Технологическая карта урока литературного чтения И. С. Соколов-Микитов Листопадничек в 3 классе


Тема урока: И. С. Соколов –Микитов «Листопадничек»
Учитель: Шаблова Надежда Викторовна
Класс: 3
Дата проведения: 20.02.2014г.
Цель урока: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Задачи урока:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)
формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
расширение читательского кругозора детей;
формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; смайлики.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты: формирование УУД
Актуализация знаний. -Дорогие ребята, приветствую вас! Мы начинаем урок литературного чтения.
А чтобы урок пошёл каждому впрок-
Активно включайся в работу дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите чётко, внятно
Чтобы всё было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
Слайд 1
-Какие признаки осени вы знаете? (листья желтеют, становится холодно)
-Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (листопад)
А какие изменения происходят в жизни животных осенью?
Отгадайте загадку.
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)
Слайд 2
Как называют зайцев, родившихся осенью?
Настраиваются на эмоциональное восприятие материала урока. Личностные: доброжелательность, учебная мотивация, самоопределение.
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.ЦелеполаганиеВыход на тему урока в сотворчестве с учащимися.
Слайд 3
-Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Листопадничек».
Предлагает опорные слова для формулирования задач урока (карточки)
Слайд 4
Хотите узнать подробнее об авторе?
Книги И. С. Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Определение задач урока с опорой на ключевые слова. Обмен мнениями.
Подготовленный ученик рассказывает об авторе.
Личностные: повышение учебной мотивации.Познавательные: построение рассуждений.
Регулятивные: постановка учебной задачи.Открытие новых знаний.
Словарная работа.
Первичное чтение текста.
Проверка первичного восприятия.
Анализ художественного произведения.
ФИЗМИНУТКА Слайд 5
Организация первичного чтения текста вместе с детьми.
-Понравилось ли вам произведение? Чем?
- Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение?
-Докажите? (животные разговаривают).
Организация эвристической беседы с целью раскрытия идейного содержания.
-Назовите основных героев произведения (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
-Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
-Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
-Каких страхов натерпелся Листопадничек?
-Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?
Хоровое чтение и толкование незнакомых слов.
Чтение текста.
Высказывание своего мнения.
Участие в диалоге с учителем и одноклассниками. Высказывание и аргументация своей точки зрения. Познавательные: умение описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.Регулятивные: взаимодействие со сверстниками в учебной деятельности.Закрепление изученного.
Выборочное чтение
Работа в парах.
Составление синквейна о зайчике. Слайд 6
С кем познакомился Листопадничек у глухой речки?
Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.
Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?
Почему зайчонок остался у бобров?
Слайд 7
Организация работы в паре.
Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
Слайд 8
Помощь в написании синквейнов. Поиск ответа на вопрос в работе с текстом.
Выборочное чтение отрывков из текста.
Работа в парах. Выбирают фрагмент, доказывают свой выбор.
Написание синквейна.
Чтение своих синквейнов. Личностные: оценивание содержания исходя из личностных ценностей.
Познавательные: поиск и выделение информации, построение рассуждений.
Регулятивные: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий).
Коммуникативные: умение слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с поставленной задачей.
Итог урока Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? Выражают свои мысли и предположеня. Познавательные: умение анализировать, сравнивать различные факты.
Коммуникативные: умение приводить доказательства.
Рефлексия Слайд 9
Я работал(а) на уроке много и с удовольствием.
Мне было интересно на уроке, но я работал(а) мало.
Я сегодня работал(а) не очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше. Учащиеся выбирают позицию, комментируют. Личностные: самооценка ; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные: осознание уровня усвоения учебного материала.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Домашнее задание Слайд 10
Помогает сформулировать и осознать домашнее задание. Предлагают свои варианты домашнего задания. Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие поступки героев; составлять синквейн о литературном герое.
Наряду с формированием читательских компетенций стремиться привести детей к выводу о возможности выражения мыслей и чувств через разные виды творчества: литературу, живопись…