Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!


Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!
Цель: формирование у учащихся начальной школы положительного отношения к природе, как одной из ценностей нашей жизни.Задачи: 1. Познакомить учащихся с положительными и отрицательными сторонами человеческого влияния на природу;2. Познакомить с понятием «Красная книга»;3. Учить правильному поведению в природе;4. Развивать логическое мышление, активное и целенаправленное восприятие, грамотную речь, наблюдательность.5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.Урок построен на активном участие детей в образовательном процессе. Включает повторение основным правил поведения в природе, решение проблемных ситуаций, подробное знакомство с Красной книгой. Помимо всего вышеперечисленного включено обсуждение экологической ситуации в своем родном крае, просмотр слайд-шоу о заповедных местах Смоленской области.

Ход урока
1.Организационный моментЗвучит музыка («звуки природы»)2.Актуализация знаний-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в лес. В лес нас приглашает Лесовичок.Очень добрым, очень светлым,Золотистым, ясным днём Мы поедем в гости к лесу,В гости к солнышку пойдем!-Итак, мы отправляемся с вами в лес! Человек многим обязан природе, лесу.-Чем же именно нам дорог лес?Почему мы с лесом дружим,И зачем он людям нужен? -Совершенно верно. Лес - это кладовая с великими сокровищами жизни. Он дарит нам орехи, грибы, ягоды, украшает нашу Землю. -Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы!-Посмотрите на доску. Нужно определить, кому, что кому необходимо для жизни?Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес-Для того чтобы узнать, какие животные и птицы обитают на нашей лесной полянке, Лесовичок приготовил загадки, которые вам нужно отгадать. Слушайте внимательно!1. Не мышь, не птица,В лесу резвится,На деревьях живетИ орешки все грызет? (Белка)2. Кто в лесу огромней всех?Кто богатый носит мех?Кто в берлоге до весны, Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)3. Под дубочком, под листочкомСвился, скрючился клубочком. (Ёж)4. На шесте дворец,Во дворце певец,А зовут его…(Скворец)5. Днём спит,Ночью летаетИ прохожих пугает. (Сова)6. Хитрая плутовка,Рыжая головка,Хвост пушистый – краса,А зовут её… (Лиса)7. У меня ходули, -Не страшит болото:Лягушат найду ли – Вот моя забота. (Цапля)8. Кто зимой холодной,Ходит злой, голодный? (Волк)9. Кто в лесу деревья лечит,Не жалея головы?Тяжела его работа –Целый день долбить стволы. (Дятел)10.Отгадайте, что за шапка,Меха белого охапкаШапка бегает в бору,У стволов грызёт кору. (Заяц).Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.3.Работа над новым материалом- Но они почему-то опасаются пускать нас в своё лесное царство, и очень чем-то взволнованы. Они прислали нам письмо: «Природа в опасности!» И это тема нашего урока.- Как вы думаете, что же случилось?- Наверно, до нас в лесу были те, кто природу не бережет, плохо к ней относится. Но я уверена, что вы знаете, как вести себя в лесу, на речке, у озера.- Я, сейчас, буду показывать рисунки, а вы должны будете ответить, что они означают и почему этого нельзя делать.«Запретные знаки»Нельзя сбивать грибы ногами.

Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду.Не разоряй муравейники.

Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли.Не разоряй птичьи гнезда.

Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть.Не убивай лесных насекомых.

Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток.Не рвите ландыши.

Они занесены в красную книгу.Не вырывай кустарники с корнем.

Не оставляй после себя мусора.

Мусор, который оставляют люди не может сам переработаться, а это мешает жизни животных. Они могут пораниться о стеклянные бутылки, или отравиться. Не оставляй костры горящими в лесу.Может возникнуть пожар, что нанесет непоправимый вред лесу.Не забирай лесных животных домой.

-Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. В лесах обитают разные ценные животные, будем охранять наши леса!-Проверим, как вы уяснили эти правила.-Откройте тетради с.6 №1-Запишите правила, которые соответствуют знакам.-Теперь вы хорошо запомнили правила вежливости в природе. Послушайте стихотворение и скажите, будете ли вы вести себя так, как герой стихотворения.Дикарь в лесуХозяйка белочка в лесуОрехи собирала.Она в лесу том каждый сукИ каждый кустик знала.Однажды в лес противный типПришел с большой котомкойНебрежно сбил ногою грибИ выругался громко.Стал гнуть орешника кусты - сломал,Зажал под мышкой ветви,Нашел один орех - сорвал,Сорвал второй и третий…Отбросил куст и, как медведь,Пошел себе довольный.А бедной белки и смотретьНа это было больно.-Почему мальчик не понравился белочке? (ломал ветви, шумел, сбивал грибы). -А верны ли наши мысли мы узнаем, прочитав текст в учебнике на с.27. («О маленьких ранах…)-Какие же раны человек наносит природе?-Даже самые маленькие раны природе тяжело излечить, потому что уж очень много у нее вредителей.Игра «Выбери правило вежливости»-Сейчас я буду вам называть правила. Если так можно делать – «ДА», если нельзя – «Нет».1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (ДА)2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастит. (НЕТ)3.Наконец-то можно пошуметь, покричать в лесу. (НЕТ)4.Старайся не шуметь, а то животные очень испугаются. (ДА)5.Пучеглазую лягушку, жабу и ужа, гусениц, букашек можно всех прогнать. А лучше бы их совсем не было. (НЕТ)6.Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело. (ДА)-Продолжим путешествие. Однажды Лесовичок обходил свои лесные владения. Смотрит, из воды рыбка выскочила и говорит: « Не отпускай ты меня Лесовичок, в воду не хочу там больше жить»-Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там - ее дом?-Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?-А какая еще опасность угрожает природе?-На все эти вопросы нам помогут ответить страницы учебника с.27 («О ранах больших»)-Мы с вами говорили о маленьких ранах, а еще есть и большие раны. Прочитаем.-Так о каких же больших ранах говориться в учебнике?-Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит и здоровью самого человека, так как он пьет воду, дышит, использует в пищу растения и животных.-По вине людей уже исчезло немало животных и растений. Многие другие стали редкими и находятся на грани исчезновения. Лесовичок хочет послушать, что вы знаете о таких животных.-А где мы можем найти списки таких животных?-Верно, в Красной книге.-Ребята, а кто знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА природы?Почти все растения и многие животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Но ведь книга о природе, а обложка почему–то красная. Не зеленая как листья деревьев, не голубая, как речная вода, а красная.Почему ребята, как вы думаете?-Совершенно верно. Красный цвет – это цвет тревоги. Цвет ёё обложки тревожное напоминание людям, ведь в этой книге списки редких, находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и насекомых. (показ красной книги).-Изначально все сведения о редких и исчезающих видах растений и животных помешались в одном томе Красной книги. И страницы в ней были цветными. Но это было сделано не для украшения, а для того, чтобы нам было легче понять, какая угроза нависает над тем или иным видом живой природы. Теперь мы вспомним цвета страниц и их значение:1.Красные страницы -на них представлены те виды животных и растений, которым грозит полное исчезновение. Этот процесс невозможно остановить без вмешательства человека. Это исчезающие виды. Это– красный волк и зубр.2.Желтые страницы - на них животные, которые встречаются в достаточном для выживания количестве, но их численность сокращается. Это сокращающиеся виды. Это Амурский тигр, карликовый тушканчик, морж, лев.3.Белые странички – здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Это редкие виды. К ним относятся: белый медведь, снежный барс, утконос, фламинго.4.Серые странички – на этих страницах животные, которые мало изучены, а места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Это неопределенные виды. Слоновая черепаха, императорский пингвин.5.Зеленые странички – на них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Восстанавливающиеся виды. Например, бурые медведи.6.Черные странички- на них можно увидеть изображение животных и растений, которых мы уже нигде не встретим. Это исчезнувшие виды. Странствующие голуби, Морская корова.Об этих животных мы поговорим подробнее. Послушаем, что интересного о них вы нашли.(Рассказы учащихся)1. Морская короваПримерно 250лет назад один путешественник (Георг Стеллер) обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова- малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…Прошло несколько лет и морские коровы навсегда исчезли.2.Странствующие голубиВ Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.(Рассказы учащихся)-Грустно смотреть на черные странички Красной книги. Особенно понимая, что в этом виноват человек. Так же, число записей в Красной книге все время растет.Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов.-Люди поняли, что природа в опасности и ее нужно охранять. Как вы думаете, что для этого делают люди?-Прочитаем на с.29-30. («Охрана природы»)-Какие же еще меры принимаются для охраны природы?1.Красная книга2.Переоборудование фабрик и заводов3.Посадка новых лесов4.Запрет на охоту животных5.Заповедники и национальные парки- с.32 посмотрим названия заповедников и парков.Баргузинский(в Бурятии)Куршская коса(на побережье Балтийского моря)-А есть ли у нас в Смоленской области заповедники или национальные парки?-У нас в Смоленской области существует национальный парк «Смоленское поозерье».Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года. Создание парка преследовало цели сохранения уникальных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, сохранение видов растений и животных.-А теперь давайте мысленно перенесемся в национальный парк «Смоленское поозерье», и посмотрим, какие животные там обитают. -Каких же животных мы встретили в национальном парке?-А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?1.Соблюдать правило поведения в природе2.Делать кормушки3.Кормить птиц4.Сажать деревья и цветы-Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?-Верно, нужно беречь нашу природу и нашу землю.Берегите Землю!Берегите землю!Берегите жаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях ежевики,На тропинках солнечные блики,На камнях играющего краба,Над пустыней тень от баобаба,Ястреба парящего над полем,Ясный месяц над речным покоем,Ласточку, мелькающую в нивеБерегите землю! Берегите!(чтение учащимся)4.Итог урока:- Что нового вы узнали сегодня?- Какая же опасность грозит природе?- Какие меры принимаются для ее охраны?- Да, ребята, вы уже много знаете о природе, давайте же всегда жить с нею в дружбе, потому что: Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют сами защититься!Рефлексия:Солнышко: кто будет защитником природы, кто все понял на уроке и запомнил.Капелька: кому было, что - то непонятно.Знак вопроса: кто хочет еще, что - то узнать о животных и охране природы.- Вы молодцы! Теперь Лесовичок и обитателей леса уверены, в том, что мы настоящие друзья природы, и когда-нибудь обязательно позовут нас к себе в гости вновь! Лесовичок прощается с вами и благодарит за урок.5. Домашнее задание: Учебник: с.27-32(читать)Тетрадь: с.11 № 2,3,4 Дополнительные задания:Кроссворд в тетради с.12 №4