презентация по русскому языкуБлочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения


Блочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения Педагоги-новаторы –В. Ф. Шаталов,Ю. С. Меженко 80-е годы ХХ века.Учить всех, учить каждого. Актуальность проблемы: соответствие требованиям времени,в основе – принцип гуманизации обучения,важнейшая составляющая – личностное взаимодействие учителя и ученика,развитие личности ученика, ее активно-творческих возможностей и интеллектуально-нравственной свободы. Педагогические задачи: приобщение каждого школьника к ежедневному напряженному умственному трудувоспитание познавательной самостоятельностиукрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах Ожидаемый результат формирование положительной мотивации к предмету,развитие познавательной деятельности,высокий уровень усвоения знаний,формирование ключевых компетенций. Преимущество использования опорных конспектов: теоретический материал дается блоком, включающим несколько параграфов;больше времени отводится на закрепление материала;опорный конспект позволяет воспринимать материал целостно;опорный конспект обеспечивает прочное усвоение материала. Принципы обучения: поэтапное жесткое управление учебной деятельностью учащихся;усвоение знаний на основе многократного вариативного повторения;раскрытие и реализация возможностей каждого ребенка;комфортность (бесконфликтность) обучения создание благоприятного морально-психологического климата обучения). Развитию познавательного интереса способствует использование занимательного и исторического материала;широкое применение фронтального и демонстрационного эксперимента (усиление практической направленности);использование возможностей информационных технологийиспользование разнообразных форм учебных занятий. Этапы организации учебной деятельности: целеполагание и мотивация,блочное изложение базовой информации,оперативный контроль усвоения знаний,формирование ключевых умений и приемов продуктивной деятельности,обобщение и систематизация знаний,контроль и коррекция знаний. Целеполагание и мотивация Цель этапа: формирование положительной мотивации к изучению предмета, создание благоприятного психологического климата.Приемы: игровой момент, проблемная ситуация, лингвистический эксперимент, творческая работа. Блочное изложение базовой информации Цель: изложение нового материала с помощью опорного конспекта.Приемы: самостоятельная работа с теоретическим материалом, слово учителя, актуализация знаний, творческая работа учащихся. Создание блока Опорный конспект не дается детям в готовом виде, а вырастает на доске в процессе активной познавательной деятельности учащихся под руководством учителя. Оперативный контроль усвоения знаний Цель: проверить усвоение изученного материала на уровне узнавания и воспроизведения.Приемы работы: воспроизведение по памяти опорного конспекта, рассказ на основе опорного конспекта, взаимоопрос, беседа по ключевым словам. Формирование ключевых умений и приемов продуктивной деятельности Цель: глубокое усвоение материала, повышение самостоятельности учащихся, развитие логического мышления.Приемы: работа со словом, работа с текстом, творческие задания, сравнение, сопоставление, анализ предлагаемого материала. Подбор заданий На этапе формирования ключевых умений и приемов продуктивной деятельности отрабатывается учебный материал с учетом дифференциации и индивидуализации обучения.Задания подбираются для детей с низким, средним и высоким уровнем развития, кроме того, проходит индивидуализированный подбор упражнений. ЗаданиеЖабры извлекают из в…ды нужный для дыхания кислород, хв…стовой плавник-весло движет рыбу в в…де.Рыбы прекрасно приспосабливаются к жизни в в…де.Есть у рыбы удивительный орган – б…ковая линия, которая позв…ляет ей видеть без глаз и слышать без ушей.Плавательный пузырь п…м…гает рыбе нырять, всплывать и даже «разг…варивать».Хищника еще не видно и не слышно, а рыба б…ками уже чувствует его приближение.1.[ ].2.[ к. от. ], ( ).3.[ от.].4.[ ], [ от. ].5.[ ], а [ ].-Вставить и объяснить пропущенные буквы, определить разряды прилагательных. (Для детей с низким уровнем развития.)-Найти соответствия предложений и схем. (Для детей со средним уровнем развития).-Прочитать предложения и внимательно рассмотреть схемы к ним. Сформулировать свое задание к упражнению. (Для детей с высоким уровнем развития). (Предложения надо написать в порядке расположения схем, вставить пропущенные буквы, определить разряд прилагательных.) Обобщение и систематизация Цель: придать знаниям учащихся системность.Приемы: составление схем, таблиц и других средств знаковой наглядности. НЕ с разными частями речи СЛИТНОБез НЕ не употр.: негодовать – глагол нелепость – сущ. нелепый – прил.нелепо – нар. = синоним: неправда (ложь) – сущ.неправдивый (лживый) – прил.неправдиво (лживо) – нар. РАЗДЕЛЬНО>, а <не правда, а ложь – сущ.не правдивый, а лживый – прил. Не правдиво, а лживо – нар. З.СЛ: совсем не правдивый – пр вовсе не лживо – нар. далеко не нисколько не ничуть не Итоговый контроль: Цель: проверить знания учащихся по теме.Приемы: зачеты, «Общественные смотры знаний» , фронтальный и индивидуальный опрос, контрольные работы и др. Выводы. В итоге отмечаем, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений.Выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя. Итог Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже что в природе не существует более сложной науки, чем педагогика. И сложность ее, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера же ответственности ее – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни. В.Ф. Шаталов Библиография. 1.Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку. - М.: научно-методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1992. − 63 с.2.Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку .Пособие для учащихся.- М.: научно- методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1992. – 109с.3.Лакоценина Т.П. Современный урок, ч.4. Альтернативные уроки (научно-практич. пособие) // Т.П. Лакоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова.- Ростов н/Д: «Учитель», 2007.- С.- 100-109.4.Бакулина Г.А. Конспекты уроков - 6 класс (для учителя русского языка). – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- С.-116-133.5. Захарова Т.А. Уроки русского языка с применением информационных технологий - 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением // Т.А Захарова, О.В. Левина, С.В.Левицкая, И.А. Меховская и др. - М.: «Глобус», 2010. - С.-133-135.6.Журнал «Русский язык в школе» №6 – 1991г. С.6. Донскова Г.Н. – учитель русского языка и литературы МОУ «Чернухинская СОШ» Стаж работы - 30 лет.Награды: Почетная грамота Министерства образования и науки нижегородской области - 2003 г., 2007 г. Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации- 2008 г.