгуете многия лета во всех городах повольнею торговлею, и от того обогатели; а они Московскаго Государства Гости и торговые люди во всяких торгах и в промыслах от вас иноземцев обедняли по тому, что вы завели в Московском Государстве, на Москве, и в городах многие торговые промыслы, и товары свои продаете и Руские товары покупаете за тою ж ПОШЛИНОЮ, а у Русских людей перекупаете, а свои всякие товары и сукна вывозите худые и тянутые, не по прежнему, и не таковы, как в иныя Государства возите, а цену держите им большую, потому что живете на Москве без съезда, и которые товары на Москве одешевеют, и вы таких товаров из за моря к городу привозить не велите; а которые в привозе бывали, и вы и тех не продаете, а держите у себя па дворах долгое время и продаете большою ценою, а Руские надобные товары выкупаете и отпускаете за море, а заморские товары, на которые походе и цена на Москве большая, за морем, и у города выкупаете, вы ж и продаете на Москве, и в городах с большою прибавочного ценою; а Руским людем купить и продать ничего не дадите; а как Государевы торговые люди приедут к городу на ярмонку, в вы заморские лучшие товары у иноземцев выкупаете сами на деньги, и на Руские товары замениваете, а Руских товаров у Руских людей купить иноземцам заказываете и сказываете им цену малую, и заморским товарам держите цену большую, чтобы Государевым торговым людем ничего не купить, ни продать. И Государевы торговые люди, видя ваш заговор, товары свои возят назад, а иные оставливают у города, а скудные люди товары свои мечут за безценок, и от того Государевы торговые многие люди промыслов своих отбыли и к Архангельскому городу ездить перестали, и от того Государева многая пошлина пропала.
А которым Англичанам, по Государеве жалованной грамоте, велено в Московском Государстве торговать, и те многие померли, а к Москве ездят, в их место иных гостей приказчики, называясь их именами; и Государь бы пожаловал их гостей и торговых людей вас Англичан из Архангельскаго города к Москве и Московскаго Государства в городы для торговаго промысла пропускать, а Руских товаров на Москве и в городах, опричь Архангельскаго города, покупать не велев, и чтоб вам Англичанам торговати у Архангельскаго города по прежнему.
И Государь, Царь и Великий Князь, Алексей Михаиловч всея Руссии указалъ, и Бояре приговорили: вам Англичаном, со всем своими животы, ехати заморе, а торговати Московскаго Государства с торговыми людь¬ми всякими товары, приезжая из-за моря у Архангельскаго города; а к Москве и в городы с товары и без товаров не ездити.
И которые Англичане впередь похотят торговать с Рускими людьми: и им г., приезжая из Англинския земли, торговать С ними у города повольною торговлею и пошлины платить по Государеву указу.
Да и потому вам Англичанам в Московском Государстве быть не довелось, что преж сего торговали вы в Московском Государстве по Государевым, жалованным грамотам, каковы даны вам по прошенью Государя вашего, Англинскаго Карлуса Короля, для братский дружбы и любви. А ныне Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, ведомо учинилось, что Англичане всею землею учинили большое злое дело, Государя своего, Карлуса Короля убили до смерти: и за такое злое дело в Московском Государстве вам быть не довелось.
И вы б Англичане Царскаго Величества указ ведали, и из Московскаго Государства, со всеми своими животы, ехали заморе. А кто похочетъ с Государевыми людьми торговати: и те б из-за моря приезжая, торговали всякими товары у Архангельскаго города ПОВОЛЬНОЮ торговлею, и пошлины с товаров своих платили по прежнему, и исторговався ездили за море; а к Москве и Московскаго Государства в городы от Архаигельскаго города с товары и без товаров впередь не ездили, и у Архаигельскаго города не жили.
И сей Государев указ Англичанам торговым людям оказан Июня, в 1 день 157 года.
historyru.com›doc/low/t1-009.htmlКомментарии. В 1649 г. был издан указ о выдворении из России английских купцов. Указ мотивировал эту меру следующими доводами: русские купцы из-за англичан "обедняли", а последние "обогатели"; кроме того, англичане "всею землею учинили большое злое дело, государя своего Карлуса короля убили до смерти". Решение Алексея Михайловича осталось неизменным даже после личного вмешательства сына казненного в ходе Английской революции короля Карла I - будущего короля Карла II: "И за таких злодеев и изменников и государю своему убойцов и говорити бы не годилось. А достойны они за свои злые дела казни, а не милости. А на Московском государстве по-прежнему таким злодеям быти непристойно".