Доклад на тему Оценивание результатов внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старошешминская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Доклад на тему:
«Оценивание результатов внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС».

Учитель начальных классов
Ветрова Елена Анатольевна
2014г.
«Оценивание результатов внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС».
Как важно, чтобы в миг той немоты
За сильного тебя хоть кто-то принял,
От широты своей душевной
Придал тебе значенье большее, чем ты.
Е. Евтушенко.
Новый стандарт образования отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. Как на уроках, так и во внеурочной деятельности уделяется большое внимание формированию Универсальных Учебных Действий.
Внеурочная деятельность – это специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Опыт показывает, что даже трудные дети, которые не могут, а зачастую и не хотят отличаться в учёбе, могут приятно удивить и покорить своих одноклассников во внеурочной деятельности. Каждый может выглядеть хорошо в том или ином деле, каждый может стать организатором, лидером.
В нашей школе внеурочная деятельность направлена на воспитание у учащихся духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Для этого есть необходимая база: в школе работают 2 музея - музей Боевой Славы и краеведческий музей. Наше село Старошешминск имеет богатую историю, село основано 370 лет тому назад. И мы стараемся и на уроках, и во внеурочной деятельности использовать весь богатый материал, для достижения поставленных целей, для воспитания в детях гражданственности и патриотизма. Но, качество воспитания определяется не объёмом проведённых мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут по живописным уголкам нашей местности - берега реки Шешма , Ошняк, орешник, Святой Ключ и т.д. , не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути, но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия .
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Часто приходится наблюдать, как после посещения школьного музея, после того, как ребёнок в своих руках подержал бивень мамонта, или посидел за старинной прялкой, углубляясь в историю родного края, он , на эмоциях, впитывает историю родного края, делится своими впечатлениями со всеми, кто его окружает.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — это непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности; это влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Но, любой учитель должен осознавать, что нельзя ограничивать воспитательное влияние на развитие личности учащихся рамками классного коллектива, поэтому необходимо направлять свои усилия на построение максимально открытой воспитательной системы. В данном направлении моими ближайшими помощниками в воспитательном процессе являются общешкольные кружки по интересам и кружки, проводимые домом культуры нашего села. Некоторые дети посещают до трёх кружков, при этом успеваемость не снижается, дети становятся собраннее, умеют распределять своё свободное время. Успехи в учёбе и познавательная активность этих учащихся сформировала общественное мнение в классе, что учиться хорошо – это престижно.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Но, качество воспитания определяется не объёмом проведённых мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми. Я считаю, что воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, образ жизни которого им симпатичен, и если мы хотим, чтобы дети нас любили, надо говорить не о том, что интересует нас, а о том, что интересует их. А что интересует их? Они сами. Дети хотят, чтобы их любили, чтобы их замечали, чтобы их хвалили , даже за очень маленькие достижения, что я и стараюсь делать: в портфолио ребят собирается всё: грамоты и сертификаты участия во всех классных, общешкольных и районных мероприятиях, но, записываются и замечания, если они появляются.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Никто не знает, чем будет наш завтрашний мир, но всегда он будет нуждаться в умных людях и в умелых руках. Надо чтобы, живя среди машин и техники, наши дети были знакомы с ними, разбирались в них. Чтобы дети любили свой край, необходимо знать её историю. Я убеждена, что, если ученик знает свои корни, уважает традиции семьи, он не способен на низкие поступки; с любви к семье начинается и любовь к Родине. Наверное, каждый педагог в своей деятельности рано или поздно «натыкается» на такой самостоятельный и независимый от школы фактор развития ребёнка, как его семья. Более того, его влияние на ребёнка настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. В своей работе я исхожу из твёрдого убеждения в том, что вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей – основной ключ к успешной совместной деятельности. Надо было только его подобрать. И у меня, как мне кажется, это , пока, получается. Сложилась определённая система работы классного руководителя с родителями по воспитанию именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность .
Если в классе тепло и уютно, если тебе помогают и поддерживают, радуются каждому твоему успеху, приветствуют инициативу и правдивость, лечат твою душу и согревают сердце – в класс хочется приходить и радоваться совместному общению. Если в самом начале жизненного пути ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, они не свернут с этой тропинки.
В заключение, всем, кто занимается воспитанием детей, кто готов помочь детям найти духовно-нравственные ориентиры, советую: не ищите себе никакой награды, кроме той, что заключается в душевном порыве поступка, и пусть ребята знают и видят это. Ведь не зря говорит народная мудрость : «Спеши делать добро, и оно окупится сторицей», и дай нам Бог, уважаемые коллеги, чтобы каждое наше слово, каждый наш шаг совершать во благо наших детей.