Исследовательский проект на тему «Быть здоровым — это здорово, или сколько весит здоровье ученика»

1
1.1 Почему мы стали заниматься этим проектом?....................................... 1
Школьный ранец и здоровье ребёнка..2
2.1 Из истории ранца, портфеля..2
2.2 Ортопедическая оценка ранца3
2.3 Как грамотно выбрать портфель...3
2.4 Правда о школьных портфелях..4
3. Результаты исследований и выводы.5
3.1. Исследование 1. Выводы.......................5
3.2. Исследование 2. Выводы5
3.3. Исследование 3. Выводы.......................5
3.4 . Исследование 4. Выводы..6
4. Профилактические мероприятия для укрепления позвоночника..6
5 Заключение..7
6. Список литературы.8
7. Приложение ..................9-12









Введение
«Правильная осанка - залог твоего здоровья».
И.П. Павлов
1.1. Почему мы стали заниматься этим проектом?
В 3 классе мы рассматривали факторы, которые влияют на наше здоровье. Правильное питание, двигательная активность, режим дня, личная гигиена – это составляющие здорового человека. Да, быть здоровым – это здорово. Известный учёный И.П.Павлов говорил, что «залогом нашего здоровья является правильная осанка». Следовательно, появляется новый фактор здорового человека.
Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста.
Таким образом, проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих детей и их родителей. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается в школе, но мы считаем, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить свое здоровье и красивую фигуру на долгие годы.
Министерство образования нашего государства создаёт новые правила, разрабатывает новые методики, но никогда не занимается исследованиями по физическим нагрузкам. Мы каждый день носим в школу портфель, иногда он бывает очень тяжелым. Вес школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.
Извечный вопрос школьной системы: «Сколько должен весить школьный ранец?»
На этот вопрос взрослые отвечают обычно себе сами, определяя вес рюкзака навскидку. Если ребёнок не скорчился, поднимая его с пола, а взрослый человек поднял его как пушинку – ещё не значит, что вес школьного портфеля приемлем для ребёнка.
Нам хотелось выяснить, как простой школьный ранец влияет на здоровье детей и на формирование красивой фигуры и правильной осанки.
Цель работы:
привлечение внимания обучающихся на необходимость контроля веса портфеля с целью сохранения собственного здоровья.
Задачи:
раскрыть историю возникновения слова «ранец, портфель»;
узнать, как грамотно выбрать ранец;
исследовать портфели учеников 4 «Б» класса в соответствии предельной норме СанПиНа;
сделать выводы соответствия веса портфеля и его содержимого по форме.
Гипотеза:
мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью школьника.
Основными методами исследования являются:
анализ;
наблюдение;
сбор информации из книг, источников Интернета;
беседа с медицинским работником, учителем физической культуры.
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроке « окружающего мира»
2. Школьный ранец и здоровье ребёнка
2.1. История происхождения слов «портфель», «ранец»
Что же такое портфель, ранец? Нам пришлось обратиться к словарю.
Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого порт- : портсигар («сигаронос»), портмоне («деньгонос»), портфель («листонос»). Слово портфель образовано от двух французских: potter – «носить» и feulle – «лист». Теперь можно догадаться, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще в него можно положить всё что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
2.2. Ортопедическая оценка ранца
А в чём же носить школьные принадлежности: рюкзаке или ранце? С этим вопросом мы обратились к медицинскому работнику Фроловой Е.Ю. Она познакомила нас с научными фактами. Сумка и портфель дают ассиметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребёнка неправильную осанку. В этом возрасте формируется скелет, и малейшие оплошности позднее исправить будет практически невозможно – а это на всю жизнь. Позвоночник несёт на себе весь наш организм и его правильное развитие отразиться на общем здоровье. Главное отличие ранца – это фиксированная спинка, которая поддерживает спину ребёнка во время нагрузки в прямом состоянии. А это очень важно для предотвращения развития искривления неокрепшего детского позвоночника. Врачи не советуют переходить на мягкие рюкзаки раньше четвёртого класса. Врачи – травматологи одной из детских больниц сделали анализ обращения детей в травмпункт. Оказалось, что 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению учёных, это означает, что нужно грамотно выбрать ранец и научиться регулировать вес ранца.
2.3 Как грамотно выбрать портфель
Ранец должен плотно прилегать к спине и не давить на бедра. Ребенку должно быть удобно в ранце, он ни в коем случае не должен тянуть ему спину, а ремни не должны врезаться и давить. Они должны быть не менее 8 см шириной. Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках, и вызывать их онемение. По размеру ширина ранца не должна быть больше ширины спины ребенка. Что касается длины, то ранец не должен быть выше уровня плеч ребенка и ниже линии бедер. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Очень удобно, если в ранце будет много отделений: пара больших - для учебников и тетрадей, и несколько мелких карманов - для кошелька, очков и т.д. В этом случае ученику будет проще содержать свой ранец в порядке, и вы избежите ненужных упреков. Это позволит более равномерно распределить нагрузку. Вес пустого ранца для учащихся начальных классов должен быть не более 600 г
(Санитарные правила и нормы 2.4. 16-26 – 2005 «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим»), а нагруженного тетрадками и книжками - двух килограммов.
2.4. Правда, о школьных портфелях
Если среди первоклассников 78-80% малышей имеют проблемы с осанкой, то к окончанию школы это число вырастает до 97%. Для школьника рекомендуется специальный ученический ранец. Нельзя заменять его сумкой, портфелем, дипломатом или столь модным сегодня рюкзаком с одной лямкой, который носится на одном плече. Желательно приобрести ранец с двумя лямками и поясом на талии. Ведь именно в период начальной школы позвоночник ребёнка особенно восприимчив ко всяким ненормированным нагрузкам.
Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% массы тела ребёнка. Если ребёнок , допустим, весит 27 кг, то вес ранца с содержимым не должен быть больше 2,7 кг! В противном случае, ребёнок будет страдать от болей в спине, испортит осанку и походку.
Наши специалисты подсчитали, что ученик ежедневно может носить в школу тяжести согласно возрасту, а именно:

Возрастная категория
Вес школьного портфеля

начальные классы
До 2 кг

Как воплотимы эти «идеальные» цифры в жизнь в нашей школе?

3. Результаты исследований и выводы
3.1 Исследование 1. Выводы
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной? Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10 %  веса ученика, (т. е, вес ученика в килограммах надо умножить на 10 и разде лить на 100) Данные записали в таблицу №1 «Вес ранцев учеников нашего класса» (см. Приложение1)
Вывод: из результатов видно, что вес правильных ранцев не соответствует его реальному весу.
3.2 Исследование 2. Выводы
Может быть, причина излишней нагрузки в том, что сам ранец слишком тяжел? Мы взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Данные записали в таблицу №2 «Вес школьных ранцев» (см Приложение2)
Вывод: Соответствует гигиеническим нормам - 8 учеников (до 600 г) Легковес -1 ученик (390 г) Превышает гигиенические нормы - 11 человек (более 600 г) Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно – сосудистой систем. Можно сказать,  что родители ребят,  обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами,  побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка.  В частности осанки.
3.3 Исследование 3. Выводы
    А может быть,  причина не только в ранцах,  но и в учебных пособиях?  
Для этого мы записали все учебные пособия,  которыми мы пользуемся, и взвесили их:
литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир – 300г
Тетради по литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру – 50г
Иностранный язык учебник, тетрадь, информатика - 400г
Дневник – 75 г
Вывод: оказалось, что книги, соответствующие гигиеническим нормам 300 г. для учеников начальной школы это: литературное чтение, математика, русский язык, окружающий мир – 300 г. Нашлись и учебники-«нарушители»: иностранный язык учебник, тетрадь, информатика - 400г
3.4 Исследование 4. Выводы
  Понаблюдав в течение недели за весом ранцев,  мы обнаружили,  что самым тяжелым ранец бывает во вторник-3200-4500г. Самым легким ранец оказался в: субботу – 1150-2600.
Вывод: но даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам. А происходит это, потому что ученики носят много лишнего в ранцах (игрушки, альбомы и т.д.) и забывают вынуть из портфеля учебные пособия, которые нужны были вчера.
4.Профилактические мероприятия для укрепления позвоночника
С вопросом о профилактических мероприятиях мы обратились к учителю физической культуры Даниловой Н.А. Красивая фигура и правильная осанка тела – это необходимое условие для нормального развития организма.
Для того чтобы иметь правильную осанку, необходимо заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Она предложила нам упражнения по укреплению мышц туловища, для поддержания правильной осанки. ( Приложение 3)

5. Заключение
Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между школьным ранцем и здоровьем существует прямая связь.
Красивая фигура и правильная осанка тела – это необходимое условие для нормального развития организма. Для того чтобы иметь правильную осанку, необходимо заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Одной из причин нарушения осанки является школьный ранец, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость. Нам необходимо принимать меры по снижению веса портфелей. А также нам необходимо активно применять упражнения, способствующие укреплению осанки. Ведь быть здоровым – это здорово. Будьте здоровы!














Список литературы
« Здоровье младшего школьника» М.В.Антропова – М. «Вентана- Граф» 2007.
«Справочник классного руководителя» М. «ВАКО»2007
«Этимологический словарь слов»
А. Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17
 Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007 Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008
Гигиеническая оценка условий обучения школьников./ Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
и типология здоровья в школе. М., 2005.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.- М., 2002.
Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








Приложение № 1
Таблица №1 «Вес ранцев учеников нашего класса»
Ф.И. УЧЕНИКОВ
ВЕС ТЕЛА (КГ)
Правильный вес ранца с учебниками (кг)
Реальный вес ранца с учебниками (кг)

Ефремова Катя
31 кг
3,1
3,6

Поливаева Даша
36
3,6
4,0

Лукьянчиков Даниил
45
4,5
4,0

Маркова Ання
33
3,3
4,0

Мордвинов Стас
45
4,5
4,0

Телица Дана
43
4,3
4,0

Абрамян Давид
36
3,6
4,0

Полевода Арина
43
4,3
3,2

Алонцева Лиза
30
3,0
3,2

Хахалев Сергей
34
3,4
3,8

Петухов Миша
30
3,0
4,4

Горбатых Полина
34
3,4
4,5

Балыбин Иван
42
4,2
4,8

Малеев Дима
31
3,1
2,8

Михеев Кирилл
41
4,1
4,3

Черников Андрей
36
3,6
4,2

Хузахметов Андрей
30
3,0
2,6

Пономарёва Алёна
34
3,4
4,0

Горбань Вадим
30
3,0
4,0



Приложение № 2
Таблица №2 «Вес школьных ранцев»
Ф И ученика
Вес ранца (кг)
Выводы

Ефремова Катя
1,0
Слишком тяжёлый

Алонцева Лиза
0,7
Тяжёлый

Поливаева Даша
1,0
Слишком тяжёлый

Маркова Аня
1,0
Слишком тяжёлый

Малеев Дима
0,390
Норма

Мордвинов Стас
1,0
Слишком тяжёлый

Телица Дана
0,5
Норма

Полевода Арина
0,5
Норма

Абрамян Давид
0,6
Норма

Хузахметов Андрей
0,5
Норма

Горбань Вадим
0,4
Норма

Хахалев Сергей
0,5
Норма

Горбатых Полина
0,8
Слишком тяжёлый

Пономарёва Алёна
0,7
Тяжёлый

Петухов Миша
0,7
Тяжёлый

Лукьянчиков Даниил
1,0
Слишком тяжёлый

Балыбин Иван
1,0
Слишком тяжёлый

Михеев Кирилл
0,9
Слишком тяжёлый

Черников Андрей
0,5
Норма



Приложение №3
Комплекс упражнений для укрепления позвоночника
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед. 2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.
3. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча. 4. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу. 5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




5ђ Заголовок 15ђ Заголовок 25ђ Заголовок 35ђ Заголовок 45ђ Заголовок 55ђ Заголовок 65ђ Заголовок 75ђ Заголовок 85ђ Заголовок 915