Групповая работа над проектом Весенние изменения в живой и неживой природе


Групповая работа над проектом
на уроке в начальной школе
Из истории возникновения проектного обучения
Достаточно чётко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В России метод получил резонанс после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 год). В основе системы лежат следующие идеи Дьюи, лая, Торндайка и других американских учёных:
- с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим;
- деятельность строится не в русле учебного предмета, то есть носит надпредметный характер;
- опора на сиюминутные увлечения детей;
- истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения.
Основатели выдвинули лозунг «Всё из жизни, всё для жизни», поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Один из теоретических последователей метода проектов как системы Карл Фрей позже выделил 17 отличительных черт проектного обучения, среди которых хочется обратить внимание на следующие:
- участники проекта берут проектную инициативу от кого-либо в жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- они развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело, они информируют друг друга о ходе работы, вступают в дискуссии и т.д.
В 20-30-х годах в 20 века в российских школах широко использовался метод проектов. Его применение было нацелено на развитие ученика, вместе с тем метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или иной формы презентации.
Этапы работы над проектом
Выбор темы проекта
Постановка целей и задач
Планирование проектной деятельности
- определение источников информации
-определение способов сбора и анализа информации
- определение формы представления результата (итоговый продукт)
- выработку критериев оценки результатов работы
- распределение обязанностей среди членов команд
Реализация проекта
Презентация
Оценка и самооценка
«Весенние изменения в неживой и живой природе»
Групповая работа над проектом
на уроке в начальной школе
1 этап. Актуализация знаний
Деятельность мастера Деятельность участников
- Я рада сегодня приветствовать вас.
-Как светло в классе от ваших любопытных сияющих глаз.
- А как вы думаете, почему у меня в руках солнышко?
- Свои предположения вы сможете проверить, если будете внимательно работать на уроке.
- Прикрепим наше солнышко к доске, пусть оно создаёт нам радостное настроение.
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав стихотворение-загадку.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
-А с чем связано, что тает снежок, день прибывает?
Учащиеся слушают, опираясь на собственный жизненный опыт, дают ответы.
-От солнышка тоже тепло и светло.
- Солнышко тоже сияет.
- Может, это как-то связано с темой урока.
- Весной.
- С солнцем.
2 этап. Создание проблемной ситуации
- Откуда вы знаете, что «тает снежок, … день прибывает», солнце стоит выше?
- Замечательно, когда у нас есть возможность своими глазами видеть и наблюдать происходящее вокруг.
- Как вы думаете, у всех есть возможность наблюдать весну?
- Вчера я получила на адрес нашего класса любопытное письмо. Послушайте:
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители далёкой Антарктиды – пингвины. На нашем материке работают двуногие существа с руками вместо крыльев, называют себя людьми. У нас снег, морозы и метели круглый год, недаром наш материк называется белым. А люди, приехавшие с вашего материка из России, стали говорит о какой-то весне, которая сейчас наступила у них дома. Мы пингвины – птицы любознательные. Расскажите, пожалуйста, что это за весна.
Заранее благодарны, пингвины»
- Мы это сами видели, наблюдали на улице.
-Уже идёт март. И в другие года так было весной.
Предположения участников.
3 этап. Целеполагание
- Что скажете, ребята?
- Под силу нам помочь пингвинам?
- Достаточно ли нам собственных наблюдений, чтобы ответить на вопрос?
- Как мы можем получить дополнительную информацию?
- Какова цель нашей работы?
- В начале урока вы мне сказали, что весенние изменения начинаются из-за солнца. Солнце относится к живой природе или к неживой?
- Скажите, а весенние изменения происходят только в неживой природе?
- Как вы думаете, успеем мы за урок подготовить сообщение о весенних изменениях и в неживой, и в живой природе?
Предложить раскрыть одну часть, если будет достаточно времени, можно будет попытаться приступить ко второй части.
- С чего начнём: с изменений в живой или неживой природе? Почему?
- …
- Да.
- Нет, мы не видели, какие изменения происходят весной за городом.
- С помощью учебника, энциклопедий, спросить у взрослых, в интернете.
- Рассказать пингвинам, что такое весна.
- И с живой, и с неживой.
- Неживой.
- И в неживой, и в живой.
Мнения могут разделиться.
-О весенних изменениях в неживой природе, так как все эти изменения связаны с солнечным теплом.
4 этап Проектная групповая работа
4.1. Этап планирования
Мастер выполняет функцию организатора и корректирует работу групп.

Учитель выдаёт каждой группе Лист задания (см. Приложение 1) и Лист планирования и продвижения по заданию (см. Приложение 2)
Когда группы определились с темой, выдаёт дополнительный раздаточный материал по конкретной теме (см. Приложение).
Выполняет роль организатора при выполнении группами работы над плакатом, следит за временем и соблюдением дисциплины.


Каждая группа получает Лист задания и Лист продвижения по заданию, выбирают себе тему, договариваются с другими группами, чтобы тема не повторялась. Затем командиры подходят к учителю за дополнительным раздаточным материалом по своей теме.
Участникам предложены следующие темы:
1. Весенние изменения в неживой природе в городе.
2. Весенние изменения в неживой природе за городом.
3.Отражение весенних изменений в неживой природе в искусстве.
Согласно Листу задания группа обсуждает и выбирает форму представления сообщения, отмечает в Листе планирования и продвижения по заданию, обсуждают, что им нужно сделать и составляют план работы, распределяют обязанности и фиксируют в Листе планирования и продвижения по заданию.
4.2. Этап выполнения проекта
Учебные действия по реализации плана
Выполняет роль организатора при выполнении группами работы над плакатом, следит за временем и соблюдением дисциплины.
Выполняют намеченные работы и отмечают выполненное в Листе планирования и продвижения.
4.3. Этап защиты проекта
Выполняет роль организатора при защите группами проекта, поддерживает интерес и познавательную активность, создаёт ситуацию успеха для каждого, следит за временем и соблюдением дисциплины.
После защиты каждой группы организует вывод по теме.
Важно, чтобы в защите проекта по возможности участвовал каждый участник группы.
1 группа защищает свой проект, остальные слушают. В Листе задания прописано, что каждому предстоит оценить выполненный группой проект и его защиту, что дополнительно стимулирует произвольность внимания.
При защите группы по теме «Весна в искусстве» мастер использует проектор для увеличения размера репродукции.
4.4. Этап рефлексии
- Итак, какова была цель нашей работы сегодня на уроке?
- Вы видите проектные работы групп, услышали защиту. Оцените работу групп: прикрепите свой стикер к той работе, которая, по вашему мнению, была выполнена и презентована лучше.
- А теперь заполните лист самооценки, оценив работу своей группы и меру своего личного участия в работе над проектом.
Выдаёт лист самооценки, организует его заполнение.
- Подготовить сообщение для пингвинов, какие весенние изменения происходят в неживой природе у нас.
Оценивают выполненный группой проект и его защиту с помощью стикера (клейкая цветная полоска), который каждый после выступления всех групп крепит к той работе, которая им больше всего понравилась.

Получают лист самооценки, оценивают свой вклад в работе над проектом.
Приложение 1
Групповой проект «Весенние изменения в неживой и живой природе»
Задание:
Выберите какую-нибудь одну тему:
1. Март.
2. Апрель.
3. Май.
Подготовите сообщение по выбранной теме;
Подберите 1-2 стихотворения и выучите его наизусть;
Подберите картинки по вашей теме;
Нарисуйте рисунки по теме;
Напишите сочинение по картине Исаака Левитана «Март», «Весна. Большая вода», «Первая зелень. Май».
Подберите пословицы, поговорки, приметы, загадки по этой теме.
Подготовьте и оформите плакат или другую форму, содержащие:
1) заголовок – название выбранной вами темы;
2) небольшой текст – сообщение по выбранной вами теме;
3) 2 – 3 вопроса к составленному вами тексту;
4) иллюстрации к тексту и подписи к ним;
В нижней части плаката обязательно укажите состав вашей группы и список источников информации.
Для выполнения задания вы можете использовать:
- книги и справочники;
- информационные материалы;
- иллюстративные материалы;
- ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей.
Советы по выполнению задания
Обсудите и выберите тему вашего сообщения. Договоритесь с другими группами, чтобы тема не повторялась.
Обсудите и выберите форму представления сообщения.
Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы.
Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
Приложение 2
Лист планирования и продвижения по заданию
Код класса Номер группы ______ Название группы____________
Тема, выбранная группой ___________________________________________________________
Форма представления проекта
(Отметьте V выбранную вами форму или предложите свою )4324351143000 Плакат
4324352921000 Компьютерная презентация
4324352730500 Устное сообщение
____________________________________________
Что делаем Кто делает Отметка о выполнении
( + или -)Написать сочинение по картине И.И. Левитана
Подготовить презентацию и сообщение. Выучить стихи на заданную тему. Подобрать загадки, поговорки, пословицы, картинки по теме. Нарисовать рисунок
Приложение 3
Лист самооценки
Код класса Номер группы ___________Название группы ________________
Оцени работу своей группы. Отметь V вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
5276853302000 Да, все работали одинаково.
527685226060005276851968500 Нет, работал только один.
Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
5276855969000 Работали дружно, ссор не было.
5276856032500 Работали дружно, спорили, но не ссорились.
5276851270000 Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
5276855905500 Да, всё получилось хорошо.
5276854064000 Нравится, но можно было бы сделать лучше.
527685889000 Нет, не нравится.
Приложение: 4
Литературный материал:
Пословицы и поговорки
Зима весну пугает, да сама тает.
Весна отмыкает ключи и воды
Майская роса – лошадям вместо овса. И сухой и мокрый май – будет каша, каравай.
Ранняя ласточка к счастливому году.
Май лес наряжает, лето в гости поджидает.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Май холодный – год хлебородный.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени. Дождь в мае хлеба поднимает.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч. В апреле ясные ночи кончаются заморозками.
И в марте мороз на нос садится Апрель с водой, а май с травой.
Марток - надевай двое портокСолнышко с апрельской горки в лето катится.
Загадки о весне
Метель притихла, ветры смолкли,У елей лишь блестят иголки.А Дед Мороз садится в сани,Ему пора прощаться с нами.Ему на смену, величавоИдёт красавица одна.О ней вы знаете немало,Зовут красавицу …(Весна)
Ручейки бегут быстрее,Светит солнышко теплее.Воробей погоде рад— Заглянул к нам месяц…(Март)
Яростно река ревётИ разламывает лёд.В домик свой скворец вернулся,А в лесу медведь проснулся.В небе жаворонка трель.Кто же к нам пришёл?(Апрель)
Зеленеет даль полей,Запевает соловей.В белый цвет оделся сад,Пчёлы первые летят.Гром грохочет. Угадай,Что за месяц это?(Май)
Шорохом неслышнымЛепестковЖемчуг белоснежныйРаспустился,Свежим нежным крохотнымЦветкомИз-под снегаК солнцу устремился.(Подснежник)
На зелёной хрупкой ножкеВырос шарик у дорожки.Ветерочек прошуршалИ развеял этот шар.(Одуванчик)
В самый разгарВесенней порыКапает сокС белоснежной коры.(Береза)
Их в Голландии найдёте,Там везде они в почёте.Словно яркие стаканы,В скверах там цветут…(Тюльпаны)
Жёлтые, пушистыеШарики душистые.Их укроет от морозаВ своих веточках…(Мимоза) 
Белые горошкиНа зелёной ножке.(Ландыш)