Разработка урока по литературному чтению Люблю природу русскую.Весна. Весенние загадки.

Урок по литературному чтению (2 класс)
Григорьева Татьяна Николаевна, учитель МБОУ «Ленинская школа»
Красногвардейского р-на Республики Крым
Тема: Работа по теме «Люблю природу русскую. Весна». Весенние загадки.
Цель  урока: помочь детям познакомиться с новой темой; повторить приметы весны; познакомиться с весенними загадками; развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
Задачи: воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения; работать над выразительностью;
развивать правильную речь, четкую дикцию, эмоциональное отношение к произведениям искусства; воспитывать наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Мы за парты тихо сели. Друг на друга поглядели.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
II. Актуализация знаний.
- Начинаем урок литературного чтения. На уроке мы постараемся:
1. Познакомиться с разделом.
2. Прочитать и отгадать загадки.
3. Продолжить практиковаться  выразительно читать. III. Читательская разминка:    
- Прочитать строчки сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко. 
Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей!
– Итак, сегодня на уроке мы начинаем новый раздел, в котором будем говорить А о чем -  вы догадаетесь сами.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт, в лесу подснежник расцветет.(Весна)
– Это тема нашего сегодняшнего урока.
-  Наш урок мы посвятим Весне.
2. Учитель читает стихотворение:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года...
-  Это стихотворение А.С. Пушкина.
- Какую картину вы представили себе,  слушая стихотворение?
- Здесь нет слова «Весна». Каким образным выражением заменил Пушкин это слово? (Утро года.) 
3. -  Какие изменения происходят в природе весной?
 – Посмотрите на иллюстрации. Как вы узнали весну?
(дети говорят о приметах).
4. Прослушивание отрывка рассказа М.М. Пришвина «Вечер освящения почек».
- Постарайтесь увидеть нарисованные М.М.Пришвиным картины.
Почки раскрываются, шоколадные с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит прозрачная светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным запоминательным запахом черемухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, чернолаковыми, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало. Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И все, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу, черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.
5. Беседа по прочитанному (проверка восприятия на слух).
-  Какие картины нарисовало ваше воображение?
-  Перечислите еще раз, какие предметы и явления описывает Чехов.
- Какие слова употреблены для того, чтобы нарисовать эти предметы живыми?  
(Начинают шептаться деревья, березки перекликаются, осинка стала и ищет, черемуха подает и т.д.)
- Это  литературный прием – олицетворение.
(Олицетворение - присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)
IV. Ознакомление с загадками. (с.109)
Шагает красавица, легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна) Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна) Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня ... (весна) Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна) Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (Весна) Я раскрываю почки, в зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня ... (весна) Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна)
V. Рефлексия -Какую начали изучать тему? Что понравилось на уроке?
VI. Д.задание. Чит с.108-109. Составить 3 загадки о весне.
15