Урок по математике Устная нумерация в пределах 1000


Управление образования Анжеро-Судженского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7»
Устная нумерация в пределах 1000
урок математики в 3 классе
муниципальный конкурс для учителей начальных классов
«Лучшее из методической копилки»
Автор-составитель:
Акатьева Ольга Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 7»
Анжеро-Судженск
2016
Урок математики в 3 классе по программе «Школа России»
Тема: «Устная нумерация в пределах 1000» (№3 в теме)
Тип: урок повторения и закрепления полученных знаний
Вид: урок-путешествие
Цель: знакомство и действия с числами от 1 до 1000
Задачи:
1)Закрепить умение читать и записывать трёхзначные числа, сравнивать их.
2)Закрепить умение находить периметр и площадь квадрата.
3)Развивать вычислительные навыки учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные Метапредметные Личностные
-различать, называть и записывать трёхзначные числа;
-сравнивать трёхзначные числа по их разрядным единицам -находить нужную информацию в тексте;
-определять учебную задачу и планировать её решение;
-работать в группах -проявлять творческий подход к решению задач;
-учиться анализировать свои действия и управлять ими
Ход урока:
I.Организационный момент. (Мелодия песни «Трава у дома»).
Взлетел в ракете русский парень,
Всю Землю видел с высоты.
Бал первым в космосе Гагарин.
Каким по счёту будешь ты?
Сегодня у нас необычный урок. Почему? (Ответы учащихся). Да, 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Чем знаменит этот праздник?
Наш урок пройдёт в форме игры-путешествия. Представьте, что мы живём в далёком будущем, и в ближайший выходной день мы решили совершить экскурсию на Марс. Что вы знаете о Марсе? (Это четвёртая от Солнца планета нашей системы).
Полетим на четырёх космических кораблях. Попрошу экипажи занять свои места и назначить командира полёта. (Ученики делятся на 4 группы и выбирают командира).
II.Актуализация знаний.
1)Для того, чтобы попасть на Марс, нам необходимы космические корабли. Из каких геометрических фигур их можно построить?
Группам предлагаются конверты с геометрическими фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, полукруг по несколько видов. Ученики должны составить макет космического корабля и наклеить его на лист бумаги.
А теперь придумайте название своим кораблям.
2)Задание «Шифровка» (угадать слово, если
2 – а, 6 – с, 11 – р, 15 – н, 28 – т)
36 : 6 14 * 2 44 : 22 33 : 3 7 * 4 (старт)
3)И вот, мы летим. Откроем наши космические тетради и запишем дату нашего путешествия.
А теперь небольшая разминка. Я предлагаю вам выборочный диктант. Вы должны записать все числа, которые встретятся в тексте. Готовы?
12 апреля 1961 года первый в мире человек побывал в космосе. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Он облетел нашу планету за 108 минут и благополучно вернулся на Землю. Всего в нашей Солнечной системе 9 планет, но недавно учёные решили не считать Плутон планетой из-за его размеров, поэтому планет осталось 8. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца. Наша Земля пробегает свою орбиту за 365 суток. А вот Меркурий, самая близкая к Солнцу планета, пробегает её за 88 суток. Зато У Плутона на этот путь уходит 250 лет. У многих планет есть спутники. У Земли 1 спутник – Луна. У Марса их 2, а у Юпитера и Сатурна по 10 и более.
Какие числа вы записали?
(12, 1961, 108, 9, 8, 365, 88, 250, 1, 2, 10)
Что можете сказать об этих числах? (Однозначные и многозначные, чётные и нечётные, назвать их «соседей»). Написание какого числа вызвало затруднение? (Работа в группах. Ответ группы №1).
III.Повторение и закрепление изученного материала.
1)Молодцы, с заданием справились все экипажи. И вот перед нами Марс. А кто из вас знает, почему планета носит такое имя?
Дело в том, что почва Марса имеет красно-бурый цвет, и даже небо на Марсе не голубое, а тускло-розовое из-за частичек пыли в воздухе. И с нашей планеты мы видим Марс красноватого оттенка. Красный цвет обычно ассоциируется с кровью. А много крови проливается во время войны. А в Древней Греции был бог войны по имени Марс. Вот его именем люди и назвали эту планету.
Марс меньше Земли в 2 раза, а находится в 1,5 раза дальше от Солнца. Днём очень жарко, а ночью ударяет мороз. Но нам не страшны ни жара, ни холод, потому что мы с вами одеты в космические скафандры. Дело в том, что марсианский воздух совершенно не подходит для дыхания. В атмосфере Земли много кислорода и мало углекислого газа, а на Марсе всё наоборот. Когда на Марсе наступает зима, углекислый газ превращается в сухой лёд. У нас на Земле этот сухой лёд получают искусственно, его можно увидеть в холодильниках, где хранят мороженое. А вот на Марсе его очень много.
Внимание! Посадка на Марс.
Здесь нас встречают марсиане. Давайте попробуем их себе представить. Для этого решим задачу:
Средний рост человека 1м 70 см. А средний рост марсианина на 5 дм меньше. Найдите рост марсианина.

(Работа в группах. Ответ группы №2)
Решение:
5дм = 50 см, 1м 70см = 170 см, 170 – 50 = 120 см или 1м 20 см
2)У марсиан была эпидемия гриппа, и они все получили осложнение: забыли, как сравниваются числа. Необходимо им помочь! Расскажите, как сравнить:
603…613 799…900 400…40
511…115 318…381 165…156
(Решение на доске).
Марсиане очень рады. Они приглашают вас на марсианский танец (физминутка)
3)Экскурсия продолжается. Мы летим к спутникам Марса. Они называются Деймос и Фобос. Что в переводе означает «страх» и «ужас». Как вы думаете, почему? (Война – это всегда страх и ужас, а название «Марс» произошло от имени бога войны).
Эти спутники гораздо меньше нашей Луны и ведут себя необычно: Один может взойти с запада, а другой с востока, иногда сияют оба на небе, а иногда их не видно вообще. Облетаем вокруг спутников и готовимся лететь к Земле. Но вдруг наши корабли попадают в метеоритный дождь, повреждена электронная система управления. Нам нужно срочно проложить маршрут к Земле.
Выполняем графический диктант (под диктовку карандашом в тетрадях):
2клетки на север , 4 на восток, 3 на юг, 1 на восток, 1 на север, 4 на восток, 3на юго-восток. (Взаимопроверка)
4)У нас всё получилось. Мы летим к Земле. А пока решим ещё одну космическую задачу:
Наша кают-кампания имеет квадратную форму. Её периметр 24 метра. Найдите её площадь.
(Решение: 1) 24 : 4 = 6 (м) – длина одной стороны.
2) 6 * 6 = 36 (м2) – площадь кают-кампании.)
(Работа в группах. Ответ группы №3).
5)И вот показалась Земля. Для приземления необходимо выполнить ещё одно задание: решить примеры. Готовы?
350 – 300 452 – 50 799 + 1 – 600
726 + 4 200 – 10 630 + 70 – 400
(Работа в группах. Ответ группы №4).
IV. Подведение итогов.
- Что такое многозначные числа?
- Из каких разрядов они состоят?
- Как нужно сравнивать многозначные числа?
- Путешествие к какой планете мы сегодня совершили?
V. Диагностика достижения планируемых результатов.
- Выпишите из выборочного диктанта трёхзначные числа.
VI.Самоанализ.
Заполните таблички самоанализа:
У меня получилось Я затрудняюсь
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Раскинув свой огромный хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездия,
Последние известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
(Г. Сапгир)
Литература
1.Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М.: Педагогика, 1987. – 384 с.
2.Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.]. М.: Просвещение, 2013. – 112 с.
3.Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике 3 класс. М.: ВАКО. 2012. – 432 с.
4.Сборник рабочих программ Школа России. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. – 528 с.
5.http://festival.1september.ru