Урок по математике на тему «Сложение и вычитание в пределах десятка (закрепление). Устная нумерация в пределах 20» (1 класс)


Математика, 1 класс.
«Сложение и вычитание в пределах десятка (закрепление).
Устная нумерация в пределах 20».
Урок – сказка.
Орг.момент (начало урока).
Руки ставим мы вразлет – появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай раз и делай два.
Опустили руки вниз
И на место все садись.
В кресле летчика скорее
Шлем застегивать начни.
По сигналу командира (хлопок)
Пристегнули все ремни.
Включили зажигание (поворот воображаемого ключа),
Летим мы к новым знаниям (руки в стороны).
-----------------------------------------
- В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная (открываю картинки) . Однажды Василиса исчезла (закрываю картинку Василисы оборотной картинкой Кащея). Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски.
Сегодня и мы с вами отправимся в путешествие вместе с Иваном-Царевичем.
- Какие качества должны проявить путешественники, чтобы преодолеть все препятствия? (Находчивость, ловкость, упорство, силу…)
- Чему мы будем учиться во время путешествия? (Решать задачи, выполнять вычисления).
- Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
1). 25, 82, 22, 60, 12, 32
- Чем похожи все числа? Найдите «лишнее» число, объясните, почему вы так думаете.
- Расположите числа в порядке убывания. Что обозначает каждая цифра в записи наименьшего числа (12)? Почему число так называется?
- Теперь перевернем карточки. Что получилось?
82 32 25 22 12
к о щ е й
(Переворачиваю картинку Кощея поверх картинки Василисы).
2). Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч (картинка), посланный Кощеем. Поможем сразиться со Змеем?
- Рассмотрите записи на доске (даны сначала в один столбик на доске, на магнитных карточках).
На какие группы их можно разделить? (Суммы, разности, неравенства, равенства; можно делить по первому числу в выражении…)
8>3
3+1
3<5
3+3
8-2
3+5
8=8
8-3
3=3
8<10
8-4
- Итак, первый вариант выписывают суммы, а второй вариант – разности. Находить значение выражений пока не надо.
- Какие выражения вы выписали (вызываю по одному представителю от каждого варианта; они быстро группируют карточки, лишнее – убираем).
3+1 8-2
3+3 8-3
3+5 8-4
- Сравните примеры в каждом столбике. По какому правилу они составлены? Сформулируйте закономерность, используя названия компонентов действий.
- Как это правило повлияет на ответы? Какую закономерность в ответах увидели?
(В первом столбике ответы будут увеличиваться на 2, начиная с 4; во втором столбике ответы будут уменьшаться на 1, начиная с 6)
- Сравни примеры в 1 (2) столбике и определи, не вычисляя, в каком примере ответ будет больше. Почему?
(Чем больше прибавляем, тем больше получается; чем меньше вычитаем, тем больше остается)
- Дополните каждый столбик еще одним выражением и найдите его значение не считая, а пользуясь сделанным выводом.
(Два ученика выполняют задание на откидной доске, остальные – в тетрадях. Взаимопроверка. Учащиеся, работавшие у доски, открывают решение, остальные меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом).
- Проверка: прочитайте записанные примеры, называя компоненты и результат действий разными способами (Уменьшаемое 8, вычитаемое 5, разность 3. Разность чисел 8 и 5 равна 3).
3). Ребята победили Змея-Горыныча. Он охранял сундук, в котором находится меч для Ивана-Царевича. Но сундук крепко заперт замком. А замок не простой – на нем магическая фраза «Неверное сделай верным» (прикрепить на сундук полоской)
Нам предстоит работа в парах по карточке. Если с работой справимся, то откроем замки и достанем из сундука волшебный меч.
Верно или неверно? 2+7=9 5+4=10 7-4=3 10<10 15=14+1 2+6=8 Левая часть карточки разрезана на полоски. Если ответ верный – полоску оставляем, если неверный – ответ не зачеркиваем, но полоску загибаем внутрь. Работаем в паре по очереди. По знаку готовности большинства пар начинаем проверку. Итак, вперед!
- Теперь достаньте из конверта золотой ключик. Как вы думаете, какое отношение имеет ключик к заданию?
(Контур карточки с загнутыми полосками должен совпасть с резьбой ключика. Если были ошибки – полоски не совпадут). Прикладывают, исправляют ошибки.
- Дополнительный вопрос к верному равенству: 2+7=9: Вспомните другой случай на состав числа 9 и подберите числа так, чтобы первое слагаемое было больше второго на 3 (6+3=9)
-Переверните карточку и скажите, какие записи оказались неверными?
Их нужно исправить: ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку «невидимкой». Итак, стирать ничего нельзя, можно дописывать числа и знаки действия. (Дети снова работают в паре).
5+4+1=10 или 5+4=10-1
10<10+5 (какое число записано суммой десятка и единиц?) или 10-1<10
- Итак, волшебный меч в руках Ивана (вешаю карточку), и он может продолжить путь в царство Кощея. А путь лежит через лес.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки через стороны поднять вверх, покачать ими вправо-влево.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. Опустить руки к плечам, встряхивая кистями, опустить руки вниз.
В стороны руки. Поднять руки в стороны.
Плавно помашем – это к нам птицы летят. Взмахи руками, как крыльями.
Как они сядут, тоже покажем - Не глубокое приседание
Крылья сложим назад. Руки завести назад за спину, соединяя ладошки вместе.
4). Дальше Ивана-Царевича поведет волшебный клубочек (мячик), но до него нужно добраться по лабиринту чисел. Пройдите через трое ворот лабиринта так, чтобы набрать 10 очков. (Круговой лабиринт с клубочком в середине смотреть в методичке, стр. 292.)
5). Волшебный клубочек привел Ивана-Царевича на распутье. На придорожном камне надпись: «Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький». По какой дороге идти Ивану? (Рисунок широкой дороги, от которой лучами расходятся примеры (прикрепить листы А3 с примерами и стрелками в разные стороны, на леску; листы выезжают с противоположных сторон к центру)7+2-8+3 (4)
3+6-4+5 (10)
4+4-5+1 (4)
6-5+9-1 (9)
Самостоятельное выполнение.
Вариант I – первые два примера, вариант II – третий и четвертый примеры.
Проверка в парах (взаимопроверка).
Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом.
Оцените работу соседа (цветным смайликом):
Молодец, все решил правильно
Хорошо, но еще немного ошибаешься
Тебе нужна помощь учителя
Теперь в паре найдите пример, в котором ответ не самый большой, и не самый маленький из предложенных четырех.
6). Ивану-Царевичу необходимо подкрепиться.
Он зашел в харчевню и отдал за обед половину всех своих денег. На остальные 4 монеты он купил шоколад. Сколько всего золотых монет было у Ивана-Царевича?
Плитка шоколада состоит из 7 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить плитку на отдельные дольки? (6)
7). Замок Кощея охраняют 7 сторожевых собак.
- Какая собака лишняя? (маленькая; в шляпе)
- По каким признакам этих собак можно распределить на две группы? (с ошейником и без; по размеру; по направлению хвоста; в шляпе и без неё; по направлению движения; по породе; по цвету глаз; по цвету носа)
- Составьте к одному из способов распределения четыре равенства и объясните, как они связаны между собой. Какие правила вам помогли составить равенства и выполнить вычисления? (закон о перестановке слагаемых, а так же закон о связи между суммой и слагаемыми: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое).
- На какие две группы можно разделить эти равенства? (Суммы и разности).
- Прочитайте равенства каждой группы двумя новыми способами, называя компоненты и результат действия.
8). Проверка домашнего задания.
Молодцы, вы так ловко выполнили это задание, что сторожевые собаки в почтении отступили и открыли путь к воротам замка Кощея.
А ворота необычные, витражные (витраж - украшение, составленное из разноцветных стекол - картинка).
- Вчера на дом вы получили кусочек черно-белого витража. В каждом квадрате – пример. Надо было решить примеры и раскрасить клетки витража цветом, который соответствует ответу.
9 – 4
4 + 5 9 - 7
8 + 2
10 - 8 3 + 6
6 – 4
7 + 2 10 - 5
7 - 2
10 - 7 8 - 4
2 + 8
6 - 2 6 + 4
9 - 5
9 - 6 10 - 6
2 – синим, 5 – красным, 9 – зеленым;
3 – синим, 4 – красным, 10 – зеленым.
- Покажите свои разноцветные витражи учителю. Теперь сидящим сзади. 9). - Сделайте из палочек контур такого витража.
- В этой фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложите 3 палочки так, чтобы стало 3 квадрата.
Физкультминутка 2.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
И на доску посмотрели.
10). Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя! Если не выполнишь – голова с плеч! Вот первое задание.
В моем саду растет волшебная яблоня с золотыми и серебряными яблоками. Вот такие: (картинка яблок на доске).
- Составь по предметным картинкам, а так же используя числа 9 и 6 задачу, в вопросе которой есть слово меньше.
(Золотых яблок было 9, а серебряных 6. На сколько меньше серебряных яблок, чес золотых?)Соотнесите эту задачу с одной из предложенных схем и решите её (схемы открываются на правой серой боковой доске).
- Подумайте, как изменить вопрос задачи, чтобы решение осталось таким же.
(На сколько больше золотых яблок, чем серебряных?)
- Поставь вопрос к этому условию задачи так, чтобы задача решалась сложением. Соотнеси эту задачу со схемой.
- Составь по рисунку (по предметным картинкам) задачу, в условии которой есть слово больше.
(В саду Кощея серебряных яблок 6, а золотых – на 3 яблока больше. Сколько золотых яблок в саду Кощея?)Соотнесите эту задачу с одной из предложенных схем и решите её.
- Измените вопрос последней задачи так, чтобы получилась цепочка из двух задач. (Добавьте еще один вопрос, чтобы получилась цепочка из двух задач).
(В саду Кощея серебряных яблок 6, а золотых – на 3 яблока больше. Сколько золотых яблок в саду Кощея? Сколько всего яблок в этом саду?)Дополните предыдущий схематический чертеж, чтобы он соответствовал этой задаче (добавляем фигурную скобку).
Запись решения:
- Можем ли мы сразу ответить на второй вопрос? (Нет, чтобы узнать, сколько всего…, надо знать, сколько яблок каждого вида, а мы не знаем, сколько золотых яблок. Значит, сначала узнаем, …, а потом …)- Запишем решение задачи сначала отдельно по вопросам.
Каким действием будете решать первую задачу в цепочке? Какие слова помогли выбрать действие? (на 3 больше)
- Что значит «на 3 больше»? (Столько же, и еще 3) Почему надо прибавлять 3? (Количество предметов увеличивается)
- Можно сказать, что мы решили задачу? (Нет, так как есть второй вопрос. Нужно найти, сколько всего яблок в саду.) - Итак, какое число мы теперь подставим в условие второй задачи? (Золотых яблок - 6).
- Назовите решение второй задачи в цепочке.
- Запишите решение задачи одной цепочкой.
- Сверьте свое решение с записанным на доске (маркер для белой боковой створки!) Оцените себя с помощью светофора.
- Ответьте на вопросы задачи (сформулируйте ответ)
- Дополнительное задание к числу 15: представьте число моделями десятков и единиц. Расскажите все, что вы знаете об этом числе.
11). «Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 6 башен. Поставь их вдоль дороги в ряд, соблюдая следующие условия:
Белая башня находится дальше, чем голубая, но ближе, чем розовая. Крайняя слева – желтая, а зеленая – между розовой и оранжевой. (Располагают башни в нужном порядке на доске).
- Василиса в башне, крыша которой – замкнутая ломаная линия из пяти звеньев. Кроме того, Василиса не в самой высокой башне. Где она?
(Свой выбор аргументируйте).
Дополнительная работа с самой высокой башней:
-Какую геометрическую фигуру представляет собой крыша самой высокой башни (голубой)? (многоугольник)
- Сколько углов у этого многоугольника? (Пять; это пятиугольник)
- Сколько углов останется, если верхний угол отпилить (сравнять, снять, разобрать)? (Будет 6 углов).
Дополнительная работа с башней №2.
- Из каких фигур состоит крыша желтой башни? (Два треугольника.)
- Проведите еще один отрезок так, чтобы треугольников стало три.
12). Забеспокоился Кощей: Иван-Царевич вот-вот в башню к Василисе ворвется. Перегородил Кощей дорогу и завязался решающий бой. Возьмите и вы свои щиты (досточки для устного счета) и мячи (маркеры) и помогите Ивану в этой битве.
Идет фронтальный устный счет на досточках. Ответы выставляются на карточках на доске в ряд.
- увеличьте 5 на 4 (9)
- уменьшите 7 на 2 (5)
- на сколько 10 больше, чем 2 (8)
- на сколько 3 меньше 9 (6)
- наименьшее двузначное число (10)
- разность чисел 9 и 7 (2)
- сумма чисел 4 и 3 (7)
- уменьшаемое 10, вычитаемое 4 (6)
- число, предшествующее 20 (19)
- наибольшее двузначное число (99)

Далее, пользуясь таблицей-ключом на доске, составьте слово, учитывая порядок следования ответов.
5 2 19 10 9 7 99 8 6
О И Л Д ПТ Ь Б Е
(Зашифрованное слово – победитель).
Оценивание.
Все получают наклейку со словом победитель.
Рефлексия. Подведение итогов.
- Какие знания нам пригодились в путешествии?
- Как вы преодолели препятствия?
- Какое задание вы выполнили быстрее и успешнее других?
- Что вам было интересно?
- Кто знает, над чем ему поработать дома?
- Поднимите руки те, кто готов отправиться в обратный путь. Кому нужна помощь?
- Назовите задание, которое вы хотели бы рассказать дома родителям.