План-конспект внеклассного занятия по здоровьесберегающим технологиям в 3 классе по окружающему миру по теме: Здоровое питание

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 23 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области






План-конспект
внеклассного занятия по здоровьесберегающим технологиям в 3 классе по окружающему миру по теме: "Здоровое питание"



Учитель – Кривова Ольга Валериевна






Сызрань
2012 г.
Цели:
создать условия для формирования знаний о правильном питании;
показать учащимся, в чём заключается польза и вред  жевательной резинки на здоровье;
способствовать воспитанию стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
углублять знания детей о рациональном питании, вреде переедания;
учить выбирать продукты полезные для питания, поддерживать режим дня.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре. Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
– Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте, загадку и подумайте о ком идёт речь? ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 2)
На земле он всех умней, Потому и всех сильней. (Человек)
– Подумайте и назовите, в чём отличие  человека от животного?
(Выводы и предположения детей)
Учитель: Если мы обратимся к словарю С.И.Ожегова то, найдём следующее толкование слова – «человек». ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 3) ЧЕЛОВЕК – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. – Человек, появившийся на свет, ещё не умеет ни ходить, ни говорить, и даже видит всё вверх ногами. – Что умеет делать новорождённый человек? – Что необходимо для жизни этому маленькому человеку?
Дети: Человек умеет дышать, питаться, издавать звуки.
Учитель: Питание – один из важнейших процессов в жизни любого организма. – Ребята, как вы считаете, правильно ли это утверждение. – Какой должна быть пища человека?
Дети: Пища должна быть питательной, полезной. Содержать в себе витамины, жиры, углеводы, белки.
Учитель: Тема нашего внеклассного занятия так и звучит: ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 4) «Здоровое питание».
– Объясните, как вы понимаете тему внеклассного занятия. О чём пойдёт речь дальше? (Высказывания детей)
Учитель: Вас, ребята, называют школьниками. Вы находитесь в школе от 4-8 часов. Поэтому очень важно, чтобы питание школьника было полноценным и правильным. Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психологическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому, ещё с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом вашего здоровья. Всякое нарушение питания, как количественное, так и качественное, отрицательно влияет на здоровье. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребёнка. «Пища» должна употребляться в одно, и тоже время.
– Как вы думаете, для чего, человек должен соблюдать режим приёма пищи?
(Дети высказывают своё мнение).
Учитель: Орган пищеварения – желудок. В желудке пища взбалтывается и смешивается с желудочным соком. Желудочный сок участвует в переработке пищи. Пища является «строительным материалом» необходимым для роста и развития организма.
Энергетические затраты школьника в зависимости от вида трудовой деятельности составляют в возрасте: – 7-11 лет – от 2250 до 2550 калорий в сутки.
– Какая же пища нужна учащемуся?
Задание: Возьмите лист «Моё питание» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), запишите своё Ф.И. и под цифрой 1, заполните строчки:
– «Какие у тебя самые любимые блюда?» – «Пища, которую я не люблю».
Учитель: Отложите листок в сторону, мы ещё к нему вернёмся. Прочитайте, хором на экране девиз нашего занятия.
ДЕВИЗ: «Каждый – кузнец собственного здоровья». ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 5)
– Объясните, значение этих строк. – Все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья? – Что получает человек от правильного, здорового питания? – К чему приводит неправильное питание?
Дети: Неправильное питание приводит к болезням. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 6)
Игра «Полезно или нет?»
Учитель: Поиграем в игру. Если вы считаете, что продукты полезны – хлопаем в ладошки, не согласны – объясните почему?
(Выходит мальчик, жуёт жевательную резинку, надувает пузыри).
Мальчик: Я хочу вам сказать, что жвачка просто класс! Ученица: Ребята, а мне бабушка рассказала сказку о девочке, которая очень любила жевательную резинку. Мальчик (перебивает): Какая она вкусная, какие большие пузыри можно надуть, как долго её можно жевать. Ученица: Нет. Какая беда случилась с этой девочкой. Учитель: Ребята, что могло случиться?
(Дети высказывают своё мнение).
И вот сейчас, ученики расскажут вам о том, в чём польза и вред жевательной резинки.
Ученик 1:
Мы жуём жевачку дружно. А  всегда ли это нужно? Польза будет или вред? Кто же даст нам всем ответ?
Ученик 2:
Если щётки нет зубной, Можно жвачку взять с собой. И тогда скорей – скорей, Зубы будут, побелей.
Ученик 3:
Пять минут после еды, Пожуём жевачку мы. Нам дыханье освежит, Зубной кариес победит!
Ученик 4:
Вот рекламу посмотри – Надувают пузыри, Зелёные и синие, С виду-то красивые. «Хуба-Буба» называется, Руки от неё не отмываются.
Ученик 5:
Если в волосы попала, «Караул!» – кричи тогда. Отстригать придётся пряди! То-то будет красота!
Ученик 6: 
От жвачки вред большой: Разрушает зубы. А бывает даже так: Облезают губы!

Ученик 7:
Жевать – не жевать Решайте сами! Мы рассказали, А выбор за вами!
Учитель: Я надеюсь, из этих слов вы сделаете для себя правильный вывод.
– Какой вывод сделал для себя ? (Опрос 4-5 учеников). – Можно ли отнести жевательную резинку к здоровому питанию? – Что происходим в желудке, когда мы жуём? – Попадает ли пища в желудок от жевательной резинки? – К чему это может привести?
(Вывод делают дети, сравнить со слайдом 8)
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 7)   
Если жвачку долго жуёшь, Язву в желудке сразу найдёшь.
– Так, что за беда могла произойти с девочкой, которая любила жевательную резинку?
Дети: Девочка могла заработать для себя заболевание – язву желудка.
Учитель: Человек не обращает внимание, что болезнь его подстерегает на каждом шагу. И всё зависит от него самого. Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на твой желудок. Может развиваться ещё одно заболевание желудка – гастрит. Порой он возникает у школьников, которые пропускают завтрак, обед, перекусывая в школе, лишь бутербродами. Приём пищи урывками, во время посторонних занятий – отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время, несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать чётко, как по графику.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 8)
– Вспомните известную поговорку: «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу». Эта поговорка верна для взрослых. Как вы считаете, почему?
Дети: Детям положено есть 4 раза в день, ужин должен быть обильнее завтрака и составлять 1/4 часть дневного рациона.
Учитель: В чём содержится очень много полезных веществ для детского организма? Овощи очень вкусны и содержат все нужные для здоровья вещества. Вот однажды овощи спор завели. Кто из них вкусней? Кто из них важней? Давайте попробуем разобраться.
Перец:
Кто из нас, из овощей, И вкуснее, и нужней? Кто при всех болезнях Будет всем полезней?


Горох:
Я такой хорошенький, Зелёненький мальчишка, Если только захочу, Всех горошком угощу!
Свёкла:
Дай сказать, хоть слово мне, Выслушай сначала. Свёклу надо для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай – Лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты, уж, свёкла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные, Пироги капустные!
Редиска:
Я – румяная редиска, Поклонюсь вам низко – низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Огурец:
Очень будите довольны, Съев огурчик молосольный. А уж свежий огуречик, Всем понравиться, конечно!
Морковь:
Про меня рассказ не длинный: Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок И грызи морковку – Будешь ты тогда, дружок, Крепким, сильным, ловким.
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор, Помолчи немного. Самый вкусный и приятный Уж, конечно, сок томатный.
Лук:
Я – приправа в каждом блюде, И всегда полезен людям. Угадали? Я – ваш друг, Я простой зелёный лук!
Картошка:
Я, картошка, так скромна – Слова не сказала Но картошка так нужна, И большим, и малым!
Баклажан:
Баклажанная икра – Так полезна, так вкусна.
Учитель:
Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно.
(Раздаётся стук в дверь)
Овощи: Кто-то кажется, стучит
(Входит мальчик в костюме доктора Айболита).
Все овощи: Это, доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я! О чём спорите, друзья?
Репа: 
Кто из нас, из овощей, Всех важней, и всех вкусней? Кто при всех болезнях Будет всем полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить, Все без исключения, В этом нет сомнения! В каждом польза есть и вкус, И решить я не берусь: Кто из вас  вкуснее, Кто из вас нужнее!
Учитель: Выслушав, спор овощей, можем сказать, что каждый овощ важен и полезен по-своему. – В чём, ребята, польза овощей и фруктов?
Дети: В овощах и фруктах содержатся витамины необходимые для роста организма.
Учитель: Это интересно! Слово «витамин» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6-7 лет необходимо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов. – Давайте, послушаем, где же живут витамины.
(Выходят дети в костюмах «витаминок»).
Витаминки (все вместе):
Каша – это хорошо, а с витамином – лучше. Как поесть и что поесть, Вас сейчас поучим. Мы, сестрички-витаминки – А, В, С и Е, и Д, Очень многие продукты есть советуем тебе.
(Дети «Витаминки» читают стихотворения. На фоне чтецов идёт смена слайдов. Девочки рассказывают, в каких продуктах находится витамин А, В,С, Д, Е).  
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайды 9-11)
Витамины А, В, С (хором): 
Витамины А, В, С – так мы называемся. Быть здоровыми всем вам, мы помочь стараемся.
Витамин А: Витамин А – содержится в яйцах, жирной рыбе, в свежих зелёных овощах. Он улучшает зрение и делает кожу здоровой.
Витамин В: Витамин В – содержится  в рыбе, печени, белом хлебе. Этот витамин способствует сохранению энергии в нашем организме. Нормализует работу сердца, мышц, нервных клеток. 
Витамин С: Витамин С – содержится в фруктах, картофеле, в свежих зелёных овощах. Он необходим всем клеткам человеческого организма, помогает быстро восстановить силы после болезни.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайды 12-14)
Витамины Е, Д (хором): 
Витамины Е и Д, мы советуем тебе, Чтоб и рос ты, и жил, не о чём бы ни тужил.
Витамин Д: Витамин Д – можно встретить в молоке, рыбе, яйцах, масле. Это витамин роста, он также необходим для образования костной ткани.
Витамин Е: Витамин Е находится в белом хлебе, рисе, растительном масле, зелёных овощах. Этот витамин помогает переносить кислород из лёгких в ткани и органы, укрепляет клетки организма.
Витамины В, А (хором):
Ешьте печень и желток, и морковь, и рыбу, Чтоб вы вырасти могли, видеть всё могли бы.
Витамины В, С (хором):
Чёрная смородина, и шиповник, и лимон – Всё полно С витамина, Как полезен нам всем он!
Витамин В:
Витамины группы В мы советуем тебе, Они в гречневой крупе, чёрном хлебе обитают, Укрепляют аппетит, памяти нам добавляют.
Витамины В, Д (хором):
Ну, а я всегда в бобах, рыбьем жире, молоке, В масле, сыре, рыбе, чтоб вы съесть могли бы.
 Учитель: Ребята, так нужны нашему организму Витамины? Будем с ними дружить?
(Дети становятся с Витаминами в круг и поют песню «Дружба»).
Учитель: С самого рождения маленький гражданин питается молоком. Материнское, коровье, козье молоко – замечательный, вкусный и полезный напиток, настоящий эликсир роста. Этот напиток придумала сама природа. В нём есть все полезные и питательные вещества, необходимые детскому организму, чтобы быстрее расти и правильно развиваться. Это белки, жиры, молочный сахар, витамины, ферменты, минеральные вещества – и всё содержится в молоке. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 15) – Вам всем с детства известны строки песни: «Пейте дети молоко, будете здоровы». – А какие не менее полезные продукты можно получить из молока?
Дети: Из молока можно получить творог, кефир, варенец, сыр, ряженка, сметана, масло. Все эти продукты полезны для нашего питания.
Учитель: Мы говорим о здоровом питании. И вот доктор Айболит решил проверить, как вы будете выбирать для себя продукты, которые укрепляют ваше здоровье.
Игра «Что разрушает здоровье, а что укрепляет?»
(На прилавке лежат продукты – карточки. Дети подходят к прилавку и выбирают  полезные продукты, кладут их в корзину. Когда все продукты выбраны, доктор Айболит проверяет в корзине правильность полезных продуктов).
Айболит: Молодцы, правильно выбрали продукты. А, скажите, какое питание можно считать здоровым? ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 16-17)
Учитель: Мы познакомимся с «Золотыми правилами питания»: вы должны выбрать верное правило, поставить рядом «V» и объяснить его. (Работа на листке «Моё питание» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].)
Главное – не переедайте.
Ешьте в одно и то же время простую свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
Перед сном старайся есть чипсы, кириешки, запивая Пепси Колой.
Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
Очень полезно принимать пищу на ходу или у компьютера, телевизора.
Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
(Проверяется выбранный вариант с доказательством).
– Какие правила, мы будем считать ЗОЛОТЫМИ? ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайды 18-19)
– Дома вы на листке составите «Своё меню». Необходимо пользоваться «Золотыми правилами питания». ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 20)
Учитель: Знаете ли вы, что каждый человек съедает в год около 500 кг пищи. Это примерно половина веса легкового автомобиля. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Слайд 21) – Пусть пища, которую вы употребляете, приносит пользу вашему здоровью. Здоровье даётся человеку один раз и на всю жизнь. Берегите его с самого детства! – Наше внеклассное занятие  подошло к концу. Отметьте в своём листочке – результат «V», какое у вас осталось настроение от нашего занятия.















Внеклассное занятие + презентация по здоровьесберегающим технологиям " Пилюлькин и Компания" (1 класс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Яндекс[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Технологии". Бесплатно. Без регистрации! Все выпуски на IVI.RU
www.ivi.ru
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах и их значение для организма; пропагандировать здоровый образ жизни; формировать навыки работы в группе; продолжить развитие навыков творческой деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», карточки со значением слов «витамин», «вирус», «инфекция», «микроб»,Толковый словарь по русскому языку(Ожегов С., Шведова Н.), ноутбуки, ЖК –телевизор, листы бумаги, цветные карандаши, стаканы с водой, 5 луковиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Учитель : Сегодня, ребята , мы будем говорить о здоровом образе жизни. А вы хотите быть здоровыми? Как сохранить наше здоровье на долгие годы? Как это сделать? На все эти вопросы мы постараемся ответить на протяжении всего нашего занятия, а поможет мне – доктор Пилюлькин. Но, что –то он сегодня задерживается
Инсценировка стихотворения «Авитаминоз».
Ученик 1: Да-а, вот это видно мой класс! Стало плохо мне сейчас! Передо мной все закружилось, В голове все помутилось.
Ученик 2: Так нельзя его бросать! Надо доктора позвать!
Ученик 1: Не хочу я докторов! Я почти уже здоров!
Ученик 3: У тебя ужасный вид. Визит к врачу не повредит.
Ученик 4: Послушай! У меня болели уши, Так мне в день по три укола Месяц медсестра колола! И, как видишь, жив- здоров И живу без докторов!
Ученик 5: Без уколов можно жить- Начинай таблетки пить. Вот тебе таблеток куча- Я купил на всякий случай.
Ученик 6: У меня есть пожеланье- Занимайся обливаньем! Я вот эту процедуру Не меняю на микстуру. И в мороз, и в жаркий день Закаляйся мне не лень!
Ученик 7: Физкультура –вот рецепт! Больше двигайся давай! Бегай , прыгай, приседай! Мяч лови и мяч кидай! Приготовился ? На старт! (кидает мяч больному)
Ученик 1: Погоди! Нам с тобой не по пути. Лишь подумаю про спорт, Слезы катятся на пол. (падает)
Все : Врача! Врача!
Под музыку выходит Пилюлькин.
Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! Что случилось? Что болит? Что –то вы не рады. Всех вас мигом излечит Жгучий йод , и вата.
Ученик 1: Боли, доктор, в голове. Помогите, доктор, мне, У меня такая слабость- Не хочу я даже сладость!
Пилюлькин: Сейчас осмотр проведу, Чем смогу – тем помогу. Ручки слабые, ножки тоже Та-ак, на что ж это похоже? Ну –ка рот открой пошире: Раз и два, и три, четыре. Зубы все пока на месте. Посоветуемся вместе.
Ученик 2: Надо дать ему таблетки!
Ученик 3: В нос закапать из пипетки!
Ученик 4: Надо выпить порошок!
Ученик 5: Антибиотиков - мешок!
Ученик 6: Надо дать ему микстуры!
Ученик 7: Справку дать от физкультуры!
Пилюлькин : Нет, ребята, в этом вы совершенно не правы! Ваши знания видны, но таблетки вам вредны! Мне понятно, в чём вопрос! Это АВИТАМИНОЗ! Витаминов не хватает! Витамины в теле тают!
Все: Ерунда! Не верим!
Учитель: Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины.) Что вы знаете о витаминах? Чтобы ответить на этот вопрос вы должны выполнить задание.
Задание № 1. «Что такое- витамин?» I этап. Анализируя данное слова учащиеся составляют описание предмета (устно или письменно).
II этап. Учащиеся рисуют , как выглядит, в их представлении, витамин. После окончания работы каждая группа выбирает одного человека, который будет представлять получившуюся у их группы работу. Далее идет обсуждение, какая из групп справилась с заданием или была наиболее близка к правильному ответу.
Учитель: Вот сколько у вас мнений! Но я добавлю только одно, что много лет назад ученые установили, что в продуктах питания есть вещества, которые помогают организму бороться с болезнями. Без этих веществ не возможен рост организма. Эти вещества называются витаминами. Особенно их много в овощах, фруктах, ягодах. Найдите и прочитайте по Толковому словарю, что означает слово «витамин».



Рисунок 1