Введение ФГОС в начальной школе: первый опыт, проблемы и перспективы.

«Введение ФГОС в начальной школе:
первый опыт, проблемы и перспективы»

Живём в эпоху новых технологий,
И каждый год даёт нам новый старт.
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни.
В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
Современный ученик не только должен усваивать определённый объём знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Год назад начальной школе пришлось столкнуться с проблемой перехода на стандарты второго поколения. Все мы учителя пытаемся переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования. Все мы задаём себе множество вопросов, на которые порой не можем найти верных ответов.
Новый стандарт – инновационное, требующее серьёзных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. Если раньше стандарт был ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задаёт образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьёй, обществом и государством – должен отвечать на поставленные нами вопросы.
С 1 сентября 2011 года в первых классах внедряется ФГОС.
Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, об особенностях нового Стандарта, об активной позиции родителей в вопросах образования детей, о достижении образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Нам важно было не только проинформировать родителей, но и смотивировать их на активное сотрудничество с педагогами, школой. С родителями был заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
К началу учебного года учителями были составлены рабочие программы по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта (прописаны требования к уровню подготовки учащихся и планируемые результаты освоения предмета, которые сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов).
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Внедрение стандартов второго поколения в первых классах реализовывалось по образовательной системе «Школа - 2100» и по системе развивающего обучения УМК «Планета знаний».
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе мы должны научить ребенка учиться и сформировать у него УУД и мотивацию к обучению, помочь им в самоорганизации и саморазвитии.
С первых дней учителями первых классов ведётся образовательный мониторинг.
Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе.
II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики.
III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
Диагностический анализ дал возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
дифференцировать учащихся по успешности обучения.
В начале сентября в классах был проведён мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения.
Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия.
Результаты входной диагностики показали, что
26% учащихся имеют высокий уровень, (в значительной степени сформированы УУД),
52% - средний уровень (частично сформированы) и
22% - низкий уровень (практически не сформированы).
Полученные данные были использованы учителями для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.
Деятельность учителей первых классов строилась на системно-деятельностном подходе в обучении с применением инновационных технологий.
В конце учебного года в первых классах впервые использовалась новая технология оценивания УУД. Были проведены:
комплексная контрольная работа (которая помогла определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся 1 классов по итогам освоения программы за 1 класс начальной школы) и
диагностическая работа (диагностика метапредметных и личностных результатов).
Диагностика работ помогла определить, что в каждом классе есть хорошо подготовленные дети, которые успешно обучались в первом классе и показали высокие результаты.
Учащиеся научились: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои учебные действия; осознавать трудности и искать пути их преодоления; осуществлять поиск информации из разных источников; наблюдать и сопоставлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка; оценивать свою работу.
Но так, же диагностика позволила выявить обучающихся, которые к концу 1 класса ещё недостаточно включились в учебный процесс. У таких детей существуют серьёзные трудности в учёбе. Им трудно ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по её выполнению, выявлять непонятное, искать нужную информацию; произвольно регулировать своё внимание, вовремя включаться в деятельность класса; переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп; ответственно относиться к результатам своей учебной деятельности, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его; осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, видеть свои успехи и достижения).
Результаты этих работ, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему первых классов заданий УУД позволило:
поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;
создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;
оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.
Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, в котором отражены достижения первоклассника не только в учёбе, но и внеучебной деятельности, учителями первых классов заведены «Портфолио» на каждого ученика;
листы индивидуальных достижений, диагностические карты, отслеживается мониторинг учащихся).
К концу года учителями, работающими в первых классах, был собран соответствующий накопительный материал.
Отличительной особенностью стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».
Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, было формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Одним из основным средств решения данной задачи стало осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Внеурочные занятия оказались востребованными и родителями, и детьми. По сравнению с выпускниками детского сада прошлых лет, наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды.
Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Все мероприятия, кружки, занятия внеурочной деятельности проходили во второй половине дня, поэтому учащиеся посещали группу продлённого дня и для них было организовано двухразовое питание. Каждая минута, проведённая в школе, дала детям положительный опыт общения, позволило проявить себя как активную, творческую личность, расширило его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общались с педагогами и друг с другом - в классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды.
Реализация программ внеурочной деятельности четко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, использовались по желанию обучающихся и в формах, отличительных от урочной системы обучения.
Согласно требованиям ФГОС НОО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) в Базисном учебном плане отводится 10 часов еженедельно на организацию занятий по 5 направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Все разнообразные виды внеурочной деятельности представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.
Результатом своей успешности во внеурочной деятельности у учащихся являлась выставка работ, участие в соревнованиях, проектах, конкурсах и смотрах. Все результаты фиксировались в портфолио ученика.
Внеучебная деятельность в 1 классе представлена следующими направлениями:
1. Спортивно - оздоровительное направление
2. Духовно - нравственное
3. Социальное
4. Общеинтеллектуальное
5. Общекультурное
Для всестороннего развития учащихся школа тесно сотрудничает с различными учреждениями социума: ДДТ, клубами «Маяк» и «Юность», городской детской библиотекой, музыкальной школой, ДК, ЦДиК «Феникс». Со всеми учреждениями дополнительного образования детей заключены договоры о сотрудничестве. Данные образовательные учреждения проводят занятия с учащимися на своей базе, во время пребывания учащихся в группах продлённого дня.
Активно привлекаются к организации внеучебной деятельности родители обучающихся. Так за 2011-2012 учебный год совместно с ними было проведено много интересных мероприятий.
Минусы организации внеурочной деятельности:
Большая нагрузка на ребёнка.
Недостаток оборудования для проведения занятий.
Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования.
Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей).

На уроках и при проведении внеурочной деятельности шла активная реализация требований к реализации освоения общеобразовательной программы – формирование предметных, метапредметных, личностных результатов.
Опыт внедрения ФГОС показывает, что, в целом, идеи актуальны и востребованы современной образовательной системой, принимаются учителями и родителями.
Первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в условиях новой образовательной среды. Они охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, учатся рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.
В течение этого учебного года в классах проводились родительские собрания, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись творческие работы учеников.
Большое внимание уделялось формированию коллектива учащихся и родителей.
Каждый час, каждый день, проведённый в школе и классе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети дружелюбно общаются с педагогами и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения.
Первый год внедрения ФГОС в первых классах показал как свои положительные стороны, так и выявило ряд проблем:
Нехватка помещений для занятий внеучебной деятельностью.
Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.
Недостаточный опыт работы педагогов в условиях ФГОС, поэтому отдельные моменты урока сводятся к традиционной форме.
Проблема овладения учителями работы с аппаратно - системным комплексом.
На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создаёт проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.
Изменение условий при организации внеурочной деятельности во втором классе, так как учащиеся будут учиться со второй смены.
Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:
Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями   ФГОС.
Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.
Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.
Мы надеемся, что реализация в нашей школе требований ФГОС позволит обучающимся быть готовыми к учёбе и жизни в современном информационном обществе.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь ещё Лев Николаевич Толстой сказал такие слова:
«Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».



15