Эколого — краеведческий путеводитель


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Меньшиковская средняя общеобразовательная школа
Венгеровского района Новосибирской области
Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Номинация «Эколого-краеведческий путеводитель»
19431062865
Путеводитель по селу Меньшиково
и его окрестностям
Автор: Абаскалова Маргарита, ученица 7 класса
Руководитель: Подцепилова Татьяна Александровна,
учитель географии и биологии
632251 Новосибирская область,
Венгеровский район, с. Меньшиково2015 год
Введение
Человек и природа это единое целое. Но всегда ли мы гармонируем с природой. Увы, на самом деле всё совсем не так. Мы словно боимся того, что не успеем завершить свои дела. Учёба, работа и много других разнообразных дел. Такое чувство, что наша жизнь это пространство, ограждающее нас от природы, в котором мы движемся к определённой цели и не замечаем ничего вокруг себя. А ведь так хочется крикнуть: Люди! Остановитесь и посмотрите. Какая красота вокруг нас. Я хочу, чтобы все люди, живущие на нашей прекрасной планете, смогли увидеть и насладиться этой красотой. Но самое главное необходимо понять тот факт, что природа всегда с нами и её не надо искать на Канарских островах или в Таиланде. Для доказательства этого факта предлагаю эколого-краеведческий путеводитель по своему селу и его окрестностям. Хочется, чтобы все, кто познакомится с данным эколого-краеведческим путеводителем, смогли понять, что где бы мы не проживали, это место является самым лучшим и неповторимым. С моей точки зрения наше село Меньшиково и его окрестности представляют самый лучший уголок на Земле. А иначе быть и не может. Ведь даже те люди, которые по воле судьбы, уехали из села не забывают его и по возможности приезжают.

Цель: Создание эколого-краеведческого путеводителя по с. Меньшиково и его окрестностям. Создание условий для изучения родного края, воспитание патриотизма и любви к своей малой родине, популяризация краеведческой и туристической деятельности.
Задачи:
собрать и обобщить информацию об истории поселения, его природных особенностях;
изучить взаимоотношение человека и природной среды;
показать удивительные уголки природы:
постараться пробудить любовь к родному краю;
способствовать сохранению памятников природы, как биологических и рекреационных объектов;
собрать демонстрационный материал: сделать фотографии, составить картосхемы.
При создании эколого-краеведческого путеводителя использовали материал из школьного краеведческого музея и исследовательских работ, проведённых учащимися нашей школы.
Эколого-краеведческий путеводитель по территории села Меньшиково и его окрестности.
В первую очередь предлагаю познакомиться с планом с.Меньшиково и маршрутом по которому совершим экскурсию.
Наша экскурсия пройдёт по следующим эколого-краеведческим объектам:
1. МКОУ Меньшиковская средняя общеобразовательная школа.
2. Река Изес.
3. Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.
4. Буровая.
5. Пчёльник.
Можно начинать экскурсию, но есть один нюанс. Где находится с.Меньшиково?
Масштаб: 1:10000
В 1см – 100м

Географическое положение и природа с.Меньшиково.
3181352275205Меньшиково занимает срединное положение между западной и восточной границей России. Село находится в Западной Сибири, а именно в Новосибирской области, Венгеровском районе. Расположено с.Меньшиково на северо-западе области, в 500 км от г.Новосибирска и в 85км севернее Транссибирской железнодорожной магистрали. Около села проходит дорога с твёрдым покрытием, соединяющая три районных центра: Чаны, Венгерово, Кыштовка.
Природа весьма разнообразна. Меньшиково находится в пределах Барабинской низменности. Поверхность – равнина, с отчётливо выраженным гривным характером. Эта особенность рельефа хорошо заметна, когда подъезжаешь к селу со стороны Венгерово, то открывается широкая панорама села, привольно раскинувшегося по берегам реки Изес. Перед селом открытое пространство представленное лугом, зато с противоположной стороны видим лес. Представленная картина села не только прекрасна, но ещё показывает принадлежность его к лесостепному региону. Вокруг нашего села ярко выражена смена луговой растительности и переход к берёзовым, осиновым колкам. Поэтому в нашей местности можно отдохнуть от городской суеты, при этом не только насладиться всеми прелестями природы, но ещё собрать ягоды, грибы и лекарственные травы, которых в окрестности села большое 609603299460разнообразие.

История села
Начало основания села приходится на середину 19 века. Первые дворы появились вдоль берега реки Изес. В 1859году на правом берегу реки была построена деревянная церковь. По данным переписи населения на 1859год в Меньшиково проживало 394 человека.
В 1889 году с.Меньшиково относится к Томской губернии, Каинскому уезду, Вознесенской волости (данные взяты из архива).
В конце 1924 года происходит укрупнение волостей и из 8 волостей образована Меньшиковская и Спасская волости.
В мае 1925 года волости переименованы в районы Меньшиковсий
и Спасский.
В январе 1931 года Меньшиковсий район присоединён к Спасскому району.
7 июня 1933 года Спасский район переименован Венгеровский район.
В Меньшиковский район входило 30 сельских советов
количество населенных пунктов – 79.
наличие обслуживающих ведомств – РИК
- сельский совет
- школа
- изба читальня
- амбулатория
- ветеринарная палата
- телеграф
- погост
- маслозавод
- лавка потребительского общества.
Количество населения – 24906 человек
в т. ч. мужчин – 12101 человек.
женщин – 12806 человек
дворов – 4778
По национальности проживали – русские
- барабинцы
- чуваши
- литовцы
- украинцы
- латыши
По роду населенные пункты делились – на сёла, посёлки, деревни,
заимки.
-139065129540

-1590040525145
Описание эколого-краеведческих объектов
1.МКОУ Меньшиковская средняя общеобразовательная школа.

Первая точка маршрута выбрана не случайно, так как у нашей школы интересная история. Школа в нашем селе появилась в 1887 году. Это была церковно-приходская школа. Она была открыта в помещение собственного дома. Учителем был местный дьякон В.А.Сердобов. Школу посещали 30 учащихся. Была церковная библиотека, в которой находилось 175 томов разных книг.
23 ноября 1948 года – Меньшиковская семилетняя школа.
В сентябре 1952 года школа стала средней. До 80-х годов при школе был интернат, в котором жили ребята из с. Павлово и д. Осоевки. За всю историю существования школы менялись здания, директора и учительские коллективы. Покидали школу выпускники, а на смену им приходили другие ребята. Но, несмотря на эти изменения, школа всегда была и остаётся местом притяжения не только учащихся, но ещё их родителей, бабушек, дедушек и конечно выпускников прошлых лет. Наша школа находится на улице, где практически нет транспорта, что способствует безопасности учащихся. Рядом расположено здание администрации и детский сад. Вокруг школы интересно обустроена территория. Создана спортивная площадка, разбиты цветники с зоной отдыха (качели, лавочки), есть огород, на котором выращиваем овощи для школьной столовой. В школе мы проводим большую часть времени. Мы не только учимся, но ещё посещаем кружки, спортивную секцию, а также проводится много разнообразных и интересных мероприятий. Хочется отметить и тот факт, что учительский коллектив сложился из выпускников нашей школы. А ещё мы гордимся школьным краеведческим музеем. Он не большой, но как говориться, мал золотник да дорог. В музее за многие годы собран разнообразный материал об истории нашего села, школы. С уверенностью хочу сказать, кто хоть однажды посетит школу, и музей не останутся равнодушными.
-129540-250825
-333375419100-367665013239752. Река Изес784860-1270
Вторая точка нашего маршрута р.Изес. Извиваясь словно змейка, тихо и спокойно течёт речка Изес среди сравнительно невысоких берегов. От омута к омуту переливаются струйки воды. Изес на языке кетов «солнечная речка». И на самом деле она нас радует и даёт положительный заряд энергии также как и солнышко. р.Изес протекает через село, разделяя его на две равные части. Река берёт начало из озера Байдово, которое находится на границе Венгеровского и Кыштовского районов, а её устьем является р.Тартас. Длина реки – 121км., а глубина изменяется. Всё зависит от уровня воды. В весеннее половодье разливается, занимая полностью своё русло. Питание у реки смешанное. В летнее время мелеет, но не когда не пересыхает даже в период засухи, так как на дне бьют ключи. Через речку построены два моста. Деревянный мост объединяет левобережье с правобережьем в пределах села, служит для пешеходов. Второй мост железобетонный построен в 2009году взамен находившегося аварийного деревянного моста. Капитально отремонтированный мост находится на сети автомобильных дорог межмуниципального значения. Проведенный ремонт обеспечит безопасное и бесперебойное транспортное сообщение между левобережной и правобережной частями нашего села.
-3295651397635-3295653855085Нашу речку мы считаем уникальным природным объектом. Вдоль реки в пределах села растёт разнообразная травянистая растительность: спорыш, лапчатка прямостоячая, мятлик луговой, тимофеевка луговая, одуванчик, осока. На поверхности воды можно увидеть кувшинку белую, кубышку жёлтую, стрелолист, ряску, и много водорослей. А ещё здесь живут животные, которые относятся к разным систематическим группам. Такие обитатели как прудовик обыкновенный, беззубка являются барометром чистоты воды в реке. Летом над рекой летает множество стрекоз, комаров, а это означает, что в воде живут их личинки. Большое разнообразие рыбы: щука, окунь, два вида карася, линь, чебак, ёрш. Наличие рыбы притягивает к реке жителей не только нашего села, но ещё из других населённых пунктов. Любителей спортивной рыбалки можно увидеть на берегу почти каждый день, начиная с весны и заканчивая поздней осенью. Но ещё на реке живут ондатры и бобры. Хочется отметить, что на реке есть островок, на котором весной поселяются дикие утки. Но и домашние водоплавающие не прочь поплавать и полакомиться речным планктоном.
704851299210Те люди, которые однажды посетят наше село и увидят р.Изес останутся довольны. Так как летом можно купаться и загорать на берегу реки. Ещё можно совершить круиз вверх или вниз по реке на лодке либо пешком вдоль берега. И вы будете вознаграждены неповторимой красотой нашей природы.
Ну что же пора пройти к следующему объекту нашего маршрута, тем более он находится недалеко от реки Изес.
3. Памятник погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны
56578563500
В 1976 году в нашем селе произошло приятное событие. Был воздвигнут памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник создан на правом берегу р.Изес, на территории Муниципального Центра культуры. У памятника проходят важные события. Каждый год здесь собирается много людей 9 Мая, чтобы почтить память погибших земляков, которые смогли защитить нашу страну от фашизма и дали нам эту прекрасную жизнь. Стала хорошей традицией возложение цветов к памятнику выпускниками школы. Много лет прошло, как окончилась война. Но те, чьи имена навечно занесены в списки погибших, всегда останутся нестареющими. Многие из них прожили недолгую жизнь. Памятник стал местом встреч их невест, жен, братьев и сестер, отцов и матерей, которых не пощадило время, тех, кто не забыл своих солдат, не вернувшихся с войны, тех, кто жил и за себя, и за них. Это место является священным для всех жителей села. И хочется отметить тот факт, что на этом месте, когда то стояла церковь. ( После революции церковь закрыли и реконструировали в сельский клуб. После того, как был построен новый клуб старое здание разобрали.)
-533403006725За памятником ухаживают школьники. Выращивают декоративные растения, убирают сорняки, а зимой очищают от снега. Конечно, памятник является достопримечательностью, напоминающая нам о важном историческом событие нашей страны. Я предлагаю познакомиться на данном маршруте ещё с одной достопримечательностью заслуживающей внимания – это обелиск, который стоит на высоком открытом месте, левом берегу реки. Обелиск был создан учащимися нашей школы в 1968 году. До 1977года здесь проходили митинги, посвящённые Дню Победы. С тех пор появилась традиция. За обелиском ухаживают одиннадцатиклассники. И каждый год к подножию обелиска возлагают венки и букеты цветов.

Мы продолжаем экскурсию и направляемся к четвёртому объекту. Прежде чем мы посетим буровую, наш путь пройдёт по улице Восход. Название говорит о том, что движемся в восточном направлении.
4. Буровая
228601789430Буровая – это природный уникум нашего села. Много лет назад, когда в селе не было водопровода, возникла проблема нехватки чистой воды. И тогда решили на окраине села пробурить скважину. Бурение скважины начато в декабре 1976 года, а закончили работу в марте 1977 года. Глубина скважины 1035м. Сколько было удивления и восторга, когда люди поняли, что вода тёплая. Дело в том, что буровая даёт воду из горячего источника.
Температура воды, выходящей на поверхность, ровна 35ºС. Был проведён гидрохимический анализ воды, который позволил выделить разнообразные химические элементы. Именно они придают воде специфический вкус. Вода чистейшая и идеально прозрачная. Буровая представляет огромную ценность для села и его жителей. В конце 80-х годов прошлого века рядом со скважиной начали строительство бассейна, но не закончили. В настоящее время здание, предназначенное под бассейн, пустует.
Но вода буровой пользуется спросом уже 37 лет. Вода используется для стирки, многие люди моются, а также в животноводстве. В летнее время на буровую приезжают жители соседних населённых пунктов, иногда выстраиваются очереди. Вода с буровой течёт в речку.
70485231140
От буровой наш маршрут плавно переходит к последнему объекту экскурсии. Мы следуем к пчёльнику.
5. Пчёльник
-34290-1270

Живописный уголок природы, который объединил природу и человека. Это поистине удивительное место, притягивающее к себе людей в любое время года. Пчёльник находится в километре от селения, что позволяет любоваться красотой нашего природного достояния даже с окраины села. А ведь когда-то это место было совсем другим. Старожилы нам поведали историю появления этой природной изюминки. Ещё в начале 20 века здесь появилась пасека. Место выбрали неспроста. Рядом с селом близко к реке, где произрастало луговое разнотравье, ограждённое берёзовым лесом. Поставили улики с пчёлами, построили омшаники (зимовники). После революции пасека стала достоянием колхоза. А в начале 50-х годов пасека преобразилась. В нашем селе появился интересный человек, который предложил провести посадку плодово-ягодных культур вокруг пасеки. Были завезены саженцы разнообразных культур (яблоня, вишня, смородина) и произведена их посадка. Всё настолько было продумано, поскольку пасека оказалась не только в красивом ограждении, но ещё полезном для пчёл. В конце 80-х годов с появившимися проблемами в хозяйстве пасека перестала функционировать, а пчёльник остался и радует нас своей необычностью.
-396240199136021088352886710Прежде всего, обратите внимание на оригинальность в распределении разных групп растений. Сплошной стеной стоят высокие белоствольные красавицы берёзки. Перед ними великолепным ковром из разнотравья раскинулся луг, который прикрыт от дороги невысокими яблоньками. Это место притягивает к себе своей красотой и спокойствием. Здесь хорошо отдыхать в любое время года. Весенний пчёльник манит нас цветущими яблоньками. Большие белые соцветия на зелёном фоне распускающихся листьев смотрится великолепно.
Летом собираем ягоды (костянику, клубнику). Осенью здесь много грибов (сыроежки, грузди, волнушки и подберёзовики). И в это время прилетают на пчёльник свиристели и дрозды, полакомиться ягодками. А когда попадаешь на пчёльник зимой, кажется, попал в сказку. Представьте, морозный солнечный день деревья укутаны инеем, сверкающим на солнце словно бриллианты. А между этими «бриллиантами» видны красные грудки снегирей. На снегу заметны следы зайцев, рядом слышится постукивание дятла. Это не просто красота, а красота, заслуживающая восхищения и людского поклона!
-25336523495

-2227580250190
-396240782955
Заключение
Вот и закончилась экскурсия. И мы желаем каждому человеку, познакомившегося с нашим эколого-краеведческим путеводителем посетить предложенные маршруты. Поверьте, вы не пожалеете, так как у нас есть на что посмотреть, и с пользой для себя отдохнуть.
И не забывайте одну истину. У людей в последнее время складывается только потребительское отношение к природе. Сумейте преодолеть такое отношение и обратите взоры на философию отношения человека к природе, требующую уважения и понимания, без чего не может быть гармонии.
-234315635