Исследовательская работа по математике на тему «ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ или СКОЛЬКО ВЕСИТ ЗДОРОВЬЕ»

Муниципальный этап
Российской научной конференции школьников
«Открытие»




Секция МАТЕМАТИКА




«ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ или СКОЛЬКО ВЕСИТ ЗДОРОВЬЕ»



Исследовательская работа









Выполнена учеником
8 класса МБОУ «Утянская средняя общеобразовательная школа»
село Уточка, Красногвардейский район
Надобных Иваном Романовичем

Научный руководитель
учитель математики
МБОУ «Утянская средняя общеобразовательная школа»
Надобных Елена Ивановна









Бирюч, 2014
Оглавление

Введение..2
Глава I. История изобретения портфеля.4
Глава II. Правда, о школьных портфелях
§1. Врачи предупреждают.7
§2. Выбираем грамотно.8
Глава III. Описание практической части работы
§ 1. Измерение веса школьных ранцев и портфелей10
§ 2. Практические рекомендации участникам образовательного процесса...11
Глава IV. Портфель будущего
§ 1. Круглый портфель.13
§ 2. Портфель на колесиках.13
§ 3. Электронный портфель13
Заключение...15
Список используемой литературы.16
Приложения..17























Знаю я чудесный дом,
Жильцов занятных много в нем.
Проживают в доме том
И тетради, и альбом,
Карандаши и книжки,
Краски-шалунишки.
Дом тот, друг мой, не простой:
Ходит в школу он с тобой.
ВВЕДЕНИЕ
Школьный ранец неотъемлемый атрибут школьной жизни в разных его вариантах сопровождает нас от первого до выпускного класса. В течение дня меняются уроки, учебные кабинеты, не меняется лишь портфель в руке школьника.
Любому из нас приходится по утрам наблюдать, как мамы, папы, бабушки или дедушки, провожая в понедельник в школу и встречая в пятницу ученика-первоклассника, несут его ранец или портфель, который не под силу малышу. Школьники постарше, несущие сумки со школьными принадлежностями в руках, делают это с видимым усилием, чувствуют себя некомфортно, перебрасывая их из одной руки в другую. Да и свой портфель кажется иногда таким тяжёлым, что хочется от него поскорее избавиться: поставить или отдать подержать хотя бы на несколько минут.
Актуальность темы: болезни опорно-двигательного аппарата – одни из самых распространенных. Очень часто дети и подростки обращаются к врачам с жалобами на боли в спине, пояснице, шее, головные боли, быструю утомляемость при длительной ходьбе.
Все эти неполадки в организме связаны с проблемами позвоночника и формированием неправильной осанки. Одной из причин этого является ношение тяжелых школьных портфелей.
Цель: изучить влияние школьного портфеля на здоровье школьника разного возраста и составить рекомендации родителям для предотвращения загруженности, что влияет на здоровье школьника.
Задачи:
изучить литературу по данному вопросу;
выявить у учащихся, какой портфель востребован;
изучить влияние портфеля на здоровье школьника;
разработать рекомендации для родителей по выбору школьных принадлежностей безопасных здоровью школьника;
изучить полученные результаты и сделать выводы.
Проблема данной исследовательской работы состоит в недостаточной изученности материала по данному вопросу и перегруженности ученического портфеля большим количеством учебников и тетрадей для занятий. Гипотеза: если изучить проблему о влиянии школьного портфеля на здоровье учащегося и довести ее до сведения учеников, родителей и учителей, то здоровье ребят в подростковом периоде может улучшиться.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: школьный портфель (ранец).
Методы исследования: сбор статистических данных, анкетирование учащихся 7 класса.
Участники исследования: ученики 7 класса.






















ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ПОРТФЕЛЯ

Прежде, чем говорить о достоинствах, а тем более о недостатках школьного ранца, мы посчитали необходимым описать историю появления этого школьного атрибута.
Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Но ведь и до появления тетрадей люди на чем-то писали. За сотни лет внешний вид и назначение этого нехитрого приспособления не особенно изменились, но в истории обыкновенного школьного портфеля немало интересного.
Прежде чем мы обратились к этим фактам, определили для себя сначала, что такое портфель и ранец, и какая между ними разница.
В этимологическом словаре по русскому языку мы прочитали, что слово «портфель» пришло к нам в XIX веке из французского языка. «Французское porte-feuille восходит к porter – «носить» и feuille – «лист бумаги». В русском языке буквальным переводом является бумажник». [8; С. 1132]
В Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия портфель определяется как «род жёсткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг» [1]. В свою очередь «ранец – это жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором» [1].
Аналогичные определения этим двум словам даёт в своём словаре С.И. Ожегов [3].
По материалам свободной энциклопедии – Википедии – мы узнали, что слово «ранец означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную. Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси с немецкими солдатами-наёмниками, служившими у московских князей в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход» [4].
Таким образом, основное и принципиальное отличие ранца от портфеля заключается в том, что ранец школьники носят за плечами благодаря наличию специальных лямок-ремней.
Школьный портфель насчитывает не одно десятилетие со дня своего создания. В свободной энциклопедии – Википедии – говорится о том, что «первоначально школьный портфель выглядел как обычная тряпичная сумка, в которую помещались книги, учебники и самые необходимые школьные принадлежности, ручки, тетради. Позже школьные сумки делали из более плотного материала из натуральной кожи животного или любого другого плотного материала. К школьному портфелю предъявляли требования, прежде он должен быть непромокаемым, чтобы книги и тетради, которые в нем не намокали, когда школьный портфель находился под дождем. Так же он должен быть достаточно легок, чтобы не нагружать руки детей. Благодаря этому фактору позже были изобретены школьные портфели с лямками, с помощью которых, школьный портфель можно было носить и на спине, тем самым освобождая руки» [4].
Появление и наличие у портфеля лямок позволяет нам в нашей работе провести аналогию со школьным ранцем.
«Спустя некоторое время школьный портфель утратил привычную ранее форму мешка или сумки и стал похожим на современный школьный портфель. Как правило, его изготавливали из натуральной сыромятной кожи животных, так как она прекрасно держит форму и очень удобна для ежедневного использования» [4]. Такой школьный портфель в нашем понимании должен был быть достаточно вместительным, чтобы в него влезли все необходимые школьнику вещи, но при этом он не должен быть тяжелым.
«До революции ранцы в России делали из чёрной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом - под стать военным. В портфелях книги и учебники стали носить после второй мировой войны, но всё же чаще ходили с полевыми сумками» [4].
Нам также стало известно, что в более позднее советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель. Цвет чаще всего использовали тёмно-коричневый. Материал – крепкий дерматин. В старших классах носили кейсы или спортивные сумки.
Не так давно на современном рынке появились портфели-ранцы, представляющие весьма удобное и практичное сочетание. Основное отличие портфеля-ранца от простого школьного портфеля это форма или конструкция такого изделия. Портфель-ранец больше вытянут вертикально, в то время как обычный школьный портфель преимущественно имеет горизонтальное расположение. Вертикальная форма позволяет портфелю-ранцу быть более вместительным и эргономичным для школьника. Стоит отметить, что портфель-ранец это одна из самых важнейших вещей для школьника любого возраста, от первоклашки до выпускника.
Первые упоминания о портфелях-ранцах можно отнести к началу девяностых годов, тогда портфели-ранцы пришли на смену классическим школьным портфелям. Первые портфели-ранцы были довольно плохого качества, так как производители не имели полного представления, что переживает портфель-ранец в обыденной школьной жизни. От простого швыряния на пол до футбола портфелем-ранцем по классу. Поэтому портфели рвались на глазах, портфели-ранцы были изготовлены из плохого материала, иногда ткань расползалась из-за тяжести учебников и тетрадей в портфеле-ранце. Спустя некоторое время портфель-ранец занял должное место в жизни любого школьника, так как он изготавливается из прочной ткани, имеет весьма привлекательный цвет и дизайн и удобен при ежедневном использовании.
В сети Интернет мы нашли довольно интересные факты о школьном портфеле. Так «в селе Венгерова Белгородской области установлен памятник портфелю. В странах Европы и Америки дети начальных классов так же ходят в школу с портфелями и ранцами» [7].
Более интересно отношение к школьному портфелю в Азии. Так «учащиеся начальной школы Пекина используют чемоданы вместо портфелей и ранцев, потому что количество учебников и других школьных принадлежностей день ото дня увеличивается. А вот в соседнем Тайване уже создали 10-и дюймовый ПК (компьютер), который весит около килограмма и включает в себя все учебники и дневник. Ученики Гонконга уже пользуются ноутбуками, которые разрабатывались учёными более двух лет» [7].

















ГЛАВА II. ПРАВДА, О ШКОЛЬНЫХ ПОРТФЕЛЯХ
§1. Врачи предупреждают

Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку. Американские врачи и учителя приняли решение ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Американцы считают, что их дети должны ходить в школу налегке. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка. Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10- 20% веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине. В августе 1996г. Министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10% от веса тела школьника. Предполагалось, что школьные сумки являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей школьного возраста. Ношение рюкзака признано более эргономичным и менее вредным для здоровья. А вот это исследование было выполнено специалистами детской больницы Цинциннати. Они использовали информацию более чем о 12 тысячах случаев травм, связанных с ранцами, рюкзаками и приспособлениями для ношения детей. В поле зрения ученых попали только те случаи, которые потребовали обращения в травмпункт, но не те, с которыми обращались на прием к обычному врачу. Для анализа были отобраны 247 случаев, когда травмы, связанные с ранцем, получали дети в возрасте от шести до 18 лет. Оказалось, что лишь 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению ученых, это означает, что вместо ограничения веса учебников и изменения дизайна ранца усилия должны быть направлены на то, чтобы обучить детей им пользоваться.


§2. Выбираем грамотно
Школьный портфель или ранец, это первое, что запомнит ребенок при походе в школу, поэтому он должен быть максимально удобен для него, практичен, изготовлен из немаркой ткани, а также иметь достаточно привлекательный дизайн, чтобы понравится школьнику.
В тексте этого параграфа мы попробуем описать те требования, которые предъявляются к школьным ранцам в сети Интернет, где говорится о том, что выбрать школьный портфель для ребенка – непростая задача.
По мнению некоторых экспертов «школьный портфель должен быть не только привлекательным, но и очень удобным» [5]. Объясняется это тем, что школьный портфель обуславливает комфорт и здоровье ребёнка.
Любой родитель знает, что школьные портфели – не простые аксессуары. Прежде всего, это средство для переноса учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей. Из-за того, что нередко их вес достаточно велик, важно, чтобы портфели были сшиты из высококачественных материалов, которые позволяют равномерно распределять нагрузку. Кроме того, качественные портфели могут выдерживать большое количество стирок и не терять при этом внешнего вида.
Безусловно, такие качества как износостойкость, способность выдерживать большое число стирок и т.д. важно для родителей. Детям же важно, чтобы портфель был удобным и привлекательным. По этой причине такие изделия снабжаются красочными рисунками, изображениями любимых героев и т.д.
По некоторым источникам нам известно, что старшеклассники предпочитают достаточно строгие портфели, напоминающие классические сумки, однако в реальности мы сталкиваемся с тем, что старшеклассники чаще ходят в школу с сумками, которые носят, перекинув через плечо.
Портфели и ранцы для детей должны иметь формоустойчивую спинку и светоотражающие детали.
На сайте для молодых родителей по поводу выбора школьных ранцев говорится, что «при выборе школьного портфеля для ребенка школьника стоит обратить внимание на вес пустого портфеля, который не должен быть больше 600-700 г., поскольку если портфель достаточно загружен книжками и тетрадками он может весить до пяти, а порой и десяти килограмм, что может негативно сказаться на здоровье ребенка, который его носит. Так как при ношении школьного портфеля на лямках на спине, большей нагрузке подлежит позвоночник ребенка» [5].
Также немало важными являются лямки школьного портфеля. Необходимо чтобы они имели достаточную ширину, если лямки будут узкие, то под тяжестью веса школьного портфеля они будут врезаться в тело ребенка, тем самым причиняя ему дискомфорт.
Немаловажное внимание при выборе школьного портфеля стоит уделять спинке портфеля. Необходимо, чтобы в спинку школьного портфеля был вшит пластиковый короб, который бы не деформировался при ежедневном ношении и был достаточно гибким, чтобы не повредить спину школьника.




























ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ
§ 1. Измерение веса школьных ранцев и портфелей
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. 33 позвонка, которые составляют наш позвоночник, являются самыми нежными косточками нашего организма. Поскольку опорно-двигательная система еще не завершила своего развития, поэтому чрезвычайно опасно перегружать школьника. [4]
Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Большая нагрузка на спину и неправильное ношение тяжестей приводит к сколиозу, головным болям, болям в спине и в ногах. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 10 -20.
Принято считать, что вес ранца должен быть не больше 10% веса ученика. Средний вес учащегося 7 класса составляет 44 кг. Вес портфеля тогда должен составлять 4,4кг.
Мой вес – 41 кг, вес портфеля должен быть 3кг 200 гр.
Давайте попробуем разобраться, а что же такое 10% от веса?
Например, средний вес взрослой женщины составляет 60-75 кг, средний вес взрослого мужчины 80-95 кг. Следовательно, 10% от веса взрослого человека составляет 7,5-9,5 кг. Это вес туристического рюкзака! Скажите, вы каждый день за спиной носите туристический рюкзак? А неокрепший позвоночник современного школьника ежедневно подвергается такой перегрузке!
С 1 сентября 2011 г. вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10.
Российские врачи-специалисты подсчитали, что согласно санитарным правилам и нормам [6] ежедневно ученик может носить в школу тяжести согласно возрасту, а именно:
Возрастная категория
Вес пустого ранца
Масса учебников
Вес школьного портфеля

1 – 4 классы
600 грамм
300 грамм
2 – 2,5 кг

4 – 5 классы

700 грамм
400 грамм
2,5 – 3,2 кг

6 – 7 классы

500 грамм
3,5 – 4,2 кг

8 – 11 классы

600 грамм
4,5 – 5,2 кг


Насколько воплотимы эти цифры в реальной жизни наших школьников?

Мы провели анкетирование учащихся 7 класса. Нам было важно узнать, что думают ребята о школьном портфеле? По каким критериям они его выбирают? Насколько правилен выбор портфелей в нашем классе? Как ребята оценивают вес собранного портфеля? Они с удовольствием ответили на поставленные вопросы. (Приложение 2) Для проведения исследования мы выбрали ранцы и портфели всех учащихся – седьмого класса.
Суть исследования заключалась в том, что мы, используя напольные весы, измерили вес каждого школьника, который согласился принимать участие в нашем исследовании.
Затем мы измерили вес каждого пустого портфеля этих ребят.
И после этого ежедневно в течение пяти дней измеряли вес школьных портфелей специальными весами и заносили данные в таблицу.
После чего вычислили средний вес портфеля за неделю. (Приложение 1) При взвешивании портфелей семиклассников мы обратили внимание на расписание уроков. У некоторых ребят содержимое портфелей-ранцев не соответствовало тому перечню предметов, которые были по расписанию.

§ 2. Практические рекомендации участникам образовательного процесса

На основании проведенного практического исследования мы сформулировали некоторые предложения, советы и рекомендации, адресованные всем участникам образовательного процесса.
Предложения педагогам и администрации школы:
Так как в школе занятия осуществляются в одну смену, то изыскать возможность в классе для хранения альбомов для рисования, красок, принадлежностей для технологии и других дополнительных средств обучения, а также сменной обуви и спортивной одежды.
Использовать только те учебники и учебные пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.
Организовать в классах библиотеки необходимых книг для дополнительного чтения (учителям начальной школы).
Советы родителям учащихся:
Ежедневно помогайте ребятам (особенно обучающимся в начальной школе) правильно собирать ранец согласно расписанию, следите, чтобы в нём не было лишних вещей.
Тетради и дневники покупайте не в тяжёлых картонных ламинированных, а в облегчённых обложках (в том числе и сам ранец, вес которого в граммах не должен превышать 600г. – 700г. в зависимости от возраста школьников).
Рекомендации учащимся:
Научитесь правильно собирать ранец (Более тяжёлые предметы должны находиться в отделении, расположенном ближе к спине).
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из него ненужные учебники.
У нас есть уверенность, что соблюдение и выполнение всех рекомендаций, советов и предложений в комплексе позволит избежать нагрузки на руки, спины и плечи школьников.

























ГЛАВА IV. ПОРТФЕЛЬ БУДУЩЕГО
Давайте попробуем представить портфель будущего. Как школьники в дальнейшем будут решать проблему возрастающих нагрузок, увеличения количества предметов и соответственно тяжелых портфелей?
Конечно, можно подвесить к портфелю воздушные шарики, чтобы он летел по воздуху; сделать по три урока, отменив часть предметов; брать с собой маму или папу, а лучше нанять носильщика для ношения портфеля. Давайте рассмотрим более реальные идеи.

§1. Круглый портфель
Существуют спортивные сумки в виде футбольного мяча. Можно сделать таким же школьный портфель.
Плюсы:
Может катиться по дороге
Им можно играть после уроков в футбол
Очень весело
Минусы:
Портфель будет всегда грязным
Можно помять учебники
Может укатиться не в ту сторону (например под машину или в открытый люк)

§2. Портфель на колёсиках
По всему миру люди используют чемоданы для провоза багажа на колесиках. В Европе существуют и школьные портфели на колесиках с металлической ручкой.
Плюсы:
Не нагружается спина
Не ощущаются тяжести
Минусы:
Неудобно поднимать по лестнице или в автобус
Едет только по ровным поверхностям (наши дороги далеки от идеала)
С ним невозможно бежать (например, если опаздываешь на урок)

§3. Электронный портфель
На сегодняшний день электронный портфель – это вполне реальное будущее школьника.
Плюсы:
Вес портфеля снизится на 70%
При подключении к интернету можно выполнять задания on-line
Интересно заниматься
Минусы:
Зависимость от заряда батареи
Может произойти сбой системы
Эксперимент по внедрению электронных учебников начался в России в 2010 году. Под эксперимент уже попали Калининградская, Кемеровская, Московская, Самарская области (г.Тольятти) и Санкт-Петербург.
В августе 2011 г. состоялась презентация школьного «ридера» от компании «Plastiс Logiс», на которой глава «Роснано» Анатолий Чубайс продемонстрировал электронный учебник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Электронный учебник представляет собой планшет размером примерно как стандартный формат А4 с экраном 10.7 дюймов (27 см). Вес данного устройства - 475 г., что само по себе уже не может не радовать, вспоминая о том насколько это легче, чем стандартный набор учебников.  Экран сенсорный, чувствительный к нажатию и жестам производимыми пальцами. Вокруг экрана довольно широкая рамка, 27 мм справа и слева, 32 мм сверху и снизу. Рамка из серого пластика, матовая, даже чуть фактурная, рельефная на ощупь. За счет ширины рамки устройство удобно держать в руках. Корпус тонкий всего 7,5 мм. и это в самой толстой части корпуса, толщина грани вообще не более 4 мм
По функционалу данное устройство можно отнести электронным книгам. Заряжается оно от мини USB, зарядки должно хватать надолго. Устройство обещает быть отличным заменителем бумажных книг. Для меня, замена бумаги на электронные носители несет в себе еще один плюс - меньше бумаги, сохраннее лес.
Внедрять электронный портфель будут планово в школы, обеспечивать школы и учеников данными устройствами обещает государство. Будем ждать и надеяться на то, чтобы данный проект был успешным, а наша школа попала в разряд экспериментальных.







Заключение

В ходе моей исследовательской работы было выявлено, что проблема тяжелых школьных портфелей на самом деле существует. Более того, изучив медицинскую литературу, мы убедились в том, что большая нагрузка на спину школьника серьезно влияет на растущий организм, вызывает деформации позвоночника и может негативно отразиться на здоровье в будущем.
В своём исследовании мы обозначили лишь некоторые направления решения проблемы тяжелых портфелей. Однако, острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников [2].
Не нужно покупать тяжелые ранцы! Покупайте ранцы, соответствующие гигиеническим требованиям. Необходимо следить за содержимым портфелей, чтобы не носить лишние вещи. Нужно помнить, что от тяжёлых нагрузок портится осанка, дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы. Необходимо с детства заботиться о своем здоровье!




























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004 г. (10 CD).
Информационный портал Департамента образования Москвы [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: «Русский язык», 1989. – 750 с.
Ранец [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт молодых родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 51с.
Телеканал «Россия» [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 1184 с.
Интернет-ресурсы:
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1


№ п/п
Имя, фамилия ребёнка
Вес ребёнка, кг.
Вес пустого портфеля, г.
Вес портфеля по дням
Средний вес портфеля за неделю, кг.





Понедельник, кг.
Вторник, кг.
Среда, кг.
Четверг, кг.
Пятница, кг.


1
Бычкова М.
58
500
3,5
3
3,8
3
2,8
3,22

2
Головин В.
50
500
3
3
3,6
3
3,3
3,18

3
Куцыкова И.
42
400
3,5
3,4
3,9
3
2,6
3,28

4
Надобных И.
41
500
3,5
3,5
4
3
2,9
3,38

5
Соколов В.
45
400
2,5
3
3
2,6
2,4
2,7

6
Сусоева О.
33
580
4
3,6
4,5
3,5
3
3,75

7
Чухнинов И.
42
380
3,6
3
3,1
3,1
3
3,16



























ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА. Мой школьный портфель.

Уважаемые ученики, школьный портфель-это основной атрибут ученика. Пожалуйста, ответьте откровенно на вопросы анкеты.
1. ФИО_____________________________________________________________________
2.Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам (сама)
б) Родители
в) С родителями вместе
3. Где покупаете?
а) В магазине
б) На рынке
4. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный (в другой стране)?
а) Российский
б) Импортный
в) Не важно откуда
5. По каким критериям (признакам) выбираете?
а) Цвет
б) Форма
в) Цена
г) Удобство
6. Какой формы портфель вы предпочитаете?
а) Ранец
б) Рюкзак
в) Сумка через плечо
7. Какой цвет портфеля вам нравится?________________________________________
8. Как долго пользуетесь одним портфелем? (сколько лет) ______________________
9. По какой причине меняете? ________________________________________________
10. Ваш вес (вес человека, без портфеля, в кг)___________________________________
11. Как вы оцениваете вес собранного портфеля?
а) лёгкий
б) нормальный
в) иногда тяжелый
г) почти всегда тяжелый
12. По каким дням недели портфель бывает тяжелым?
а)Понедельник
б) Вторник
в) Среда
г) Четверг
д) Пятница.
13. В вашем портфеле много лишних вещей, которые могут повлиять на вес портфеля?(если «ДА» , то какие?)______________________________________________________________
14. Вы носите физкультуру в портфеле? Если «ДА», то почему?__________________
____________________________________________________________________________
15. Что, по вашему, нужно сделать, чтобы портфель стал легче?___________________
____________________________________________________________________________
Спасибо за участие в опросе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Диаграммы.




























































13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Заголовок 415