Урок изобразительного искусства 3 класс Тема урока: Рисование на тему «Елка зимой в лесу». «Беседа по картинам на тему «Русская зима».


Урок изобразительного искусства
3 класс
Тема урока: Рисование на тему «Елка зимой в лесу». «Беседа по картинам на тему «Русская зима».
Цель: ознакомление с произведениями изобразительного искусства (К. Юон «Русская зима»), рисование ёлки зимой в лесу.
Задачи:
Образовательные:Осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и литературы;
На основе графического образа и его словесного обозначения восстановить путём конкретизации представление о ранее наблюдавшемся предмете;
Развивать у детей умение формировать композицию рисунка выделяя главный образ в рисунке;
Учить, изображая зимнюю природу, передавать колорит зимы.
Коррекционно-развивающие:
Формировать эстетическое восприятие зимнего пейзажа в действительности и в искусстве;
Развивать эмоциональную отзывчивость на красочность, яркость окружающего мира;
Развивать воображение, наблюдательность, зрительную память, чувство композиции;
Продолжать развивать графические навыки и умения в передаче красоты формы и цвета зимнего дерева.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к природе;
Воспитание восхищения красотой зимней природы.
Оборудование:
Для учителя:
Изобразительный ряд: презентация «Зима пришла».
Литературный ряд: Ф. Тютчев «Чародейкою зимою …», стихотворение Р. Кудашевой «В лесу родилась ёлочка».
Музыкальный ряд: песня «Три белых коня» (первый куплет и припев).
Для учащихся:
Листы голубой бумаги;
Гуашь;
Кисти;
Стаканчик с водой;
Салфетка.
Ход урока
Организационный этап
Вводная беседа
Звучит песня «Три белых коня», куплет и припев.
-Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).
Постановка темы урока: «Да, за окном зима! И сегодня на уроке мы будем говорить о красоте зимней природы».
- Каждое время года красиво по-своему.
Какими красивыми словами можно сказать о зимней природе? (Ответы детей).
- Зима – необыкновенно красивое время года. Огромное снежное покрывало застилает всё вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Повсюду глубокие высятся сугробы. Тяжёлыми белыми шапками накрылись деревья. Особенно великолепно зимнее солнце. Оно зажигает янтарным светом снег.
Давайте вспомним, а какая бывает зима?
- Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая. Но бывает и красивая, белоснежная, весёлая, волшебная, чудесная.
- За красоту люди придумали ей ласковые названия. Какие?
Зимушка-зима
Гостья-зима
Зима-волшебница.
Очень многие художники восхищались красотой зимней природы.
- Ребята! А что такое пейзаж? (Ответы детей).
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Беседа по картине Константина Юона «Русская зима».
Рассматривание картины учащимися.
Определение содержания картины по вопросам учителя:
Что же изображено на картине? (Зимний день в подмосковном поселке, зимние забавы детей. Очень красивы берёзы в зимнем убранстве, ёлочки, припорошенные снегом. Люди, собака, всадник на лошади, дома оживляют пейзаж).
Как вы думаете, какое время суток изобразил художник? (Время к обеду, потому что утром играть на улице холодно, а к обеду теплеет, и самое время - поиграть и покататься на санках).
Что вы видите на переднем плане картины?
Что изображено вдали?
Какие цвета использует художник? (Голубой, синий, серый, лиловый, белый - холодные цвета - цвета зимы).
Почему художник назвал свою картину «Русская зима»?
Что же хотел сказать художник своей картиной? Какие чувства хотел передать? (Он любит русскую зиму, снежную и пушистую, такую же, как и у нас. Он вместе с героями своей картины радуется снегу, солнцу, восхищается сказочной красотой леса. Ему приятно видеть веселых, счастливых детей).
Учащиеся дают оценку картине («нравится», «не нравится», «почему нравится»).
Ученик читает стихотворение:
***
Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит -И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,-Не мертвец и не живой -Сном волшебным очарован,Весь окутан, весь окованЛегкой цепью пуховой...
Ф. Тютчев
Физкультминутка (Пальчиковая игра).Раз, два, три, четыре, пять,(загибают пальчики по одному)Мы во двор пришли гулять.(«идут» по столу указательным и средним пальцами)Бабу снежную лепили,(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,(«крошат хлебушек» всеми пальцами)С горки мы потом катались,(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)А ещё в снегу валялись.(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)Все в снегу домой пришли.(отряхивают ладошки)Съели суп, и спать легли.(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
Практическое задание: передать по памяти, по представлению образ ёлочки в снежном уборе.
3.1 Определение сюжета рисунка.
Один из детей читает стихотворение Р. Кудашевой «В лесу родилась ёлочка»:
«В лесу родилась ёлочка»
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Р. Кудашева
Педагог задаёт вопросы:
Что в стихотворении главное? (Ёлочка).
Где вы нарисуете маленькую ёлочку? Покажите это на листе бумаги.
3.2 Определение последовательности выполнения рисунка.
На листе голубой бумаги выполняю рисунок, объясняю, как рисовать ствол ёлки и её ветки. Внимание учеников обращается на то, что верхние ветки короткие и приподнятые, а нижние, начиная с середины ствола, длинные, тяжёлые и поэтому обычно опущены. Зимой в лесу много снега и на земле, и на ветках. Надо нарисовать заснеженную ёлку. В небе кружатся снежинки. Отмечаю, что ёлочке не холодно, в лесу, на ней снежная шубка. Она маленькая, а вокруг большие деревья растут, защищают её от ветра. Акцентируется внимание детей на том, что лес можно нарисовать в виде отдельных деревьев.
3.3 Указания к началу работы
Напоминаю о правилах расположения листа бумаги. Даю конкретные указания по композиции: где расположить ёлочку, какой величины. Даю рекомендации по технике работы гуашью.
3.4 Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.
Поощряю, активизирую и стимулирую деятельность учащихся. Если необходимо показываю приёмы изображения деталей рисунка (на отдельном листе).
Подведение итогов урока.
Все рисунки просматриваются и обсуждаются. При анализе рисунков отмечаю красивые композиции, выразительные образы зимних деревьев, хорошо переданное пространство в рисунках и т. д.
Затем проводится обобщающая беседа о творчестве художников-пейзажистов.
- Художники показывают красоту зимней природы, выражают свои чувства, дают и зрителю возможность почувствовать прелесть русской зимы.
Вопросы классу:
С какими замечательными произведениями вы сегодня познакомились?
Кто автор работы «Русская зима»? (К. Юон).
Кто автор работы «Зима»? (И. Шишкин).
Уборка рабочих мест.