Педагогические чтения Формирование ключевых компетентностей через активные педагогические технологии на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности



Управление образования администрации
Княгининского района Нижегородской области
МБОУ Возрожденская средняя общеобразовательная школа
Районные педагогические чтения
Формирование ключевых компетентностей через активные педагогические технологии на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Выполнил:
преподаватель-организатор ОБЖ 1категории
МБОУ Возрожденской СОШ
Яшин Юрий Михайлович


п. Возрождение
2015
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Повышение качества образования - актуальная проблема не только для России, но и всего мирового сообщества. Её решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысление цели и результата образования. От человека, теперь требуется, не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом? На смену Федеральным Государственным образовательным стандартам первого поколения приходят новые стандарты общего образования второго поколения это деятельностно-целевой подход к образованию. Главным для них является вопрос, какими действиями необходимо овладеть ребёнку, чтобы решить любые задачи. Не знания, не навыки, а универсальные действия, которыми должен овладеть учащийся, чтобы в определённых жизненных ситуациях найти правильный, верный выход.
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.
Раньше на уроках и внеурочное время формировали у детей ЗУН (знания, умения, навыки).
Компетентностный подход означает следующее: учить на практике тому, что придется делать во взрослой жизни. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Как же формируются ключевые компетенции?
Формирование ключевых компетентностей - (компетентность-это способность делать что-то хорошо или эффективно) это способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в каком-либо виде деятельности. Компетентность - это способность отдельной личности правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата.
Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович дает свое понимание сегодняшнего термина компетенция отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Перечень ключевых компетенций основываются на главных целях общего образования, основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:
Ценностно-смысловые компетенции;
Общекультурные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции;
Информационные компетенции;
Коммуникативные компетенции;
Социально-трудовые компетенции;
Компетенции личностного самосовершенствования.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого предмета, по сути, они над предметны.
Немного о каждой компетенции.
Ценностно-смысловые. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эти компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени). Сюда же относится освоение учеником картины мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической обще - учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает такими навыками, как добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций формируются умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования. Они направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной само регуляции и само поддержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Преподавая курс ОБЖ, я пришел к выводу, что при его изучении одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является формирование ценностно-смысловых, информационных, природоведческих и здоровье-сберегающих компетенций. Они всегда находятся в зоне пристального внимания учителя.
Ценностно-смысловые включают. Ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, проявлять свою гражданскую позицию( 9 кл- раздел « ЗОЖ»; 10 кл-раздел «ЗОЖ и его составляющие»)
Владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; 10 кл. раздел «Криминогенные ситуации»
Умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять свои действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок (11 кл- раздел «Оказание первой медицинской помощи»)
Умение оценивать свое поведение, черты своего характера, свое физическое и эмоциональное состояние.
Информационные компетенции. Владеть навыками работы с различными источниками информации, книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, Интернет.
Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения определенных задач информацию, сохранять и передавать ее.
Ориентироваться в информационных потоках, уметь осознано воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ.
Применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии, электронную почту, Интернет. (даю выполнить презентации, доклады)
Природоведческие и здоровье-сберегающие компетенции дают возможность:
Иметь опыт ориентации в природной и экологической среде (В лесу, в поле, на водоемах и т.д). Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях, под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми.
Позитивно относится к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной само регуляции, само поддержки и самоконтроля.
Владеть и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи.
Владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения.
Иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
Так как целью обучения становится не процесс передачи знаний, а достижения учащимися определенного результата, то содержание материала внутри предмета подбираю под планируемый результат. Акцент делаю на обучение через практику продуктивной работы учащимися в группах, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Технология формирования компетентностей на уроках ОБЖ
Группа компетенций Постановка мотивации Технология формирования компетентностей
Социальная
Умения:
делать выбор;
принимать решения;
брать ответственность;
бесконфликтно сосуществовать;
стимулирование познавательной активности учащихся;
упор на деятельность ученика;
обеспечение сотрудничества;
1.задание на опознание, содержание одну мыслительную операцию, выбор альтернативы «да» или «нет»
2.на различение – содержат в себе «помехи», создаваемые наличием вариантов ответов, один из которых верный;

Коммуникативная
Умение общаться
развитие предметно-научной речи;
возможность общения в предложенной ситуации на уроке;
обсуждение поставленной проблемы;
3. на соотнесение – предполагает разделение фактов или явлений на группы по определенному признаку;
4. на поиск основания для классификации, при выполнении которого школьнику необходимо выявить основание или признак для разделения фактов на группы;
Информационная
Умение находить, обрабатывать, использовать необходимую информацию из разных источников
использование различных источников информации;
самостоятельно обрабатывать информацию;
анализ предполагаемой информации;
5. на воспроизведение фактов, названий, требующее от ученика точного их воспроизведения;
6. на воспроизведение правил, понятий, выводов, что требует от ученика большего объема воспроизведения;
Рефлексивная
Умение оценивать результаты учебного труда своего и других
формирование адекватной оценки и самооценки;
обобщение своих знаний;
поддержка познавательного интереса;
7. на воспроизведение текстов, данных в определенной последовательности;
8. на выявление фактов, наблюдение, сравнения;
Технологическая
Умение действовать по заданному алгоритму, плану, таблице и т.п., их составлять, его анализировать.
Активизация творческих способностей учащихся;
Умение действовать в нестандартных ситуациях;
Умение пользоваться новыми информационными технологиями.
9. на перечисление и описание фактов;
10. на описание процессов и способов деятельности.
В своей работе придерживаюсь китайской мудрости:
«Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь».
Для формирования ключевых компетенций применяю следующие методы:
Анализ конкретной ситуации,
Ролевые, деловые и дидактические игры,
Проектную деятельность,
Дискуссии,
Групповую работу,
Проблемное обучение
Метод анализа конкретных ситуаций
При обучении вопросам личной безопасности информирую учащихся о потенциальных опасностях любого вида деятельности, и учу анализировать причины происшествий и несчастий. При организации ситуативного обучения учащиеся подбирают материал из интернета о различных чрезвычайных ситуациях, происшествиях. Затем оценивают случившееся, дают характеристики, определяют масштаб последствия. Анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, который на горьком опыте других учит избегать ошибок и неверных решений в различных ситуациях.
Например: ЧС землетрясение, пожар, наводнение.
Ознакомил учащихся с ситуацией
Предложил несколько вариантов ответа выхода из данной ситуации
Проводим дискуссию о возможных способах решения и выбора оптимального правильного ответа с помощью вопросов. Как вы оцениваете то, что произошло в предложенной мной ситуации? Насколько она типична? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями? Какие ошибки и кем были допущены в предложенной мной ситуации? Какова причина этих ошибок? Какие нормы, правила, законы нарушены? Какими нормативными актами должны руководствоваться участники данной ситуации? Какие действия предприняли бы вы, оказавшись в данной ситуации? Обоснуйте свои действия с точки зрения закона, элементарной логики, здравого смысла? Определите минимум знаний, которые необходимы для оптимального поведения в данной ситуации. Предложите систему мероприятий для предупреждения этой ситуации. Что полезного для себя вы извлекли из анализа ситуации? Изменились ли какие-то ваши мнения и суждения?
При организации данного метода учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок (нарушений) других людей, попадавших в различные экстремальные ситуации. (Авария на ЧАС-почему многие получили облучение и погибли)
На уроках применяю деловые, ролевые игры, (но при этом учитываю возрастную особенность учащихся)
Деловая игра предполагает воспроизведение реальной действительности - это один из наиболее эффективных методов активизации обучения.
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.
На втором формулируется цель и конкретные учебные задачи.
На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, правила игры, наглядный материал.
Например: деловая игра «Знание спасает жизнь»
Класс разбивается на группы и получает задание :На первом этаже в фойе школы произошел пожар, и огонь распространяется. Возможные травмы при пожаре. Ваши действия?
В субботний день в первой половине, пришло известие «Наводнение».
Возможные травмы при наводнении. Ваши действия?
3. Во время коллективного выезда автобус попал в ДТП. Возможные травмы при ДТП. Ваши действия?
4. На зимних каникулах вы едете кататься с друзьями на пруд. Возможные травмы при этом. Ваши действия?
Подводя итоги игры, давать не только общую оценку, но и подробно по шагам разобрать весь ход, обращая внимание на удачные решения и на неудачные. По окончанию занятия можно каждому дать памятку- алгоритм правильного действия.
На уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях использую конкурсные программы.
В ее основе лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель- сравнение уровней мастерства участников, поскольку они являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. (Разборка-сборка автомата, надевание противогазов, наложение повязок, вязка узлов, определение азимута, расстояния.
На уроках ОБЖ применяю имитационные технологии.
Пример № 1.
1. Ситуативная задача. Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.
Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам электробезопасности.
1. Вася знает порядок включения электроприбора в сеть - шнур он сначала подсоединяет к прибору, а затем к сети.
2. Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.
3. Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник?- попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
Пример № 2
Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд других людей.
Задание: Скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1. У соседей сын очень трудолюбивый. С вечера до рассвета что-то колит, забивает, строгает, пилит. Грохот, стук раздается по всем близко находящимся квартирам. Родители не нарадуются такому усердию сына.
2. Мальчик каждую субботу выбивает ковер в специально отведенном месте, в дневное время, никому не мешая. Чистота в доме - залог здоровья.
3. Мальчик всегда выполняет свою обязанность по уборке квартиры. Он выносит мусорное ведро, доверху наполненное мусором. Пока спускается по лестнице к мусорному баку, из ведра выпадает бумага, шелуха от лука, огрызки… - Ничего, уборщица уберет,- рассуждает он.
Пример №4
Работа по составлению алгоритма действий.
Можно его составить при обсуждении учащимися.
Алгоритм действия в случае затопления квартиры.
Сообщить родителям (взрослым)
Позвонить по телефону 01 и вызвать специалистов.
Отключить электричество и перекрыть воду.
Собирать воду в местах затопления.
Результативность
Критериями педагогической деятельности служат:
-    уровень усвоения базового содержания образования по предмету (качество знаний - 91%, уровень обученности - 100%)
-    уровень усвоения знаний, умений, теоретических и практических навыков (предварительный, текущий, тематический тестовый контроль, в том числе с использований компьютерных технологий, сдача практических нормативов);
-   учащиеся школы  активно участвуют в школьных и районных конкурсах и соревнованиях,  показывая высокую результативность;
-  участие в олимпиадах.


Список литературы
Дахин, А. Компетенции и компетентность: сколько их у российского школьника [Текст] / А. Дахин // Народное образование. – 2007г
Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 2003.
Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова //
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003. – 42 с.
Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004 г. – 104 с.
Стратегия модернизации содержания общего образования [Текст]: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. –  М.: Минобразования, 2001. – 72 с.
Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. – 2005. – Ст. 1212. – Режим доступа: HYPERLINK "http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm" http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm