Методическая разработка по русскому языку Система разноуровневых заданий для 3-4 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г. Сычевки












Методическая разработка
по теме:
«СИСТЕМА РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ»












Автор:
Иванова Любовь Александровна
учитель начальных классов





г.Сычевка
2016г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
По мере овладения школьниками приемами самостоятельной работы степень непосредственного вмешательства учителя в процесс познания уменьшается, но возрастает необходимость опосредованного влияния учителя на самостоятельную работу учащегося. Эффективным средством организации самостоятельной познавательной и практической деятельности школьников является система разноуровневых заданий.
Актуальность введения в образовательный процесс уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно, а если обучающийся не достигает поставленных целей, то у него возникает отрицательное отношение к учебе в целом.
Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а ориентирует школьников на различные требования к ее усвоению.
Теоретическими основами моей методической разработки стали идеи дифференцированного подхода в обучении М.Р. Львова, личностно-ориентированного обучения и компетентностный подход в обучении А. В. Хуторского, а также теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
В основу разработки положены, следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации об образовании
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) (ФГОС НОО) 
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
СанПиН 2.4.2. 2821– 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993.
Устав МБОУ Сычевской СОШ №2
Цель - создание условий использования разноуровневых заданий на уроках русского языка для включения учащихся в процесс целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
Создать систему заданий по русскому языку, которые привлекут ученика к самостоятельному обобщению способов решения системы задач, предлагая найти новое применение освоенному типовому способу;
Построить «развивающую среду» для каждого учащегося, помочь ученикам освоить приёмы самостоятельной учебной деятельности, инициативы, творческого отношения к делу;
Формировать желание выполнять учебные действия.

Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; рефлексия.
Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях.
На основании этих уровней разработаны задания, которые выдаются в виде карточек. Каждая карточка имеет свой цвет: 1 уровень - красный, 2 уровень – желтый, 3 уровень – зеленый.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Пособие может быть использовано при ознакомлении с новым материалом, для организации контроля и самоконтроля, в самостоятельной работе, работе в парах и группах.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

Выпускник научится:
– освоит основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи; приобретет умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать;
– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков;
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в ука-
занные формы;
– определять морфологические признаки слова;
- овладеют основными орфографическими умениями;
- приобретут опыт изучающего и поискового чтения.

Работа над заданиями разного уровня поможет ученику сформировать
метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
– адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– находить в тексте необходимые сведения, а также нужную информацию в учебнике, словарях
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
- подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения
мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника сформируется:
- адекватная самооценка, саморазвитие и самосовершенствование, учебная мотивация, умение ставить цели;
- положительное отношение к учению, удовлетворение от результатов учебного труда.   

3 КЛАСС
СОСТАВ СЛОВА.

Уровень 1.
Какое слово в каждом ряду лишнее? Спиши без этих слов, выдели корень:
Смола, молоть, смоляной. Чеснок, честный, чесночный. Гора, горный, гореть. Больница, большой, заболеть. Ловить, улов, слово.
2.Спиши, выделенные слова разбери по составу:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.

Уровень 2.
Спиши, выделенные слова разбери по составу:
В Австралии сохраняют и разводят крокодилов. Многие их них справили новоселье на специальных фермах. Их создают с целью сохранения редких видов этих животных.
Теперь уже стало возможным получать крокодилью кожу. В продажу поступило крокодилье мясо. По вкусу оно похоже на крабье.
Напиши словосочетания с прилагательным мелкий в порядке:
Незначительный по величине, 2. Неглубокий, 3 ничтожный:
Мелк.. душа, мелк деньги мелк тарелка, мелк озеро, мелк подчерк, мелк река, мелк поступок, мелк буква.

Уровень 3.
Составь с каждым словом предложение, запиши его, разбери эти слова по составу:
Охотник, зайчик, полянка, стрелок, каменщик, учитель, шиповник.
Прочитай, придумай и запиши заголовок текста. Спиши, выделенные слова разбери по составу.
Когда по рекам нашей страны проплыли первые корабли? Вот уже много лет учёные проводят подводные исследования на Днепре, Волге, Доне. Со дна рек подняты старинные якоря, челноки, сосуды. Они попали сюда за несколько веков до нашей эры.
Недавно на глубинах Днепра археологи обнаружили и тщательно исследовали старинный корабль. Анализ древесины судна позволил установить, что судну 600 лет!


Уровень 1.
Спишите текст.
1. Какая часть слова главная: приставка, корень, суффикс или окончание? Запишите.
2. Запишите слова, обозначьте в них корень: лес, перелесок, лесной.
Шла по тайге осень.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике.

Уровень 2.
Спишите текст.
1. Выберите и запишите главную часть слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
2. Разберите слова по составу: рассвет, осенняя, посеребрила.
Шла по тайге осень.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике. Желтые мазки показались на рябине. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил и поляну. На опушке остановилось оленье стадо. К норке прошмыгнула мысль. От речки полетел ветер и мягким шепотом лег на траву.
(По В. Бурлаку)

Уровень 3.
Спишите текст.
1. Выпишите из текста пять слов с приставками, приставки обозначьте.
2. Запишите, обозначьте части слов: рассвет, осенняя, посеребрила.
3. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, выделите корень.
Шла по тайге осень.
Шла по тайге осень. На тропинке она прошуршала листом. На реке на рассвете осень развесила туманы. Крутой туман с реки добрался к лесу. Он спрятал конец просеки, край поляны. Осел туман на листьях и ветках, осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина на багульнике. Желтые мазки показались на рябине. Ночью деревья тронул мороз. Он посеребрил и поляну. На опушке остановилось оленье стадо. К норке прошмыгнула мысль. От речки полетел ветер и мягким шепотом лег на траву.
(По В. Бурлаку)

Уровень 3.
Свободный диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Разберите слова по составу: рассказ, новенький, старшеклассники.
2. Подберите к слову «лес» однокоренные слова. Запишите их, корень выделите.
3. Выпишите из текста восемь слов с приставками, приставки обозначьте.
4. Выберите в тексте и запишите слова, подходящие к схемам:


Уровень 1.
1. Что такое основа слова?
2. Подберите однокоренные слова к слову дом.
3. Выпишите слова с приставками.
Ответ, подставка, столовая, промыть, надкусить, забег, заяц, спрыгнуть, директор, добежать, телефон, выучить.
4. Разберите слова по составу.
Бабушка, совенок, худенький, подводный, ракетка, переход.
Уровень 2.
1. Какая часть слова может изменяться? Для чего она служит?
2. Образуйте родственные слова от корня цвет- при помощи приставок и суффиксов.
3. Выпишите слова соответствующие схеме: корень + суффикс + окончание.
Лесок, сады, ледяной, березка, смелый, погода, лесной, столики, осенний, морозы.
4. Разберите слова по составу.
Тропинка, хлопушка, нагрузка, деловой, соринка, подкоп.
Уровень 3.
1. Каждое словосочетание замените одним словом. Выделите суффикс.
Детеныш орла. Жадная девочка. Человек, играющий на гитаре. Тот, кто любит шутить. Любящий мечтать. Участник игры.
2. Придумайте слова. Разберите их по составу.
Приставка ПО-, суффикс К-.
Приставка НА-, суффикс НИК-.
Приставка ПОД-, суффикс НИК-.
3. Придумайте и запишите 3 предложения так, чтобы в них были и приставка и предлог: от, по, в.
4. Разберите слова по составу.
Игрушка, дубовая, перестрелка, скалолаз, свеженький, рассказ.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.

Уровень 1.
Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть - , место - , звезда - , радость - , капуста - , счастье - , сердце - , солнце - прелесть -
Спиши, вставь буквы:
Серое небо , никие, тяжёлые облака. Всё видно насквоь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берёки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мякими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрукими в морозы.
Уровень 2.
Спиши ,вставь пропущенные буквы:
Ягока, верблю, дожь, голока, голодока, фла, зоопар, ошика, хрукий, рыка, мясорука, река, прооруь, автобу, кника, бабука, варека.
Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши текст:
В жизни российских людей много традиций. Мы чевуем ветеранов войны. Страна отмечает профеиональные празники: День учителя, День артиериста и многие другие. Прекрасной традицией стала посака парков и аей у памятников погибшим воинам.
У нас в школе тоже много традиций..

Уровень 3.
Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
Спиши сказку, вставляя буквы. Напиши продолжение:
Взгляни в окно. Одинокий лист кружится по ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем серцем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. А потом счастье его оборвалось – Вишенка куда-то пропала.
Стояла ненасная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.

Уровень 1.
Спиши, вставляя пропущенную букву:
Вршина, снговик, чрника, шрстяной, щбетать, вселье, плсал, смтрел, повтрять, првдивый, мдовый.
Спиши, вставляя пропущенные буквы:
Дневная жара смнилась нчной прохладой. В окнах дмов засвтились огни. Длинные тени древьев ложились по пыльной дроге.

Уровень 2.
Спиши, вставляя безударные гласные, в скобках напиши проверочные слова:
Отвчает, поглдел, принсёт, пролтает, посмтрел, выбжит, проходил, выдржит, отцвтёт, пожлтел, опздал, вылзет, замчает.
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:
В песчаных стпях аравийской змли
Три гордые пальмы высоко росли.
Рдник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробвался влною хлодной,
Хранимый, под сенью злёных лстов,
От знойных лючей и лтучих песков.
Уровень 3.
Спиши слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные гласные:
Уржай, яблки, пшница, грод, рехи, пмидор, рстение, кртофель, тперь, кпуста, трактрист, лагрь, грох, мрковь, везде, бблиотека, дрога, гризонт.
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы:
Октябрь уж наступил – уж роща отрхает
Последние лсты с нагих свих втвей,
Дхнул сенний хлад, дорога промрзает,
Журча ещё бжит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспшает
В отъезжие пля с охотою свей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Уровень 1.
В проверочном слове вставь пропущенную букву и поставь ударение. №1
козочка – кза
кончик – кнец
лес – лсник
гриб – грбок
гололёд – лдяной
походка – хдить
защита – защщать
вышагивал – пошгал

№2
грач – грчи
земли – змля
головы – глова
яйца - ичный
дерево – древья
писк – п.щать
гнал – выгнл
поспешно – заспшил

№3
повозка – взить
доски – дщечка
зёрнышко – зрно
голодный – голд
вождь – вжатый
ходит – перехдил
молча – замлчал
загадка – отгдать

№4
свечи – свча
численник – чсло
слово – слварь
ёжик - жи
центр – цнтральный
лёжа – лжать
мирный – мрить
глаз – глзастый


№5
половодье – вда
стороны – стронка
чижик – чжи
сельди – слёдка
тонет – потнул
нарядный – нардить
глядя – подглдел
ослеп – слпой


№6
порядок – рды
вёдра – вдёрко
сёстры – сстрица
озеро - зёра
уносит – нсить
шалость – нашалил
гости – угстил
скрип – скр.петь


Уровень 1.
В проверочном слове вставь пропущенную букву, поставь ударение.

№7
море – мряк
мостик – м.стовая
стрелка – стр.лок
бедность – б.дняк
часики – ч.совой
бросил – брсать
лёжа – полжать
указка – укзать

№8
носик – нсы
столик – стляр
девушка – двица
черви – чрвяк
треск – трскучий
повозка – взить
починка – почнить
цепи – прицпил

№9
норка – нра
вёсны – всна
петелька – птля
галки – глчата
счастье – счстливый
больно – блеть
плата – уплтить
помог – помгать

№10
избы - збушка
окна - кошечко
брёвнышко – брвно
вёсла – всло
польза – плезный
заварка – врить
повёз – отвзить
смена – отмнить

№11
строчка – стрка
звери – зврьки
скворушка – сквречник
снежный – снговик
качка – кчели
держит – држал
разгром – разгрмить
полз – уплзать

№12
полюшко – плянка
ядрышко - дро
травушка – трва
свист – свсток
мёд – мдовые
чёрный – чрнеть
чистка – вычстить
узнали – узнвать Уровень 2.
Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
№1
стёклышко, застеклили – сткло
ледяной, лёд – лдок
снег, снеговик – снжинка
котята, котик – ктёночек
говорил, говор – разгвор
пляска, расплясался – плсать
заварка, заварить – сврить
следом, следы – наслдил

№2
бобовый, боб – ббы
сторож, сторожит – строжка
кольца, колечко – к-льцо
дешёвый, дёшево – дшевле
рябенький, рябина – рбой
ночлег, ноченька – нчевать
стойка, стоять – постять
тянут, тянучка – потнули
№4
дров, дровяной – дрва
лисонька, лисята – лсёнок
часики, часовщик – чсы
бельевой, побелка – бльё
сталь, сталевар – стльной
топить, растопка – растпил
крикнул, крикун – закрчал
обманщик, обманул – обмнуть
№5
дождик, дожди – дждливый
столик, столовая – стляр
беляк, беленький – бльевая
посёлок, селение – сло
посоли, соль – слёный
подарок, подари – дрить
насорил, насорено – засрить
посадка, садовник – засдить №6 №3
пастушок, пас – пстух
поделка, деловой – дла
Михайлович, Мишенька – Мхаил
тёпленький, тепло – потплело
зелень, зеленоватый – злёный
кормушка, накормит – крмить
скрип, скрипучий – заскрпел
читатель, прочитанный – чтать
мостовая, мостик – мсты
сосны, сосновый – с..сна
деревянный, деревья – дерво
старенький, старик – ст..рушка
колосится, колос – клосья
сердечко, сердце – срдечный
завинтил, винтик – подвнтить
просьба, проситель – попрсить

Уровень 2.
Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение.
№7
совиный, совушка – свёнок
отчим, отечество - тец
овечий, овцы - вечки
подводник, водяной – вдица
домище, домик – дмашний
охрана, сохранить – охрнять
каток, катит – поктать
откачка, качать – раскчали
№8
задание, задано – здача
голубь, голубчик – глубятня
кончать, окончил – накнечник
лошадь, лошадка – лшадиный
море, моряк – мрской
волнение, волны – влновать
потерпишь, терпение – потрпеть
давление, давит – раздвить
№9
певчий, запевала – пвунья
пчёлка, пчелиный – пчла
корень, корешок – кренья
морщинки, морщит – мрщины
дальше, далеко – длёкий
закопал, копка – кпать
пёстренький, запестрел – пстреть
сказать, сказка – подскзать
№10
телята, тёлка – тлёночек
земли, земляк – змляной
кройка, скроить – выкрйка
скалы, скалистый – склы
бобры, бобрик – ббровый
выгон, гонки – загнять
терять, потеря – растрял
долг, одолжи – задлжал
№11
ученье, ученик – учница
росинка, росы – рсистый
рядок, ряд – рдовой
дождик, дожди – дждливый
город, загородка – огродить
выяснил, ясный – объснил
висели, повис – всеть
тяжко, тяжелее – тжёлый

№12
свиньи, свинина – свнья
небо, небесный – небса
конюшня, конский – кневодство
молодой, молодость – млодёжь
падать, западня – пдение
вредный, вредить – наврдил
ловушка, ловля – налвил
мирить, мирно – помрились


Уровень 3.
Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
№1
. – сдло
- сдовник
- брега
- вдяной
- цвтут
- полвать
- отплить
- мстерить
№2
- стлбы
- цна
- плта
- српы
- плхой
- грать
- прилтел
- вырзать

3 уровень.
Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву. №1
- плды
- зеркло
- фабрка
- плта
- грзовая
- плтить
- запсать
- постять

№2
- кра
- трстник
- пчтальон
- оснь
- клновый
- спшить
- потмнело
- посмтрел

№3
- флжок
- вртушка
- мстовая
- сёл
- глодный
- вдить
- потчить
- скльзить
№4
- мсник
- лдник
- Всилий
- ключий
- бнтовать
- разлновать
- трмозить
- расчсать

№5
- стрна
- дбро
- трговля
- мрской
- пстреть
- пощдить
- опздать
- пригрзить

№6
- пченье
- венный
- слмать
- ослбел
- пожлтел
- стна
- плды
- снговик



3 КЛАСС

«Имя существительное»

Уровень 1.

Спишите текст. Подчеркните существительные, которые обозначают имена детей.
Редкая гостья.
Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени. В воскресенье они стали наблюдать за птицами.

Уровень 2.
Спишите текст.
1. Подчеркните в тексте существительные, которые обозначают имена детей.
2. Выберите среди перечисленных слов имена существительные и запишите их: домик, лесной, поставил, птицы, корм, наблюдать, белка.
Редкая гостья.
Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Вот к кормушке прилетела синица. Потом начала завтракать стайка щеглов. Вдруг у кормушки появилась белка. Зверёк пробежал по ветке ели, огляделся и прыгнул на стол. Редкая гостья стала ловко объедать ягоды. (По Г. Скребицкому)

Уровень 3.
Спишите текст.
1. Выпишите из текста шесть имён существительных, определите их число, род, склонение.
2. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Определите падеж имён существительных.
Жили в сторожк.., укрывали от снег.., прилетела к кормушк.., наблюдал за белк.., сидел на ел.
3. Просклоняйте существительные «деревня», «пальто».
4. Придумайте и запишите два существительных 2-го склонения среднего и мужского рода в дательном падеже.

Редкая гостья.
Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под ёлкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Вот к кормушке прилетела синица. Потом начала завтракать стайка щеглов. Вдруг у кормушки появилась белка. Зверёк пробежал по ветке ели, огляделся и прыгнул на стол. Редкая гостья стала ловко объедать ягоды. (По Г. Скребицкому)


4 КЛАСС.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Уровень 1.

К данным предложениям поставь вопросы. Напиши вопросительные предложения.
Учебный год начинается первого сентября. Ты хорошо отдохнул. Ты учишься в четвёртом классе. Сегодня все ученики встали рано. Все ребята обещают хорошо учиться.
Спиши. Подчеркни в каждом предложении подлежащее ,сказуемое:
Ребята сажали у школы фруктовые деревья. Весной яблони покроются белыми цветами. В школьном саду зацветут красивые вишни.

Уровень 2.
Напишите предложения, изменяя их сначала на восклицательные, затем на вопросительные, меняя, если надо, порядок слов:
Весь класс был на празднике. Завтра мы пойдём в театр. Вчера школьники ходили в музей.
Спиши, сделай синтаксический разбор выделенного предложения. Продолжи текст(2-3 предложения):
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Каких только роз не бывает!
Чудесный цветок радует наш глаз. У него тонкий, нежный аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота

Уровень 3.
Восстановите по данным словам загадки, изменяя окончания, запишите их вместе с отгадками:
Руки, у, он, нет, ноги, у, он, нет, а, без, рубашка, не, жить (п- - - - - а)
Без, тело, а, жить, без, рот, без, язык, а, говорить (э – о)
Зубы, у, он, есть, язык, у ,он, нет (п - - а)
Сам, железная, нога, у, он, деревянный (м - - - - - к)
Спишите, вставляя буквы, выполняя синтаксический разбор выделенных предложений.
К нам на длинной мокрой ноке дождик скачет по дороке. Дождь плясал по огороду, поливал на гряки воду. Как дети на заряке, под солнцем у реки стоят на длинной гряке трёхлетние дуки. Наша речка укая, мелко в нашей речке. Под берёкой белоногой подберёзовик растёт.


Уровень 1.
1Спишите текст. Подсчитайте, сколько в тексте предложений. Запишите словом.
2. Из данных слов составьте и запишите предложение. Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
Посреди жилого массива экскаваторщик рыл котлован. Вместо ковша к тросу машины был прицеплен огромный клин, который разбивал землю. Сначала он подтягивался к стреле, а затем с шумом несся вниз, чтобы углубить дно большой ямы.
Вскоре на стройку приехал самосвал, который должен был увезти часть вынутого из ямы грунта. Шофер Виктор Гриценко вышел из кабины и присел на подножку, чтобы немного отдохнуть.
Уровень 2.
Спишите текст.
1. Подчеркните главные члены в первом и последнем предложении.
2. Из данных слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам. Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
Посреди жилого массива экскаваторщик рыл котлован. Вместо ковша к тросу машины был прицеплен огромный клин, который разбивал землю. Сначала он подтягивался к стреле, а затем с шумом несся вниз, чтобы углубить дно большой ямы.
Вскоре на стройку приехал самосвал, который должен был увезти часть вынутого из ямы грунта. Шофер Виктор Гриценко вышел из кабины и присел на подножку, чтобы немного отдохнуть.
Рядом на спортплощадке играли дети. Вдруг шофер увидел, что прямо к котловану бежит мальчишка. Виктор крикнул, но было поздно. Парнишка споткнулся на краю ямы и стремительно полетел вниз.

Уровень 3.
Свободный диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Найдите в тексте одно простое предложение и одно сложное, разберите их по членам.
2. Из данных слов составьте и запишите предложение, выделите грамматическую основу.
Молодые, гнёт, и, ветер, пыль, деревья, поднимает.
3. Составьте простое и сложное предложение, запишите их.
4. Разберите по членам первое и второе предложение последнего абзаца.

4 КЛАСС
Глагол.

Уровень 1.
1. Продолжи.
Глагол – это .
2. Выпишите глаголы неопределённой формы.
Пишут, говорить, называть, смотришь, появляться, шьют, пел, бегать, рисовать, расскажет.
3. Спишите. Укажите время и число глаголов.
Гладит, любили, постучали, увидят, заплачет, блестят, стоит, лепили, следить, писал.

Уровень 2.
1. Поставьте глаголы в неопределённую форму.
Играют, думает, шагает, пишут, разговаривал, гоняла, нарисует, зашьёт.
2. Подберите к глаголам синонимы. Запишите их в неопределённой форме.
Плачет, фантазирует, шумит, строят, стережёт.
3. Спишите. Укажите время и число глаголов.
Смотрел фильм, пойду с братом, танцуют вальс, растут на грядке, мешал Диме, рисуете картину, светил фонариком, поедем в деревню.

Уровень 3.
1. Образуйте от данных слов глаголы в неопределённой формы.
Свист, дело, крик, грусть, пляс, шум.
2. Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме.
Витать в облаках, зарубить на носу, вешать нос, ходить на голове, бить баклуши, дрожать как осиновый лист.
3. Спишите. Укажите время и число и род глаголов.
Встречала медведя, рубит дрова, наблюдал за кошкой, поедем на лошадях, стирали бельё, желтеют листья.
Уровень 1.
От глаголов и прилагательных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.
Шью - , белый - , нес - , пишу - , черный - , помог -
Спиши глаголы. Рядом напиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч. В настоящем, прошедшем и будущем времени. От этих же глаголов с помощью приставок образуй новые. Запиши их.
лететь -
нарядить -
шептать -
Спиши текст. Допиши окончания. Укажи время и спряжение глаголов.
     В поле все интересно. Жнейки стрекоч, как большие кузнечики. На току гуд веялка. Вдали плывет комбайн. Он приближается к току, высыпа зерно и снова идет обмолачивать хлеб.
Люди работа весело. Бригадир дядя Вася бега от одной группы колхозников к другой, совет, помога .
Запиши личные окончания глаголов II спряжения и глаголы-исключения.

Уровень 2.
От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.
Зелень - , крик - , поливка - , свет - , погрузка - , корм -
Спиши глаголы. Рядом запиши эти же глаголы во 2-м лице ед. ч. В настоящем, прошедшем и будущем времени. От этих же глаголов с помощью приставок образуй новые глаголы. Запиши.
стоять -
петь -
блестеть -
Спиши текст, дописывая окончания. Укажи время и спряжение глаголов.
     Утро. Зеленый луг ярко блестит на солнце. Пахн цветами и свежей травой. В синем небе трепещ, дрож, медленно поднимается в вышину золотая звездочка. Это жаворонок взлета над лугом.
В густой траве звучат разные голоса птиц. Подойдешь поближе и услыш эти звуки.
Запиши личные окончания глаголов I спряжения и глаголы-исключения II спряжения.

Уровень 3.
От имен существительных образуй и запиши глаголы неопределенной формы.
Бег - , сад - , смотр - , корм - , пение - , посадка -
Спиши. Укажи спряжение и время выделенных глаголов.
Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.
С помощью приставок образуй глаголы будущего времени. Запиши. Выдели окончания.
учу – выучу, выучишь, выучит, выучат
строю -
пишу -
Запиши глаголы-исключения II спряжения.

Уровень 1.
Спишите текст.
В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «что делает?»
Жизнь под снегом.
Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее.

Уровень 2.
Спишите текст.
1. В третьем предложении подчеркните глагол.
2. Спишите словосочетания. Поставьте к глаголам вопросы, запишите их в скобках.
Жизнь (...?) сохраняется, весна (...?) наступит, морозы (...?) погубили, ты (...?) увидишь.
Жизнь под снегом.
Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее. Почему же сохраняется жизнь и при таких условиях? Дело в том, что снег - плохой проводник тепла. Вот почему земля под снегом сохраняет свое тепло. Под этим покрывалом зимой и спит рожь. Зеленые ростки ее не замерзают. Наступит весна и поднимется температура воздуха. Ростки ржи тотчас начнут тянуться кверху.

Уровень 3.
Спишите текст.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении.
2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число. Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху,
наступает, снегом.
3. Определите лицо и спряжение глаголов, выделите их окончания. Ходит, сохраняют, сходишь, замерзаем, начнёте.
Жизнь под снегом.
Если сходишь зимой в поле и раскопаешь снег, где посеяна озимая рожь, увидишь, как она зимует. Поле и зимой зеленое, только сверху покрыто снежной пеленой. Под снегом спит рожь. Молодые ростки ее уже имеют высоту сантиметров десять. Даже двадцатиградусные морозы не погубили ее. Почему же сохраняется жизнь и при таких условиях? Дело в том, что снег - плохой проводник тепла. Вот почему земля под снегом сохраняет свое тепло. Под этим покрывалом зимой и спит рожь. Зеленые ростки ее не замерзают. Наступит весна и поднимется температура воздуха. Ростки ржи тотчас начнут тянуться кверху.

Уровень 1.
Свободный диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.
2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число. Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху,
наступает, снегом.
3. Запишите глаголы, вставляя пропущенные гласные. Определите лицо и число глаголов.
Тревожите, скаж.шь, ката...мся, крут..тся.
4. Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Тепло сохранил..сь. Ростки пробивал..сь. Температура поднимал..сь.

Уровень 2.
Свободный диктант (текст тот же).
Грамматические задания.
1. Подчеркните глаголы в первом предложении. Выберите из текста ещё пять глаголов, подчеркните их.
2. Выпишите из перечисленных слов глаголы, определите их время, число и, если можно, лицо и род.
Покрылось, ростки, покрытый, имеют, сохранит, наступление, кверху, наступает, снегом, раскопаю, зимовала, раскопка.
3. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Запишите глаголы парами, вставляя пропущенные буквы.
Образец: смотрим - смотреть. Тревож./ге, скаж..шь, ката...мся, крут..тся.
4. Спишите, вставляя пропущенные окончания.
Тепло сохранил..сь. Ростки пробивал..сь. Температура поднимал..сь.

Уровень 3.
Выпиши глаголы:
Ночь, ночной, заночевал,
Идут, шедший, падение, упал,
Зарисовка, рисунок, нарисует,
Обед, обедать, пообедать.

Уровень 2.
Обозначь время глагола:
Летом ребята собрали () гербарий. Они принесли () их в школу. На уроках гербарии помогают () детям. Ребята наглядно представляют () растительный мир их леса. Будущим летом они снова соберут () новые гербарии.

Уровень 3.
Поставь глаголы в н. форму:
Пишу, иду, смеюсь, учусь, боюсь, сижу.
Составь 2-3 предложения, используя данные глаголы.

Уровень 1.
Выпиши глаголы:
Тишина, притих, тихий.
Зелёнка, зелёный, зеленеет.
Дымит, дымовая, дым.
Морозный, морозит, мороз.
Ночевала, ночь, ночной.
Уровень 2.
Запиши по два- три глагола в каждый из столбцов:

Настоящее время
Прошедшее время
Будущее время














Уровень 3.
«Оживи» текст:
ночь.
маленькая деревушка.
огни.
ветер.
одинокие деревья.
Вот и зима.

Уровень 1.
Определи время глагола:
Шьет, шила, сошьет, прилетел, запоёт, пишет.

Уровень 2.
Образуй от существительных глаголы в неопределенной форме:
Шум – Мороз – Крик –
Составь предложение с одним из данных глаголов.
Уровень 3.
Замени фразеологизмы глаголами неопределенной формы:
Водить за нос –
Витать в облаках –
Держать язык за зубами –
Зарубить на носу –
Наречие

Уровень 1.
Спишите текст. В тексте найдите и подчеркните наречия.
Весенние приметы.
В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля.

Уровень 2.
Спишите текст.
1. Подчеркните в тексте наречия.
2. В последнем предложении найдите наречие, поставьте к нему вопрос и запишите его сверху.
Весенние приметы.
В воскресенье мы изредка ходим на прогулки. Ранним утром в девять часов мы выходим из дома. Весеннее солнце ярко блестит. По дороге мы наблюдаем за приметами весны. Вот мы подходим к знакомой поляне. На тонких веточках березки набухли почки. На высоких местах подсохла земля. На отдельных кочках робко показалась первая травка. Вот и озеро. Мы идем к берегу. Справа у берега лед уже тонкий. Наступать на него опасно. Весело прочирикала маленькая птичка. Она радуется теплому солнцу, приходу весны.
И нам хорошо теплым весенним днем!

Уровень 3.
Свободный диктант (текст тот же).
1. Подчеркните в тексте наречия.
2. В последнем предложении найдите наречие, поставьте к нему вопрос и запишите его сверху.
3. Подберите к глаголам - наречия, запишите.
Строить ..., писать ..., свернуть ..., шагать ....
Уровень 3.
Свободный диктант (текст тот же).
1. Подчеркните в тексте наречия.
2. Выберите из перечисленных слов наречия.
Пять, новый, быстро, триста, снова, девятнадцатый, далеко, количественный, счёт, часто, взошло, миллион, сзади, первый, две седьмых, вчера.
Определите, что обозначают наречия - время, место или способ действия, подпишите: «вр.», «м.», «сп.д.».
3. Составьте и запишите одно предложение с наречием.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Занов.., наскор.., издавн.., досух.. .

4 КЛАСС.
Повторение.

Словарный диктант. слова, запиши по памяти:
Впереди, одиннадцать, дорога, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, пассажир.

Кроссворд. ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Помещение, где хранятся книги.
Слово – приветствие.
Путь от одного пункта до другого
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Человек, который едет в транспорте.
Число, стоящее между 10 и 12.
3. Где идет командир в строе?
Дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.
Красивый, замечательный,

Развитие речи.
Составить со словами из 1 задания мини-сочинение, придумай заголовок.
а) В любом предложении подчеркнуть подлежащее, сказуемое.
б) Любое слово разобрать по составу.
.в) Выписать по два слова с безударной гласной

4 КЛАСС.
Повторение.

1.Словарный диктант. Прочитай слова, запиши по памяти:

Жёлтый, хозяйство, назад, автомобиль, вчера, потом, комбайн.

2.Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:


1. Событие, которое произошло накануне. Когда это было?
2. Сын помогает отцу вести домашнее
3. Дело, которое сразу не сделал. Отложил на
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Цвет одуванчика.
2. Вперёд, ни шагу
3. Легковой транспорт.
4. Машина – царь полей.
3.Составить со словами мини – сочинение.
Задания:
Разобрать любые два слова по составу.
Определить части речи в двух предложениях. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Игра «Я – поэт» (придумать рифму)
а) вчера
пора
( Н.р. Лето кончилось вчера –
На учёбу всем пора)


4 КЛАСС.

Однородные члены предложения

Уровень 1.
1.Спишите, поставьте запятые, подчеркни однородные члены одной чертой.
Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки промчался по небу. У нас на полях растут пшеница рожь овёс ячмень гречиха просо. На улице ясная спокойная солнечная тёплая осенняя погода.
2.Спишите, поставьте, где надо, запятые:
Появилось в небе солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи. Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок вылетел из гнезда поднялся высоко и запел свою серебряную песенку.
Уровень 2.
В каких предложениях между однородными членами нужно поставить запятые? Спиши, поставь запятые, подчеркни одной чертой однородные члены:
Издавна дружат люди с берёзой хранят любовь к этому замечательному дереву. Берёза любит свет и простор не боится лютых морозов и весенних заморозков. Растёт наша белоствольная красавица быстро. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди но и животные. Лакомятся живительной влагой синицы зяблики малиновки. В состав этого сока входят сахар яблочная кислота витамины.
Спиши, дополняя предложения однородными членами:
Подлежащее, , - главные члены предложения. Существительное, прилагательное, , - части речи. Корень, , , - части слова. Верх, вершина, поверхность, - однокоренные слова.
Уровень 3.
Выпишите, расставляя запятые, вначале предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Подчеркни их:
Зеленеет, цветёт поёт блестит звенит и веселится всё живое. Невидимые пели в молодой листве соловьи кукушки скворцы. Мухи осы шмели укрываются в сухие убежища. Надуваются разбухают почки осин. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы. Осенью цветы леса погаснут померкнут и исчезнут.
Спиши, подчёркивая однородные члены как члены предложения. Допиши рассказ:
Когда мать и Чук вернулись домой, Гека нигде не было. Мать встревожилась взглнула на гвоздь у двер . Ни полушубок Гека ни шапка на гвозде не всели. Мать вышла во двор обошла кругом избушку сдёрнула со стены ружё достала патроны схвтила фонарь и выбжала во двор

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
 Уровень 1.

1.     Запиши ответы на вопросы. Укажи падеж и склонение имен существительных.
Где появились гусеницы? (Яблоня, слива)
Чем засадили огород? (Капуста)
2.     Спиши, дописывая окончания. Определи падеж и склонение имен существительных.
Ехать в трамва, заботиться о товарищ, видишь в зеркал, быть в музе, записать в тетрад, скакать по площад
3.     Приведи примеры имен существительных трех склонений в предложном падеже.
4.     Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными во множественном числе. Определи их падеж.
Зима. Сне лжит на (трпинка), на (скамейка и крыша). На (ёлка) зленая хвоя пкрыта инеем.
5.     Просклоняй слова работа, поля.
6.     Спиши. Обозначь цифрой склонение.
Зима, весна, ночь, тетрадь, перо, карандаш, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, сеялка.
7.     Разбери как часть речи.
(по) озеру
Уровень 2.
1.     Запиши окончания дательного падежа имен существительных трех склонений. Приведи примеры.
2.     Спиши предложения, дописывая падежные окончания. Укажи склонение и падеж имен существительных.
Стадо подошло к речк . Мы шли по узкой тропинк к опушк леса. Отец вернулся из поездк по Волг . Машина ехала по дорог к деревн . Дорожка привела нас к озер .
3.     Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными во множественном числе. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж.
В (поле) гудит вюга. На (речка и озеро) от (мороз) трщит лед.
4.  Спиши. Обозначь цифрой склонение.
      Метель, квартира, болото, планета, заглавие, ладонь, календарь, Вася, морковь,   морковка, осень, час, минута, год, день, сосулька, гордость.
5.  Просклоняй слова снегирь, задачи.
6.  Разбери как часть речи.
           (к) яблоне
Уровень 3.
1.     Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных.
Капли дождя барабанили по крыш . Завтра мы пойдем в гости к тет и дяд . Дети написали письмо отц . Мальчик подошел к окн . По деревн проехала машина. К кроват ребенка подошла мать.
2.     Спиши. Обозначь цифрой склонение.
Пол, рожь, сев, осинка, железо, площадь, улица, поле, сеялка, тетрадь, яблоня, дорога, капуста, огурец, тополь, береза, тетрадка.
3. Просклоняй слова береза, девочки.
4.     Данные слова запиши в дательном и творительном падежах.
Дичь – к дичи, дичью       
Лампа - ,
Пирог - ,
Тетрадь - ,
5.     Выпиши имена существительные множественного числа. Определи падеж.
С веток яблонь часто свешиваются чьи-то домики. Жители этих домиков – гусеницы. Гусеницы – злейшие враги деревьев.
6. Разбери как часть речи.
           (с) дерева

ПАДЕЖИ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Уровень 1.
Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:
Скоро наступит (что?) . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) . Дети рады (чему?) . А за ( чем?) придёт весна.
Спиши, определи падеж выделенных существительных:
Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте или в колхозе. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.

Уровень 2.
Спиши, над существительными поставь падеж.
У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.
Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.
Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).
Уровень 3.
Спиши, над существительными поставь падеж. Придумай продолжение и запиши его:
Мне хотелось бы стать врачом. Это хорошая профессия. Врач везде нужен. Врачи спасают жизни многих людей. Я тоже хочу вот так же спасать жизни людей, поправлять их здоровье, и люди будут мне благодарны.
Выпиши словосочетания с существительном в творительном падеже:
Я думал песенку сложить об этом,
Как роща не могла расстаться с летом,
Как листья не хотели оторваться,
Как осень не могла расторговаться,
Хотя кидалась золотом и медью,
Хотя сверкала первой гололедью. (А.Прокофьев)

СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Уровень 1.
Просклоняй существительные:
Дерево, улица

Спиши, определи склонение выделенных существительных:
Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок. Своя земля и в горсти мила. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Ложь человека не красит. На мышку и кошка зверь.
Уровень 2.
Спиши существительные в три столбика по склонениям – 1-е,2-е,3-е:
Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, рожь, кровать, вокзал, молодёжь, край, иней, герой, папа, машина, снег, снежинка, село.

Спиши, определяя падеж и склонение выделенных существительных:
Издревле город Валдай славится своим мастерством. Кто не знает знаменитые валдайские колокольчики, которые звучат под дугой напевной и причудливой музыкой! Живописное Валдайское озеро объявлено заповедником. Здесь можно познакомиться с животным миром и растительностью этого красивейшего края.
Уровень 3.
Составь и запиши предложения. Над существительными напиши склонение:
За, снежная, осень, зима, пришла, дождливая.
У, школьники, площадка, расчистили, школа.
Полили, площадка, они, вода.
Каток, вечер, на каждый, было, дети ,много.
Дети, на, катались, коньках.
Было, весело, всем.

Составь и напиши поздравительную открытку своему другу на выбор. Определи падеж, склонение существительных:
С днем рождения!
С началом нового учебного года!
С Новым годом!
С победой на олимпиаде!
С новосельем!
С праздником!
Уровень 1.
Запишите имена существительные в три столбика по склонениям.
Рыбка, мыло, месяц, синица , помидор, любовь, вещь, дядя, дочь, полотенце, молодёжь, поляна, совесть, лапка, компьютер.
Уровень 2.
Запишите имена существительные в три столбика по склонениям.
В каждый столбик допишите по два своих слова.
Багаж, сосна, радость, весть, сердце, печь, скрипка, ночь, письмо, тётя, телефон, книга, стол, совесть, рубашка.
Уровень 3.
Запишите имена существительные в три столбика по склонениям.
В каждый столбик допишите по одному своему слову, составьте с ними предложения.
Темнота, лисёнок, радость, море, смелость, звезда, свист, честь, солнце, находка, рожь, неделя, ночь, диск, берёза.


Падежные окончания имён существительных

Уровень 1.
Просклоняй существительные:
1-вариант. Тетрадь, мышка
2-вариант: Мышь, тетрадка

Уровень 2.
Вставь окончания имён существительных, укажи склонения и падеж.
На лошадк_, на лошад_, к дорог_, у дорог_, в тетрад_, по речк_, в деревн_.

Уровень 3.
Составь синквейн по теме «Дружба».

Запиши пословицу о дружбе.

Уровень 1.
Образуй существительные и определи род.
Храбрый мудрый бедный

Уровень 2.

1. Подбери к данным существительным антонимы.
Радость плач добро друг
2. Подбери к данным существительным подходящие по смыслу синонимы
Хороший узкий белый
Уровень 3.
Составь синквейн о маме.

Уровень 1.
Напиши существительные, которые относятся:
к 1-му скл. ко 2-му скл. к 3-му скл.
_______________ ___________________ _______________

Уровень 2.
Просклоняй существительные:
1-вариант – беседка, окно; 2-вариант – отец, осень
И.п. ______________ ______________ ___________________
Р.п. ______________ ______________ ___________________
Д.п. ______________ ______________ ___________________
В.п. ______________ ______________ ___________________
Т.п. ______________ ______________ ___________________
П.п. ______________ ______________ ___________________

Уровень 3.
1. Напиши данные слова в родительном падеже множественного числа:
Помидоры - ______________ Апельсины - _____________
Носки - _________________ Туфли ___________________
Яблоки - _________________

2. Подбери к существительным однокоренные существительные 3-ого склонения без суффикса и запиши их:
Ветка - __________________ Ёлка - ___________________
Тетрадка - _______________ Мышка - _________________
Кроватка - _______________ Лошадка - ________________
Морковка - _______________ Ночка - __________________
Кисточка - _______________ Ладошка - ________________
Площадка - _______________


МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

Уровень 1.
Спиши .Определи падеж и число выделенных существительных:
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи. синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.

Образуйте и запишите от данных слов существительные во множественном падеже:
Заяц, пассажир, женщина, мужчина, ученик, медаль, билет, учитель, вагон, магазин, билет.

Уровень 2.
Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
Нет без леса России, без снегов и озёр,
Нет без сумерек синих и без розовых зорь.
Нет России без луга, где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.
Спиши, записывая слова в скобках во множественном числе.
На птицеферме вывели новую породу (курица). На горизонте показалась флотилия парусных (судно). В (дно) горшков для цветов нужны отверстия.

Уровень 3.
Спиши, найди существительные множественного числа родительного падежа, выдели окончание:
На безлюдный простор побелевших полей
Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, - и на ветках берёз,
Как алмазы, горят капли сдержанных слёз.
Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен в жёлтых зёрнах пшениц , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор прибавилось голосов.

4 КЛАСС.
ОБОБЩЕНИЕ. «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
1 ЧАСТЬ.

Словарный диктант.
Шоссе, жилище, агроном, везде, гореть, горизонт, около, календарь.

2. Кроссворд.


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Годовой кусточек каждый день теряет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт.
Огонь (что делает?) Поставь ответ в начальной форме)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Замени выделенное слово близким по значению:
Рядом с деревней расположен лес.
2. Дом, в котором мы живём.
3. Магистральная дорога
4. Как называется видимое вокруг нас пространство?
5. Кто главный в поле?
6. Замени одним словом:
Всюду, повсеместно.

3.Составление мини-сочинения .
Задания:

Найди 5 существительных, определи род, число, падеж, склонение.
В первом предложении подчеркни подлежащее, сказуемое.
Любое словарное слово – фонетический разбор.

4 КЛАСС.
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 2 ЧАСТЬ.

Словарный диктант.
Берег, издалека, шестнадцать, интересный, адрес, вокзал, килограмм, восемь.
2. Кроссворд.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Этот день воскресный
Был очень

2. 8 х 2

3.Здание, в котором пассажир ждёт свой поезд.

4. 1000 грамм - ?

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся.(в ед.ч.)

Посылка наша не легка,
Пришла она
Запись на конверте о том, кому отправить письмо.

4. Назови число, которое стоит в ряду чисел перед самым большим однозначным числом.

3.Составление мини – сочинения со словами.
а) Морфологический разбор двух существительных.
б) Фонетический разбор 1 существительного.
в) Морфемный разбор 1 существительного.


Имя прилагательное

Уровень 1.
1. Образуйте от имён существительных имена прилагательные.
Храбрость - , силач - , доброта - , ловкость - , старик - , весна -
2. Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания.
Книга (маленький), путь (долгое), дорога (дальнее), пальто (новый), урок (последнее), утро (зимняя).
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.
На зимней одежде, над синим морем, в новом платье, по зимней дороге, без вкусного мёда, жёлтым листом.
Уровень 2.
1. Замените выделенные слова именами прилагательными. Определите род и число имён прилагательных.
Платок из шёлка, погода осенью, следы зверей, листья из золота, каша из риса, тигр в полоску.
2. Подберите антонимы к именам прилагательным.
Над прост задачей - , светл ночью - , поздн осенью - , над нов книгой - , за ближн деревней - , за высок деревом - .
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных.
Под мягким одеялом, на соседнем поле, в дремучем лесу, красивыми картинами, к родной сестре, чёрного коня.
Уровень 3.
1. Определите род, число и падеж имён прилагательных.
За дальн лесом, с ближн поля, в син луже, о весёл дне, у ярк... костров, о любим сестре.
2. Придумайте рассказ, используя словосочетания.
Яркое солнце, воздух душный, лёгкие облака, тяжёлая туча, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух.

Уровень 1.
Спишите текст.
Грамматическое задание. Спишите текст. В тексте подчеркните слова, которое отвечают на вопросы «какое?», «какой?», «каким?».
2. Подберите прилагательные к выделенным существительным. Запишите полученное предложение.
Белка вылезла из гнезда.
Как белка зимует.
Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка. В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер.

Уровень 2.
Спишите текст.
1. В третьем предложении подчеркните слово, которое отвечает на вопрос «какое?»
2. Запишите словосочетания, поставьте вопросы к прилагательным.
Шар (...?) большой, подстилка (...?) мягкая, гнездо (...?) уютное, ветры (...?) ледяные.
3. Выпишите из текста пять словосочетаний существительных с прилагательными. Определите число, род, падеж прилагательных.
Как белка зимует.
Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.
В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.
Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.
Уровень 3.

Спишите текст.
1. Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.
Свернётся, пушистый, уютно, гнездо, мягкая, клубочком, несёт, утихла, тихие.
2. В последнем предложении подчеркните прилагательные волнистой линией.
3. Запишите словосочетания, дописывая окончания прилагательных.
Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холоди... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.
Как белка зимует.
Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.
В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.
Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.

Уровень 1.
1. Запиши окончания творительного и предложного падежей имен прилагательных мужского и среднего рода. Приведи примеры.
2. Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы, укажи падеж прилагательных.
     Мы жили (?) в красивом больш город . Ребята читали (?) о смел бесстрашн танкист .
3. Просклоняй слова золотой (колос), веселые (песни).
4. Спиши. Укажи падеж имен прилагательных множественного числа.
     Последние дни нашего похода были грозовыми. Ближние горы стали неясными, туманными. С запада доносились раскаты грома. Сверкали сильные яркие молнии. Горное эхо разносило громовые удары.
5. Разбери как часть речи.
(с) высокого (дерева)
Уровень 2.
1. Просклоняй слова добрый (человек), синие (карандаши).
2. Образуй имена прилагательные мужского и среднего рода:
         родная (страна) - .,
         лесная (поляна) - ,
3. Спиши, дописывая падежные окончания имен прилагательных. Укажи падеж прилагательных.
     В колхоз началось строительство детск сада. С ранн утра до поздн вечера кипит работа. Из соседн города на стройку приехали студенты. Они привезли саженцы для фруктов сада.
4. Запиши имена прилагательные, образуя их от имен существительных. Рядом запиши имена прилагательные противоположного значения во множественном числе.
радость - -
холод - -
5. Спиши, дописывая окончания. В скобках пиши вопросы. укажи падеж прилагательных.
     Деревья стоят (?) в пышн снежн убор . Зимн утром туристы выехали из города.
6. Разбери как часть речи.
(по) красивому (озеру)
Уровень 3.
1. Спиши. Укажи падеж прилагательных.
     Водяная крыса хорошо плавала. Под водой она отыскивала свежие корни водяных лилий, крошечных ракушек, вкусных личинок.
2. Просклоняй слова красивая (ваза), густые (деревья).
3. Спиши. Ставь имена прилагательные в нужном падеже. В скобках напиши вопросы. Укажи падеж имен прилагательных.
     Подошли к (?) (густая, березовая) роща.
     Плыли по (?) (красивая, широкая) реке.
     Напились (?) (чистая, холодная) воды.
4. Спиши. Укажи падеж выделенных имен прилагательных.
     На востоке высилась снеговая гора. У ее подножья толпились невысокие холмы. Они заросли дремучими мрачными лесами. Кое-где в вершинах деревьев еще держалисьдлинные полосы бледного тумана, но края их уже таяли в прозрачном воздухе.
5. Разбери как часть речи.
(по) широкой (реке)

Уровень 1.
Выпиши прилагательные:
Бегун, бежать, беговой, красный, краснота, краснеть, синий, синька, посинел.

Уровень 2.
Допиши окончания прилагательных. Укажи число и род прилагательных:
Листья осенн, снег пушист, солнце ярк, ночь темн .

Уровень 3.
Образуй от данных существительных однокоренные имена прилагательные:
Свет, птицы, радость, солнце.
Составь и запиши 5-7 предложений по теме «Весна».

Окончания прилагательных

Уровень 1.
Просклоняй прилагательные:
1-вариант: Серый день
2-вариант: Синяя кофта

Уровень 2.
Вставь окончания прилагательных, укажи их падежи:
Черн_ кофе, по син_ небу, передн_ лапой, вечерн_ песню, хорошо_ оценкой, осенн_ погода.

Уровень 3.
Вставь пропущенные буквы. Подбери к каждой группе прилагательных подходящие имена существительные:

Крсивый, хроший, прелесный ______ .
Облачный, пасмурный, дждливый ______ .

Род прилагательных

Уровень 1.
Подчеркни прилагательные:
У Даши хорошая подруга. Она маленькая, со светлыми волосами и карими глазками, розовыми щечками. Девочки взяли с полки толстую книгу и прочитали интересный рассказ.

Уровень2.
1. Укажи род прилагательных, допиши окончания:
Син варежка ( ), заводн игрушка ( ), тепл пальто ( ), быстр кони (), горьк лук ( ).
2. Найди неправильное словосочетание:
Белая роза, солнечное погода, пушистый хвост.

Уровень 3.
Составь 3-5 предложений о ромашке. Составь синквейн «ЦВЕТЫ».

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Уровень 1.
Спишите текст.
Грамматические задания. Спишите текст. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.
Родная земля
Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту.

Уровень 2.
Спишите текст.
1. В пятом предложении найдите и подчеркните местоимение.
2. Выпишите из перечисленных слов местоимения. Вы, под, я, они, как, около, ты, тут.
3. Запишите местоимения, укажите их лицо, число и падеж. Рядом запишите эти местоимения в именительном падеже.
Образец: у него (3 л., ед.ч., р.п.).
У него, к ней, с вами, о тебе, у них, для меня, от тебя, за вас, к ним, у неё, к нему.
Родная земля.
Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

Уровень3.
Спишите текст.
Родная земля.
Ровные ряды молодого сосняка тянулись от леса до самой дороги. Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.
Грамматические задания.
1. Подчеркните в тексте местоимения.
2. Спишите. Определите лицо, число, падеж местоимений, запишите их в скобках.
Переехать её (...), встречаться с тобой (...), поклониться вам (...), говорить обо мне (...).
3. Запишите местоимения из скобок с данными предлогами.
С (я), с (ты), с (он), к (она), к (мы), к (вы), от (они), от (я), от (она).
4. Исправьте ошибки в употреблении личных местоимений.
1) Юрий занимается коньками. Юрий приходит на стадион два раза в неделю.
2) Валя с подругой занимаются гимнастикой. Она нравится ей.

Местоимение

Уровень 1.
Укажи местоимения. Определи их число и лицо:
Но, он, мы, про, вы, они, ты.

Уровень 2.
1. Поставь местоимения в нужном падеже:
Дарю кому? (он); увижусь с кем? (она); написал кому? (она).
2. Определи падеж местоимений:
(Нет) его, ему, о нём.



Уровень 3.
Составь 3-5 предложений о друге или подруге, используя местоимения. Подчеркни главные члены предложения.
1 уровень
Просклоняй местоимения:
1-вариант: ты, она;
2-вариант: он, вы.
2 уровень
Замени, где необходимо
существительные местоимениями:
Таня взяла корзинку. Таня пошла в сад. В саду Таня собрала спелую клубнику.
3 уровень
Составь рассказ о себе (4-5 предложений), местоимения подчеркни.


Предлог

Уровень 1.
Раскрой скобки и запиши:
(по)смотреть
(на)люстре
(над)рекой
(над)пилить
(до)смотреть
(до)бежать (до)дома
(с)прыгнуть (с)лестницы
(в)лез (в)окно.

Уровень 2.
Прочитай, добавляя, нужные предлоги:
домике из глины ласточки уснули;
Лошади - конюшне,
Пчелы - темном улье.

Уровень 3.
1. Найди слова:
жкакру, двемедь, укор, навес, тело.

2. Составь предложения, используя предлоги к, в, на, из, с.




13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415



Рисунок 1Root Entry