Рабочая программа по русскому языку для 9 класса (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов,Л.А. Чешко).

Управление образования исполнительного комитета города Нижнекамск
Республики Татарстан Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»

«Рассмотрено» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор МБОУ «СОШ №20»
________/ / ________/ Ишмухаметов И. Ш.
Протокол № от Приказ №______от
« ___ » __ 2015 г. « » 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 9 класса
основного общего образования
(базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год


Составитель:
Базилевских Н.А.
учитель русского языка
и литературы


Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______от
«_____» _________2015 г.






НИЖНЕКАМСК-2015
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9-ом классе составлена на основе следующих документов:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённого приказом МОиН №1089 от 5.03.2004);
2. Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2010 года.
3.Учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели и задачи обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе – 105 часов. Курс русского языка в 9 классе в учебном плане школы рассчитан на 105 учебных часа (35 недель, 3 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Формы текущей, промежуточной аттестации:
Формы текущего контроля: устный опрос, контрольный диктант, контрольная работа, сочинение, изложение.
Промежуточная аттестация проводится в форме ОГЭ.
Формы организации учебных занятий, применяемые технологии в 9 кл :
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
проектная технология

Критерии оценивания знаний учащихся.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместоработает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
описка (искажение звукобуквенного состава слова: чаплявместо цапля);
ошибка на правило, не изучаемое в школе;
ошибка в переносе слова;
ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различения не и ни;
в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка
Основные критерии оценки


Содержание и речь
Грамотность

1
2
3

«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
Допускается 1 негрубая орфографическая или
1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов
Допускаются:
2 орфографические +
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
1 орфографическая +
3 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
0 орфографических +
4 пунктуационные +
3 грамматические ошибки.
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

«3»
1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов
Допускаются:
0 орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки

«2»
1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

«1»
Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок


Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
Кречевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизми т.п.). Такиеошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические,связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо -ююпо правилу написано другое.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
5. Оценка тестов 
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы
Степень выполнения заданий

1
Менее чем на балл «2»

2
Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

3
Выполнено не менее 30 % предложенных заданий      

4
Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

5
Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

6
Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

7
Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

8
Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

9
Выполнено не менее 90 % предложенных заданий  

10
Выполнены все предложенные задания

6. Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.


II. Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения
Сложносочиненные предложения
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

III. Учебно-тематический план.
№ п/п
Название темы (раздел)
Количество часов
Количество диктантов, тестов, контр. работ
Развитие речи

1
Вводный урок. Международное значение русского языка.
1



2
Повторение изученного в 5-8 классах
10
1


3
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные предложения с различными видами связи.
60
6
11
34
5
4
4

1
3

1
11
2
1
7
1


4
Общие сведения о языке.
4
1


5
Повторение.
30
1

3


Итого
105
7
14


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



Тема урока
Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения




план
факт

1
Международное значение русского языка.
Понимать, какую роль играет русский язык в современном мире, объяснить причины его авторитета. Понимать необходимость изучения родного языка.
1-5/09


Повторение изученного в 5-8 классах (10 часов)

2
Фонетика.
Закрепить знания о фонетике, полученные в предыдущих классах.
1-5/09


3
Лексика и фразеология.

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, употреблять в речи фразеологизмы.
1-5/09


4
Морфемика и словообразование.

Закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова.
7-12/09


5
Морфология.
Орфография.
Закрепить теоретические знания по теме «Морфология». Уметь распознавать изученные части речи на основе грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли.
7-12/09


6
Словосочетание.
Закрепить навыки разбора словосочетания и простого предложения.
7-12/09


7
Простое предложение.
Понимать особенности простого предложения. Уметь их классифицировать. Закрепить навыки разбора словосочетания и простого предложения.
14-19/09


8
Синтаксис простого предложения.
Закрепить навыки расстановки знаков препинания в простом предложении.
14-19/09


9
Текст.
Понимать, что такое текст. Уметь определять тип стиля текста.
14-19/09


10
Диктант с грамматическим заданием.
Формировать умение грамотного письма. Контроль знаний.
21-26/09


11
Анализ диктанта.
Формировать умение анализировать грамматические и пунктуационные ошибки.
21-26/09


Синтаксис и пунктуация. (60 часов)
Сложное предложение. (6 часов)

12
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.
Иметь общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними.
21-26/09




13
Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.
Закрепить и умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП.
28/09-3/10


14
Основные виды сложных предложений.
Закрепить и умение отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП и СБП. Уметь объяснять постановку знаков препинания в них.
28/09-3/10


15
Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.
Знать способы сжатия текста, уметь выбирать в тексте основную информацию.
28/09-3/10


16
Р/р. Сжатое изложение.
Уметь писать изложение, отбирая основную информацию.
5-10/10


17
Анализ изложения по критериям оценивания.
Уметь анализировать и корректировать работу.
5-10/10


Сложносочиненные предложения. (11 часов)


18
Строение сложносочиненных предложений.
Понимать особенности сложносочиненных предложений. Формировать умение находить их в тексте.
5-10/10


19
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Расширить знания о ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
12-17/10


20
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
Формировать умение различать виды ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
12-17/10


21
Сложносочинённые предложения с противительными союзами.
Формировать умение различать виды ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
12-17/10


22
 Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
Формировать умение различать виды ССП. Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
19-24/10


23
Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.
Формировать навык различать виды ССП. Знать особенности ССП с общим второстепенным членом. Формировать умение расставлять знаки препинания.
19-24/10


24
Знаки препинания в ССП.
Совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
19-24/10


25
Обобщающий урок по теме «Сложносочиненные предложения».
Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания. Совершенствовать навыки пунктуационного разбора.
26-31/10


26
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения».
Знать орфографические и пунктуационные правила.
26-31/10


27
Анализ контрольного диктанта.
Формировать навыки анализа.
26-31/10


28
Р/р. Рецензия.
Уметь писать рецензии.
9-14/11


Сложноподчиненные предложения (34 часа)


29
Сложноподчиненные предложения. Строение ССП.
Закрепить знания о СПП, его строении.
9-14/11


30
Главная и придаточная части предложения. Схемы СПП.
Научиться представлять структуру СПП в виде схем, совершенствовать пунктуационные навыки.
9-14/11


31
Средства связи в СПП. Подчинительные союзы и союзные слова.
Научиться различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки.
16-21/11


32
Р/р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.)
Использовать СПП в речи, развивая навыки устного пересказа.
16-21/11


33
Р/р. Сжатое изложение.
Развитие умения письменно излагать услышанный текст, самостоятельно мыслить, анализировать текст, развивать творческие способности. Воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма
16-21/11


34
Анализ изложений.
Формировать навыки анализа.
23-28/11


35
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
Уметь видеть в предложении указательные слова и определять вид придаточного, находить слово, к которому относится придаточная часть.
23-28/11


36
Основные группы СПП по характеру смысловых отношений между частями.
Знать виды придаточных предложений.
23-28/11


37
СПП с придаточными определительными.
Иметь представление о группах СПП по их значению; сформировать понятие о придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки.
30/11-5/12


38
Р/р. Сочинение-рассуждение «Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый».
Знать отличительные черты сочинения-рассуждения. Уметь отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре эссе.
30/11-5/12


39
Анализ творческих работ.
Формировать умение соблюдения норм русского литературного языка.
30/11-5/12


40
СПП с придаточными изъяснительными.
Сформировать понятие о придаточных изъяснительных; совершенствовать пунктуационные навыки.
7-12/12


41
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Знать и применять на практике орфографические и пунктуационные правила.
7-12/12


42
Анализ контрольного диктанта.
Формировать навыки анализа.
7-12/12


43
Р/р. Стили речи. Разговорный стиль.
Знать отличительные особенности разговорного стиля речи, его основные жанры: рассказ, беседа, спор. Уметь создавать диалоги и монологи.
14-19/12


44
СПП с придаточными обстоятельственными.
Получить представление о придаточных обстоятельственных. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
14-19/12


45
СПП с придаточными степени и образа действия.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными степени и образа действия, смысловых различий этого вида придаточных предложений; развивать творческие способности. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
14-19/12


46
СПП с придаточными места.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными места. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
21-26/12


47
СПП с придаточными времени.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными времени. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
21-26/12


48
СПП с придаточными условными.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными условными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
21-26/12


49
СПП с придаточными причины.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными причины. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
11-16/01


50
СПП с придаточными цели.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными цели. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
11-16/01


51
Р/р. Сочинение-рассуждение на предложенную тему.
Знать особенности сочинения-рассуждения.
11-16/01


52
Анализ творческих работ.
Уметь анализировать текст. Уметь находить грамматические , лексические и стилистические ошибки.
18-23/01


53
СПП с придаточными сравнительными.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными сравнительными, уметь отличать их от других придаточных, сравнительных оборотов. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
18-23/01


54
СПП с придаточными уступительными.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными уступительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
18-23/01


55
СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными.
Получить представление об особенностях СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
25-30/01


56
Контрольная работа «Виды придаточных предложений».
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания.
25-30/01


57
Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными.
25-30/01


58
Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение».
Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста. Формировать умение соблюдать нормы современного русского языка.
1-6/02


59
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненное предложение».
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП, конструировать СПП разных видов, правильно ставить знаки препинания.
1-6/02


60
Р/р. Деловые бумаги.
Уметь оформлять различного рода деловые бумаги в официально-деловом стиле, применять термины, стандартные обороты речи.
1-6/02


61
Р/р. Сжатое изложение.
Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.
8-13/02


62
Анализ творческих работ.
Уметь анализировать текст. Уметь находить грамматические, лексические и стилистические ошибки.
8-13/02



Бессоюзные сложные предложения (5 часов)

63
Бессоюзные сложные предложения
Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания.
8-13/02


64
БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.
Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывая свой выбор. Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые причины (причины, пояснения, дополнения).
15-20/02


65
Двоеточие в БСП.
Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.
15-20/02


66
Тире в БСП.
Знать условия постановки тире в БСП, выявлять смысловые причины (противопоставления, времени, условия и следствия).
15-20/02


67
Р/р. Реферат.
Сообщение на лингвистическую тему «Стили речи. Научный и официально-деловой стили речи».
Уметь понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников.
22-27/02


Сложные предложения с различными видами связи.(4часа)

68
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Углубить представление о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
22-27/02


69
Авторские знаки препинания.
Закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи и навыки постановки знаков препинания в них.
22-27/02


70
Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».
Знать основные группы сложных предложений, их отличительные черты, особенности предложений с разными видами связей. Закрепить знания и умения по пройденной теме, подготовиться к контрольной работе.
29/02-5/03


71
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Уметь различать разные виды сложных предложений, производить синтаксический и пунктуационный разборы, правильно ставить знаки препинания, правильно воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.
29/02-5/03


Общие сведения о языке. (4 часа)
.

72
Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.
Иметь представление о роли языка в жизни общества, о развитии языка в связи с историческим развитием общества
29/02-5/03


73
Русский литературный язык и его стиль.
Углубить понятие о стилях языка, сферах его применения, совершенствовать навыки анализа текста.
7-12/03


74
Контрольный тест по программе 9 класса.
Обучить навыкам работы с тестами.
7-12/03


75
Анализ работ.
Уметь работать самостоятельно.
7-12/03


Повторение. (30 часов)

76
Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.
Обобщить знания по фонетике, углубить понятие о соотношении фонетики и орфографии.
14-19/03


77
Повторение. Лексика. Фразеология.
Обобщить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать навыки работы с разными видами лингвистических словарей.
14-19/03


78
Повторение.
Морфемика и словообразование.
Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование», совершенствовать орфографические навыки.
14-19/03


79
Повторение. Морфология. Именные части речи.
Обобщить знания по морфологии именных частей речи, совершенствовать навыки морфологического разбора.
28/03-2/04


80
Р/р. Сочинение на лингвистическую тему.
Уметь составлять план, определять тип и стиль речи.
28/03-2/04


81
Анализ сочинений.
Уметь применять изученные правила на письме и в речи
28/03-2/04


82
Орфография. Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных.
Знать и уметь применять на практике орфографическое правило.
4-9/04


83
Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.
Обобщить знания по морфологии глагола и его форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
4-9/04


84
Повторение. Морфология. Причастие.
Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
4-9/04


85
Деепричастие.
Обобщить знания по морфологии причастий и деепричастий и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
11-16/04


86
Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния.
Обобщить знания по морфологии наречия и слов категории состояния и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
11-16/04


87
Орфография. Правописание наречий.
Знать и уметь применять на практике орфографические правила.
11-16/04


88
Орфография. Правописание НЕ с разными частями речи.
Знать и уметь применять на практике орфографические правила.
18-23/04


89
Повторение. Служебные части речи.
Обобщить знания по морфологии предлога, союза, частицы и их форм, совершенствовать навыки морфологического разбора.
18-23/04


90
Правописание производных предлогов.
Знать и уметь применять на практике орфографические правила.
18-23/04


91
Правописание союзов тоже, также, чтобы.
Знать и уметь применять на практике орфографические правила.
25-30/04


92
Р/р. Сжатое изложение.

Совершенствование навыков изложения текста, формирование самостоятельно мыслить, анализировать текст, развитие творческих способностей.
25-30/04


93
Анализ изложения
Развитие творческих способностей
25-30/04


94
Повторение.
Синтаксис. Словосочетание.
Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения.
2-7/05


95
Пунктуация. Знаки препинания при прямой речи, при цитировании.
Знать правила пунктуации.
2-7/05


96
Синтаксис простого предложения.
Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения. Типы простых предложений.
2-7/05


97
Синтаксис сложного предложения.
Уметь расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.
9-14/05


98
Употребление знаков препинания.
Систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
9-14/05


99
Р/р Сочинение-рассуждение.
Развитие навыков изложения текста, развитие письменной речи
9-14/05


100
Анализ сочинения.
Уметь работать самостоятельно.
16-21/05


101
Подготовка к ОГЭ.
Развитие творческих способностей
16-21/05


102
Решение заданий ОГЭ.
Уметь выполнять тестовые задания.
16-21/05


103
Решение заданий ОГЭ.
Уметь выполнять тестовые задания.
23-28/05


104
Пробное ОГЭ.
Уметь заполнять бланки тестовых заданий.
23-28/05


105
Итоговый урок.

23-28/05






V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Государственный стандарт основного общего образования 2004
Бархударов С.Г., Крючков, С.Е., Русский язык: учебник для 9 класса – М.: Просвещение,2010
Егорова Н.В. Русский язык: поурочные разработки 9 класс – М: Вако, 2007
Лингвистические словари
1. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов. / Ю.А. Бельчиков, М.С.Панюшева.– М.: АСТ. Астрель, 2002.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. / В.И. Даль.– М.: Олма – пресс, 2002.–1450с.
3. Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка в двух томах. / А.П. Евгеньева.– М.: Астрель. АСТ, 2001.–1536с.
4. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. / М.Р. Львов.– М.: Русский язык, 1984.–381с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
6. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.
7. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. / А.Н. Тихонов.– М.: Астрель. АСТ, 2002.–701с.
8. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
9. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
10. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с.
11. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.
Информационные образовательные технологии в учебном процессе
1. Мультимедийные обучающие программы и электронное приложение к учебникам по основным разделам курса русского языка, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка, электронные библиотеки по курсу русского языка, создающие новую образовательную среду, направленную на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, формирующих познавательную, информационную и коммуникативную компетенции, развивающие умения работать с различными типами информации и её источниками:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Школьные страницы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Большой энциклопедический и исторический словари [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Тесты по русскому языку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фразеологизмы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Изложения для 5-11 классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО 2013.
Сборник диктантов 5-9 кл. Горшкова В.Н. ВАКО 2014.
Тесты 6-8 классы.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебно-наглядные пособия (таблицы), учебные диски (аудиокниги), учебные фильмы, кинофильмы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).


















Текущая аттестация





















Промежуточная аттестация

Заголовок 1 Заголовок 3ђ Заголовок 515