Технологическая карта урока по теме:: «Доказательства эволюции животных Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира».


№ 55 от________ дата.
Тема урока: «Доказательства эволюции животных Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира».
Цели урока: раскрыть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Задачи:
Образовательная: раскрыть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина ; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.
Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.Познавательные УУД Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Основные понятия: рыбы: филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, наследственность, изменчивость, борьба за существования, естественный отборМежпредметные связи: история, география, экология.
Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Организация пространства: индивидуальная, групповая.
Технология проведения
Содержание деятельности учителяСодержание деятельности учащегося
Самоопределение к деятельности Организационный этап Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний
А. Индивидуальный опрос.
Почему для доказательства эволюции так важны палеонтологические данные?
Какой вклад в доказательства эволюции вносит изучение эмбрионального развития животных?
Почему, несмотря на разнообразие сравнительно-анатомических данных, все они являются доказательствами эволюции?
Б. Выполнение тестовых заданий. Выбрать один ответ из четырех.
1.Эволюция — процесс:
а)индивидуального развития особи;
б)длительного исторического развития;
в)длительного развития особей одного вида;
г)исторического развития нескольких поколений.
2.К доказательствам эволюции не относятся:
а)сравнительно-анатомические;
б)палеонтологические;
в)взаимосвязи строения и среды обитания;
г)эмбриологические.
3.К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции не относится:
а)рудименты;
б)атавизмы;
в)сходство зародышей;
г)гомологи.
4.Гомологичными называют органы, имеющие:
а)разное строение, но сходные функции;
б)сходное строение, но выполняющие разные функции;
в)сходное строение, выполняющие сходные функции;
г)разное строение, выполняющие разные функции.
5.Рудиментами называют органы, которые:
а)имеют сходное строение, но выполняют разные функции;
б)имеют разное строение, но выполняют сходные функции;
в)утратили свою функцию в результате их длительного неприменения;
г)имеют сходное строение и сходные функции.
6.Гомологичными органами не являются:
а)плавники кита;
б)плавники рыбы;
в)крылья летучей мыши;
г)крылья птицы.
7.Рудиментарными органами не являются:
а)кости задних конечностей кита;
б)кости задних конечностей дельфина;
в)глаза крота;
г)кости задних конечностей птицы.
8.Примером атавизма может служить:
а)пятипалая конечность у земноводных;
б)трехпалая конечность у лошади;
в)задняя конечность у кита;
г)задняя конечность у дельфина. Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.


Отвечают устно на вопросы
Уч-ся выполняют задания письменно в тетради.
Проверка по эталону и самооценка
Постановка учебной задачи Мотивация к учебной деятельности.
Почему на планете Земля много различных животных? Как произошло, что животные находящиеся в одной популяции отличаются друг от друга, почему на дереве нет одинаковых листьев. Беседа Беседа
Построение проекта выхода из затруднения Проговаривание темы урока, цели и задач урока
Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа
Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания» Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
Первичное закрепление Наследственность, изменчивость и ее формы — причины эволюции. (Объяснение учителя.)
Борьба за существование, естественный отбор — причины эволюции. (Объяснение учителя.)
Задание на стр.258
Участвуют в беседе и приводят свои примеры


Отвечают на ?Рефлексия учебной деятельности на уроке Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы
-Вспомним тему урока
-Что интересного вы узнали?
-Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание п.49,50 пересказ
Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
№ 55 приложение к уроку
1.Эволюция — процесс:
а)индивидуального развития особи; б) длительного исторического развития; в)длительного развития особей одного вида; г)исторического развития нескольких поколений.
2.К доказательствам эволюции не относятся:
а)сравнительно-анатомические; б)палеонтологические; в)взаимосвязи строения и среды обитания; г)эмбриологические.
3.К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции не относится:
а)рудименты; б)атавизмы; в)сходство зародышей; г)гомологи.
4.Гомологичными называют органы, имеющие:
а)разное строение, но сходные функции; б)сходное строение, но выполняющие разные функции; в)сходное строение, выполняющие сходные функции; г)разное строение, выполняющие разные функции.
5.Рудиментами называют органы, которые:
а)имеют сходное строение, но выполняют разные функции; б)имеют разное строение, но выполняют сходные функции;
в)утратили свою функцию в результате их длительного неприменения; г)имеют сходное строение и сходные функции.
6.Гомологичными органами не являются:
а)плавники кита; б)плавники рыбы; в)крылья летучей мыши; г)крылья птицы.
7.Рудиментарными органами не являются:
а)кости задних конечностей кита; б)кости задних конечностей дельфина; в)глаза крота; г)кости задних конечностей птицы.
8.Примером атавизма может служить:
а)пятипалая конечность у земноводных; б) трехпалая конечность у лошади; в)задняя конечность у кита; г)задняя конечность у дельфина.