Конспект урока окружающего мира на тему Полна природа удивленья


Тема: «Полна природа удивленья»
Раздел: Природа в жизни человека
Тип урока: открытие новых знаний
Педагогические цели: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Планируемые результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические – классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют работать в паре, контролировать действия партнера.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» ( Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов), рабочая тетрадь «Окружающий мир», компьютер (презентация), конверты с заданиями.
Вид урока: традиционный.
ХОД УРОКА.
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи
4. Формирование новых знаний
а) Работа в парах.
б) Проверка парной работы.
Формулирование целей урока
5. Первичное закрепление
а) Работа по учебнику.
Работа с рисунком
7. Самостоятельная работа
Явления природы.
Рефлексия.
Итог урока.
- Долгожданный дан звонок - начинается урок!
- Ребята, я желаю вам хорошо поработать на уроке, будьте внимательны. Сегодня мы отправляемся в путь за знаниями, все готовы?
- Урок наш я хочу начать со стихотворения. Послушайте его, посмотрите на экран и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это все вокруг….(природа)
-А что такое природа?
-Как вы думаете, все ли вы знаете о природе?
-Хотели бы что то узнать ещё?
Слайд
- Давайте откроем в учебнике маршрутный лист,
с. 56-57. Сколько много остановок! Но мы не будем читать их названия, а прочитаем название раздела, который будем изучать.
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Природа и человек».
И первая остановка в этом разделе называется… «Полна природа удивленья». Это тема нашего сегодняшнего урока.
-Как вы думаете, что значит, полна природа удивленья?
-Ребята, вы согласны с отвечающими?
Слайд
Итак, сегодня мы будем говорить о природе. Вспомним все, что о ней знаем.
- Посмотрите вокруг. Что вы видите? Что нас окружает?
- Сегодня мы договоримся, что все окружающие предметы называть будем объектами. Слово для нас новое. Повторим его.
- Чтобы нам лучше разобраться в этом вопросе я приготовила вам конверты, а в конвертах лежат картинки. Разделите картинки, на которых изображены различные предметы на группы.
Вы должны будете ответить на мой вопрос: почему именно эти картинки относятся к той или иной группе.
Напоминаю, что при работе в парах говорим тихо, вежливо поправляем соседа, если он ошибся, показываем готовность пары.

-Как вы распределили? Почему?
- А теперь уберите в конверт изображения того, что создано человеком. Оставшиеся карточки надо разделить еще на 2 группы, подумайте!
Если затрудняетесь, то рассмотрите схему в учебнике на стр.58.
- О чем можно узнать по этой схеме?
- На какие 2 группы вы раздели остальные картинки? Почему?
-Значит, о какой природе мы будем с вами говорить.
- Правильно, речь на уроке пойдет о природе, живой и неживой.
- Давайте поставим цели урока, чему вы должны будете сегодня научиться?
1. Узнать, что относится к живой и неживой природе.
2. Узнать признаки живой и неживой природы
3. Закрепить полученные знания.
- Посмотрим на картинки, которые вы разделили по группам.
- Можем уже сказать, что относится к живой природе, а что к неживой?
- Приведите примеры объектов живой и неживой природы, пользуясь схемой на с.58.
Пользуясь схемой, постараемся обобщить наши знания.
Неживая (Земля, воздух, солнце, вода, горы)
Живая (растения, животные, человек)
- Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой? Давайте выявим признаки живой природы!
Слайд
Вернемся к нашему плану.
-Узнали, что относится к живой и неживой природе?
-Признаки живой и неживой природы узнали?
-Что осталось выполнить?
Правильно, закрепить полученные знания, а для этого поработаем с учебником и в рабочей тетради.
- Рассмотрите в учебнике рисунок на с.58. Расскажите, что изображено на рисунке.
- Как можно назвать общим словом?
- Назовите объекты живой природы.
- Назовите объекты неживой природы.
А теперь поработаем самостоятельно. Откроем рабочие тетради и выполним задание 1 на с.3. Ваша задача: обвести предметы живой природы зеленым карандашом, а неживой красным.
А чтобы проверить, как вы выполнили это задание, предлагаю взаимопроверку и обсудить, кто как выполнил это задание.
- А теперь отгадайте загадки.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)
Одеяло белое
Не руками сделано
Не ткалось и не крошилось-
С неба на землю свалилось. (Снег)
В белом бархате деревня-
И заборы и деревья.
А как ветер нападет
Этот бархат опадет. (Иней)
Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
На минутку в небо врос
Разноцветный чудо мост.
Чудо мастер мастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
-Как можно назвать все изменения в природе? Это ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. Давайте вернёмся к названию темы нашего урока.
–Полна природа удивленья. Замечательные слова! В природе постоянно происходят изменения, которые вызывают у нас удивление: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
Слайд
- Какие явления природы вы знаете?
Посмотрите в учебник на с.59.
-Какие явления природы вы увидели?
-Давайте полюбуемся и другими чудесами, которые происходят в природе. Слайд
- Какие вам приходилось наблюдать самим?
- Вспомните, какие цели урока были поставлены? Как вы считаете, достигли мы их?
- Что такое природа?
- На какие две группы делится природа?
- Назовите объекты живой и неживой природы.
- Какие явления природы вы знаете? Они к какой природе относятся?
- Какими знаниями, полученными на уроке вы готовы поделиться дома?
- Какое задание было самое интересное?
- Что вызвало трудности? Слайд
Выберите любое высказывание и продолжите его.
Сегодня я узнал…..
Было интересно…..
Было трудно………
Теперь я умею…….
Я не совсем разобрался…
Оцените своё участие в работе на уроке
- Кто был активен на уроке?
- Оцените свою работу. Подумайте, какой кружок вы поднимите
Зелёный – вы всё поняли на уроке.
Жёлтый – вы тоже поняли всё на уроке, но были ошибки
Красный – кому было трудно запомнить новый материал.
- Ребята, мне понравилось ваша работа на уроке. Вы хорошо поработали. Спасибо за работу, урок окончен.
Слайд
Подготовка класса к работе
Слушают, отвечают на вопросы.
Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.
Слушают, отвечают на вопросы.
Природа не перестает удивлять нас своими чудесами.
Картинки
.
Повторение правил работы в паре.
Объекты природы и объекты, сделанные человеком.
живая и неживая природа
(Обсуждение)
Дети рассказывают, что живая природа это то, что дышит, растет, питается.
Совместная работа всего класса.
Самостоятельная работа
взаимопроверка
Ответы детей в парах перед классом.
Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю).
Личностные: действие смыслообразования (интерес, мотивация).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: наблюдение.
Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю)
Познавательные: наблюдение.
Регулятивные: принятие учебной цели урока.Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю).
Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор,
строить фразы, отвечать напоставленный вопрос.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: сравнение, наблюдение..
Познавательные: умение структурировать знания.
Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю).
Коммуникативные: сотрудничество и кооперация с учителем и сверстниками.
Познавательные: сравнение, наблюдение. Структурирование знаний.
Познавательные: сравнение, наблюдение
Регулятивные: самооценка.
Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.Личностные: самоопределение
.