Литературное чтение, 4 класс И.Соколов-Микитов Русский лес

Урок литературного чтения
4 класс, УМК «Гармония»

ОУ: МАОУ «Гимназия№1 г. Орска»
Учитель: Ульянова Т.В.
Тема: И.Соколов- Микитов. Русский лес.
Представление о результатах:
-грамотное и выразительное чтение
Цель урока: формирование умения применять полученные знания на практике, знакомство с произведением И.Соколова- Микитова «Русский лес».
Задачи урока:
- совершенствовать навык осмысленного, правильного и выразительного чтения; умение составлять цитатный план;
- формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- развивать речь, мышление, внимание,
-воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать и понимать окружающую природу; чувство сотрудничества при работе в паре, группе.
Ресурсы: -учебник О.В.Кубасовой «Литературное чтение»,4 класс,2 часть; ТПО, 2 часть
-презентация к уроку
-карточки для парной работы
- карточки для индивидуальной работы
-Н.М.Неусыпова Толковый словарик русского языка
-В.П.Жуков А.В.Жуков Школьный фразеологический словарь русского языка
- С. Ожегов, Толковый словарь русского языка




Этапы урока
Содержание учебного материала
Формируемые УУД
Формы работы.
Методы и приёмы.

1.Организационный момент.
Цель:мобилизовать учащихся на работу
Литература - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
Регулятивные: формирование
Способности к организации своей деятельности
Личностные: мотивировка на достижение цели
фронтальный

2.Целеполагание. Постановка задач урока.
Цель:создание условий для активизации опорных знаний, подведение учащихся к целеполаганию

Слайд 1,2

Слайд 3































3.Совместное открытие знаний.
Цель:создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока.
-систематизация учебного материала с опорой на схему.

Слайд 4,5



Сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе. Узнаем много интересного. Отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Весной одевается,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
(Лес)
Разгадайте ребус: русский.
-Мы сегодня познакомимся с произведением И. Соколова - Микитова «Русский лес».

-Кто из вас, ребята, бывал в лесу? (ответы детей).
- Почему в лесу нельзя сорить? (лес помогает очищать воздух, загрязняя лес, мы загрязняем и воздух).
- Где легче дышится: в лесу или в городе? (В лесу. Деревья выделяют много кислорода и поглощают углекислый газ. Лес - это лёгкие планеты).
- Почему в лесу нельзя шуметь? (В лесу много жителей и каждый занят своим делом. Если очень шуметь, можно распугать животных, а ведь многие из них выводят потомство или ухаживают за детёнышами).

Сформулируем цель и задачи урока.
(знакомство с произведением И.Соколова- Микитова «Русский лес».
-прочитать произведение «Русский лес»;
-учиться читать выразительно, без ошибок;
-расширять словарный запас;
-учиться составлять цитатный план)

1.Знакомство с биографией.
( выступление 3 учеников)
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30. 05. 1892 года в Калужской губернии. Его отец - Сергей Никитич был управляющим лесными угодьями у богатых купцов.
В 1895 г. семья переехала на родину отца в село Кислово Смоленской области. Когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Смоленск, где определил в Смоленское Александровское училище
В 1910 г. Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение сказку «Соль земли». Иван Сергеевич посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями (Грином, Шишковым, Пришвиным, Куприным).
С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок» . В 1914 г. в связи с начавшейся Первой Мировой войной он вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».
В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовали и за долги продали с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем перебирается в Германию. Там Соколов-Микитов знакомится с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.
После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях, в качестве корреспондента газеты «Известия».
В 19301931 годах выходят целые циклы произведений Ивана Сергеевича «Заморские рассказы», «На Белой Земле», повесть «Детство».
1 июля 1934 года Соколов-Микитов принят в члены Союза советских писателей.
Во время Второй мировой войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.
Начиная с лета 1952 года, Соколов-Микитов живёт в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово. Здесь он пишет бо
·льшую часть своих произведений.
Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве. Пришвин писал: «Его проза выразительна и наглядна, так как прежде всего он придерживается собственного опыта, передаёт услышанное».

Регулятивные: целеполагание,
планирование учебного сотрудничества на совместно с учителем
Коммуникативные:
постановка вопросов
Познавательные:
самостоятельное формулирование цели.
































Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, упорядочивание



Коммуникативные:умение с достаточной точностью выражать свои мысли,принятие решения
Регулятивные:выражать свою точку зрения.






































Коммуникативные:умение с достаточной точностью выражать свои мысли,принятие решения
Регулятивные:выражать свою точку зрения.


Фронтальный









































Индивидуальная практическая деятельность,
Фронтальный

Метод: частично- поисковый, анализ, обобщение









Индивидуальная практическая деятельность,
Фронтальный

Метод: частично- поисковый, анализ, обобщение








































































Слайд 6






Слайд 7
Слайд 8
2.Звучит музыка, двое учащихся читают стихотворение С. Погореловского «Лес»:
Здравствуй лес, дремучий лес!
Кто в глуши твоей таится?
Полный сказок и чудес!
Что за зверь? Какая птица?
Ты о чём шумишь листвою
Всё открой, не утаи:
Ночью тёмной, грозовою?
Ты же видишь, мы свои!
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
- Русские писатели любовно называли леса лесными хоромами. Как вы думаете почему?
(Хоромами в старину называли большое просторное помещение)
-Лес тоже похож на большое помещение, только живут в нём не люди, а различные животные и растения.
*( по времени)
О каких деревьях пойдёт речь? Отгадайте:
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна-...
(липа)
Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это
(дуб)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
(Клён)
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
( ель)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)

2 Словарная работа.
Ютятся - располагаются, помещаются на небольшом пространстве.
Толковый словарик с.69
Лютая (стужа) - очень сильная, очень холодная, суровая, беспощадная.
Толковый словарь Ожегова –с.337
Пурпурные - ярко - красные, багряные. с.632
Берёста - верхний слой коры берёзы. с.44
Славится - пользоваться известностью в каком-то отношении. с.727
Увядать- терять жизненную энергию. с.823
3.Работа с учебником с.96-111
-первичное знакомство с текстом
-Как автор говорит о каждом дереве?
( с чувством уважения и восхищения).
- Докажите строками из текста
( первое предложение каждого текста).
4. Установи соответствие.
Поработай с фразеологизмами
( работа в паре).
Заблудиться в трёх соснах (Фразеологический словарь- с.161)
Проверяем.



































































Коммуникативные:работа в паре
Регулятивные:нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.
Личностные:формирование творческого подхода к решению учебной задачи.

Индивидуальная практическая деятельность,
Фронтальный

Метод: частично- поисковый, анализ, обобщение























































Индивидуальная практическая деятельность
Метод: частично- поисковый, анализ, обобщение

Работа в паре,
группе.
Метод:анализ, обобщение.


4.Физминутка
Цель:создание условий для сохранения здоровья учащихся.
- зрительная
Аудиозапись «Звуки леса» (двигательная)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше- выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали.
И на месте зашагали.
Применение здоровьесберегающей технологии






5.Творческое применение и добывание знаиий в новой ситуации.

Цель:создание условий для применения на практике новых знаний
парная работа с материалом
-проверка выполненной работы




Слайды 9-12





А) Составление цитатного плана.
ТПОс.60 №1 (работа в группах).
Проверяем.
Б) Михаил Пришвин писал:
«Невозможно передать прелести пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя...»
Не только писатели восхищались красотой русского леса.
Например, Иван Иванович Шишкин, знаменитый художник- пейзажист. Его “художественной стихией” был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, берёзами и дубами.  Проникнутый бесконечной любовью к родине, Шишкин на протяжении всей своей жизни воспевал её необыкновенные по красоте образы, передавая особый, величественный дух русской природы.
-«Утро в сосновом лесу».
- «Хвойный лес. Солнечный день».
- «Лес перед грозой».
- «Смешанный лес».
Пейзаж - картины природы.
Толковый словарик – с.44(в паре)
(ИКТ - репродукции картин)
Б) Пересказ по опорным словам
(индивидуальная работа в паре).
Прочитай. Подчеркни в тексте опорные слова.
Сказочными великанами стоят старые сосны среди молодого порастающего леса. В сосновых борах собирали мы летом ягоды - бруснику и чернику. Крепконогие боровики и скользкие маслята нашли приют под соснами. Там и здесь виднеются хрупкие шляпки сыроежек.
На высоких соснах селятся ястребы и орлы.
Хорош и подрастающий мелкий сосновый лес. Одна к одной тесно жмутся покрытые зелёной хвоей молодые сосенки. В тени этих деревьев и весной и летом прячутся толстоногие грибы. Ранней весной здесь можно собирать сморчки, а летом – рыжики.
Перескажи статью о сосне по опорным словам.
В) Чтение « Диктор» (4 ученика)
Оценивание.


Коммуникативные:работа в паре
Регулятивные:нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.
Личностные:формирование творческого подхода к решению учебной задачи.










Индивидуальная практическая деятельность
Метод: частично- поисковый, анализ, обобщение


Работа в паре,
группе.
Метод:анализ, обобщение.








Работа в паре
Метод:анализ, обобщение,метод стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности


6.Контроль усвоения,обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (работа в паре)
Цель:создание условий для применения на практике новых знаний.
- парная работа с раздаточным материалом
-проверка выполненной работы
Выбери пословицы, которые выражают главную мысль произведения.
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
Растение - земли украшение.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Своя земля и в горсти мила.
Под большим деревом и гриб вольготней живёт.
Коммуникативные:работа в паре
Регулятивные:нахождение нескольких вариантов решения учебной задачи, оценивание результата своих действий, планирование деятельности.
Личностные:формирование творческого подхода к решению учебной задачи
Работа в паре
Метод:анализ, обобщение,метод стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности

Цель:самостоятельное
Применение полученных знаний в практической деятельности, корректировка результата


Составление синквейна
*(по времени)
(дерево по выбору)
-Проверяем.

Коммуникативные:выражать свою точку зрения
Познавательные:упорядочивание и обобщение информации, вносят коррективы
Личностные: ориентирование на ситуацию успеха
индивидуальная Метод:Самостоятельная работа

7.Итог урока.Рефлексия.
Самооценка.
Цель:создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации на основе рефлексии
-систематизация полученных знаний
- рефлексия
Слайд 13
Рефлексия «Незаконченное предложение».
Я узнал о русском лесе
Рефлексия «Пейзаж».
 - Выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.
-С какими задачами урока справились? Достигли ли поставленной цели?

Регулятивные:умение оценивать результат своих действий

Индивидуальная
Методы:обобщение, классификация, анализ

8. Домашнее задание
Цель:создание условия для побуждения учащихся к работе с разными источниками информации.




Слайд 14
Дифференцированное д/з
1группа: с.93 №4 (поработай с дополнительными источниками и составь подробный рассказ об одном из деревьев)
2группа: отрывок наизусть по выбору с.90-92
3группа: с.93№7 написать рассуждение на тему «Мы хозяева нашей природы».

Познавательные:работа с информацией
Личностные:формирование положительного отношения к изучению русского языка, учебной деятельности.
индивидуальная





















15