Урок для 4 класса по этической грамматике «Доброе слово,что ясный день».


Доброе слово, что ясный день Урок по этической грамматике в 4-ом классеАвторы-составителиНечай Е.Е., Брыкина М.Р. цветик –семицветик, надписи с добрыми словами, карточки с загадками, кирпичики Lego. Сегодня, ребята, мы с вами будем вспоминать сказки. Вы любите сказки? Какие у вас любимые сказки?А почему вы любите именно эти сказки?Вот видите, вы любите сказки, потому что сказочных героев ждут интересные приключения, в сказках много неожиданного, а ещё потому, что в сказках всё всегда кончается хорошо; добрые, весёлые, смелые побеждают злых, коварных, трусливых и жадных. Какие сказочные герои вам особенно нравятся?Почему?А как вы думаете, почему героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа, вещи? Ребята, давайте сейчас вспомним, хорошо известную вам сказку «Гуси-лебеди».Что там происходит? Вспомнили. Хорошо. Тогда давайте сосредоточим своё внимание на двух отрывках: когда девочка разыскивает брата и когда бежит с Иванушкой домой. Почему Печка, Яблонька и Речка не ответили Маше на её вопрос?Верно, она была неприветлива, не по-доброму обратилась к ним, обидела. А почему потом они помогли ей? Конечно, она уважила их просьбу, была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они тоже ответили на её просьбу. Есть очень хорошая пословица: «Доброе слово, что ясный день». Как вы понимаете эту пословицу?Верно, доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека. Помните, как падчерица согрела тёплым словом деда Мороза в сказке «Морозко»? Кто помнит эту сказку? Вспомнили. Хорошо. Давайте остановимся на двух эпизодах: беседа падчерицы и родной дочки с Морозом.Ребята, вот и получается, что народ, слагая сказки, складывая пословицы, прославлял слово ласковое, дело доброе. Может быть, поэтому мы такие слова называем волшебными? А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова? А для этого поиграем в игру: волшебный цветик-семицветик. Я предлагаю вам вспомнить «добрые слова», выбрать среди них 7 наиболее важных для вас и прикрепить на лепестки волшебного цветика-семицветика. Затем с одним из слов вспомнить и записать пословицу.( После выполнения задание проверяется). Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием. А сейчас, ребята, я приглашаю подойти ко мне по одному представителю от каждой команды ( дети берут по одному листочку, на листе написана загадка).Отгадайте загадку, отгадку соберите из Лего- кирпичиков на плате, получится слово- отгадка. Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Держит брата крепко-крепко Под землёй, расправив ветки, Он могуч, силён и чёрен, Ну, конечно, это - ……. По утру «Уа-уа!» Вот и все его слова. Днём поднялся он на ножки, Побежал уж по дорожке, А под вечер утомлён, Третью ногу просит он Так идёт от века в век, Кто же это? - …….. Скучно, грустно, одиноко, За окном трещит сорока. Ну, подумайте, вы сами С кем пойти играть? – с ……. А теперь я приглашаю по одному представителю от каждой команды. Встаньте со словами – отгадками перед командами, покажите свои слова. Ребята, давайте составим из данных слов пословицу, дополняя её словами. Дерево живёт корнями, а человек –друзьями. Ребята, а как вы объясните смысл этой пословицы? (Ребята по очереди объясняют смысл пословицы).Ребята, а какие пословицы с добрыми словами вы ещё знаете?Молодцы, ребята, я вижу, вы много знаете добрых слов и пословиц с ними.А вы заметили, ребята, как произносятся эти добрые «волшебные слова»?Верно, вежливо, с улыбкой.Почему улыбка так украшает произнесённое слово, фразу?Конечно, ведь даже в песенке поётся: «От улыбки станет всем светлей».Давайте споём все вместе эту песенку. ( Дети поют песню В.Шаинского «Улыбка»).И в заключении нашего занятия, ребята, давайте договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет такое настроение, как в ясный день.