Конспект урока по математике на тему «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».

Урок-путешествие по математике по теме:
«Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц».
Класс: 1.
Тип урока: комбинированный.
Задачи
Образовательные:
знакомство учащихся с новым видом задач,
формирование умения решать задачи изученного вида,
совершенствование умения прибавлять и вычитать в пределах 10,
обобщение знания структуры задачи через решение задач изученных видов,
формирование умения работать самостоятельно, в группе.
Развивающие:
развитие логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, познавательной деятельности, творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к учебной деятельности, интерес к математике и чтению,
воспитание культуры поведения на уроке, терпимости, аккуратности.
Оборудование: счётный материал, презентация учебного материала Power Point, конспект урока, «письмо» от медвежат (приложение 1), карточки для индивидуальной работы (приложение 2).
Формировать УУД:
– Личностные УУД: уметь  делать выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
– Регулятивные УУД: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы.
– Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
– Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации: применение анализа, сравнения, обобщения для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, применение моделей.
Ход урока
I.Организация начала урока.
1. Проверка рабочих мест.
2. Психологический настрой:
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
II.Постановка задачи урока (3-й слайд).
- Сегодня у нас необычный урок нам пришло письмо (приложение 1). Братья из сказки «Два жадных медвежонка» просят помочь. Вот что они пишут: «Мы собрали две корзины груш. В первой корзине медвежонка 5 груш, а во второй корзине – на 1 меньше. Сколько груш достанется каждому медвежонку, если старший братец должен взять больше груш»?
- Поможем? Для этого мы отправимся в сказочный лес, где встретим героев из разных сказок.
III. Сообщение темы урока.
- В сказочном путешествии надо быть внимательными, помогать друг другу. Вы научитесь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Но сначала надо попасть в сказку.
IV. Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
- Когда мы попадём в сказку, то, чтобы переправиться через реку, надо выполнить задание, которое передала Царевна-лягушка (приложение 2).
Самостоятельная работа: 2 ученика выполняют задания по индивидуальным карточкам.
V. Устный счёт (8 – 15 слайды).
1) Проверка таблицы сложения и вычитания в пределах 10.
- Вход в сказку сторожит волк. Чтобы он нас пропустил, надо наловить рыбы. Возьмите «числовой» веер.
Ученики читают математические выражения разными способами. Самопроверка: если значение выражения верное, то при нажатии на рисунок рыбка перемещается в ведро (управляет учитель).
2) Состав чисел 3, 4.
- Молодцы! Добро пожаловать в сказку! (16-й слайд.)
- Проверим, как ребята выполнили задание Царевны-лягушки (читает 1-ый ученик, который выполнял задание в карточке).
Ученики используют сигнальные карточки для оценки правильности ответов одноклассника (одновременно на экране лягушата «заселяют» домик - при правильном ответе в «окошке» появляется изображение: 17 – 19 слайды).
-А Винни-Пуху надо помочь расселить пчёл (читает 2-ой ученик, который выполнял задание в карточке).
Ученики используют сигнальные карточки (на экране пчёлы «заселяют» домик: 20 – 23 слайды).
3) Равенства и неравенства.
- Молодцы! Царевна-лягушка помогла нам переправиться через реку. Вокруг шумит дремучий лес. Дороги не видно. Кажется, мы заблудились. Сейчас мы встретим сказочного героя, у которого есть личный летательный аппарат. Кто это? (Баба
·Яга).
- Баба Яга подскажет дорогу, если выполните её задание. Возьмите «числовой» веер и покажите номер неравенства, в котором есть ошибка. (№ 2.)
- А как можно исправить? (Ответы учащихся.)
- Как называется эта запись? (Равенство.)
- Продолжаем наш путь.

Физминутка (26-й слайд).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Доскакали до лужайки
И попрыгали как зайки.
Мы все дружно отдохнём
И опять считать пойдём!

VI. Актуализация опорных знаний.
1) Алгоритм построения математической задачи.
-Идём дальше по сказочному лесу. Филин, который нам повстречался, дал мудрый совет: вспомните, из чего состоит задача (фронтальный опрос).
- Молодцы! Вам это знание обязательно пригодится.
2) Задача на нахождение суммы.
- Идём дальше.
Посмотрите, кто сидит на полянке (Айболит). Послушайте задачу Айболита.
У [Айболита 5 витаминок жёлтого цвета, красного цвета - столько же. Сколько всего витаминок? О чём говорится в задаче?
- Что означает «столько же»?
- Сколько красных витаминок? (5)
- Какой вопрос задачи? (Ответ детей.)
- В кассе чисел сложите из карточек решение. Работаете в парах.
1 ученик читает решение (работа учащихся с «сигнальными» карточками).
- Повторите вопрос.
- Назовите ответ.
- Молодцы!
V. Формирование новых ЗУН.
1) Решение задачи на уменьшение числа на 1 (30-й слайд).
- Вот мы и встретили медвежат. Возьмите кассу чисел. Сколько в одной корзине груш?
- Положите 5 красных кружочков.
- Возьмите жёлтые кружочки. Сколько в другой корзине? (На 1 меньше.)
- Это значит столько же, но (Ответ учащихся.)
- Положите жёлтые кружочки. (5.) Но без 1.
- Что надо сделать? (Убрать 1.)
- Надо узнать, сколько в во 2-ой корзине.
- Сколько груш в первой корзине? (5.)
- Сколько груш во второй корзине? (На 1 меньше.)
- Что надо сделать? (Убрать 1.).
- Сколько груш во 2-ой корзине? (Ответ учащихся.)
- Сколько груш возьмёт старший медвежонок? (5.)
- Младшему медвежонку сколько груш достанется? (4.)
- Помогли медвежатам? И решили задачу на уменьшение числа на 1.
- Отложите счётный материал. Что вы можете делать на уроке для укрепления своего здоровья?
Физминутка (31-й слайд).
Мы решали, мы решали.
Что-то мы чуть-чуть устали.
Мы сейчас потопаем, ручками похлопаем.
Раз присядем, быстро встанем.
Улыбнёмся, тихо сядем.

2) Работа с геометрическим материалом.
- Пора возвращаться из сказки. Золушка поможет вернуться в класс, только надо найти на рисунке 5 предметов, которые имеют форму геометрических фигур, назвать эти фигуры. (Ответы учащихся.)
- Молодцы! Вы работали дружно. Сказка подошла к концу.
- Мы возвращаемся в класс и продолжаем работу.

3) Решение задачи на увеличение числа на 1.
- Откройте учебники на стр.88, найдите номер 1. Прочитайте задачу.
- О чём задача? (Читает 1 ученик.)
- Что известно?
- Что надо найти в задаче?
- Возьмите кассу чисел. Работаете в парах.
- Положите столько кружочков, сколько тетрадей у Люси.
- Что сказано о том, сколько стало? (Стало на 2 больше.)
- Что значит «на 2 больше»? (Столько же, да ещё 2.)
- Как найти, сколько тетрадей стало?
Самостоятельная работа: 2 ученика работают у доски.
VI. Закрепление ЗУН.
1)Работа по заданиям учебника.
№ 3 (самостоятельная работа по вариантам: 2 ученика у доски).
Самопроверка: - Поднимите руку, кто решил правильно? Молодцы!

VII. Итог урока.
- Что показалось трудным?
- Как вы думаете, почему?
- Что вам понравилось на уроке?
- Какое задание было самым интересным?
- Кому понравилось, как вы работали сейчас?
- Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились. Спасибо вам за урок.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115












15