Урок литературного чтения М.Пляцковский Как утёнок свою тень потерял


Тема урока. М. Пляцковский «Как утёнок свою тень потерял».
Цель и задачи урока.
Познакомить с творчеством М. Пляцковского, его произведением.
Образовательные:
прививать интерес к чтению;
доказать, что друг познаётся в беде.
Развивающие: развивать умение анализировать текст, делать выводы;
обогащать словарный запас;
строить собственные суждения;
развивать речь, память, внимание, воображение.
Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, умение слушать товарища;
воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг к другу.
Оборудование. Портрет М. С. Пляцковского,
выставка книг,
презентация,
запись песни М. Пляцковского « Если с другом вышел в путь».
I.Организация на урок.
Учитель. Проверь, дружок, готов ли ты начать урок,
Всё ли на месте, всё ли в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
Ученики. Есть у нас закон такой –
Всё, что нужно под рукой.
-Желаю вам сегодня удачи и верю, что у нас всё получится.
- На уроках литературного чтения очень важно правильно дышать и произносить звуки.
1.Речевая разминка.
а) Дыхательное упражнение.
«Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки
(глубокий вдох и продолжаем)
раз Егорка, два Егорка, и т. д.
б) Чистоговорка.
- Прочитаем чистоговорку с разной интонацией и логическим ударением.
Не хочет косой косить косой.
I I. Проверка домашнего задания.
Учитель.
- На прошлом уроке литературного чтения мы прочитали авторскую сказку С. Козлова «Чёрный Омут».
-Вспомним эту мудрую сказку.
а) Беседа по вопросам.
1. Кто герои сказки?
(Заяц, Лиса,Волк,Филин, Чёрный Омут)
2. Почему Заяц пришёл к Чёрному Омуту?
(Ему надоело всех боятся и он решил броситься в Чёрный Омут и утонуть.)
3. Можно ли его состояние назвать отчаянием?
(Да. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.)
4.Как подействовали слова Чёрного Омута на Зайца?
(Заяц - не испугался. Заяц смело идёт навстречу Лисе, Волку, беседует с Филином. Он понимает, что «не каждому Зайцу дано у Чёрного Омута побывать.»)
5.Почему сказка называется «Чёрный Омут»?
(Автор мысль заложил в словах: природа чувствует свою силу и власть над человеком и животным.)
6.Чему нас учит сказка?
(Житейской мудрости: отчаявшись, можно переступить черту, которая оставляет за собой страх, зная причину страха легче его преодолеть. Не стоит бояться, ничто не происходит бесследно, жизнь не кончается.)
б) Обобщение по домашнему заданию.
-Да, ребята, ничего не проходит бесследно, всё уходит, но ничего не кончается. На смену одному приходит что-то другое.
III.Постановка целей урока.
Учитель.
–Жизнь продолжается. В ней происходят разные события, появляются друзья.
(Звучит песня М. Пляцковского «Если с другом вышел в путь».)
- Почему сейчас прозвучал отрывок из песни М. Пляцковского «Если с другом вышел в путь»?
(Мы сегодня будем читать произведение этого автора.)
1.Рассказ ученика о М. Пляцковском.
-Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года. Окончил Московский Литературный институт имени Горького (в1961г.). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни, стихи и мелодии. В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Много песен поэт написал для детей «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Детства последний звонок», «Конопатая девчонка», « Девчонка из квартиры 45…». Автор музыкальных комедий, нескольких поэтических сборников и более десятка книг для детей.
(Выставка книг)
2.-Сегодня мы прочитаем сказку М. Пляцковского «Утёнок, который свою тень потерял».
-Вспомним, что такое сказка?
(Вымышленный рассказ)
-Какая это сказка русская народная или авторская?
(Авторская, её написал Михаил Пляцковский).
-Судя по названию и отрывку из песни, о ком и о чём пойдёт речь в сказке?
(Об утёнке, тени, о друзьях).
-Скажите, какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке?
(Прочитать сказку и узнать что-то новое).
IV. Изучение нового материала.
Уч. -Прежде. Чем познакомиться с новой сказкой, разберём трудные для вашего понимания слова.
1.Словарная работа.
-Что такое тень?
«Тёмное пространство, огороженное, заставленное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света». Толковый словарь русского языка Ушакова.
- Почему она возникает?
(Свет падает на предмет, от него получается тень.)
2.Подготовительная работа с.115.
-Чтобы избежать ошибок, потренируемся в чтении трудных слов.
V.Чтение сказки.
1. Комбинированное чтение сказки- (учитель, дети)
-Понравилась сказка? Чем?
(Да. Все подружились.)
Кто герои сказки? (Утёнок, Тень, Козлёнок, Солнышко, Цыплёнок)
-Подтвердились ли ваши предположения: о ком? и о чём? сказка?
(Да. Мы предположили верно.)
-Что осуждается в сказке и что поощряется?
(Осуждается гордость. Поощряется дружелюбие.)
VI. Физкультминутка для глаз.
VI. Продолжение работы над сказкой.
а) Чтение сказки учащимися по «цепочке», а затем самостоятельно.
-Прочитаем сказку и приготовимся проанализировать её.
б) Анализ произведения.
1.Каким было настроение Утёнка утром? Зачитайте.( Ему было грустно.) (1-ый абзац)
2.О чём размышлял Утёнок?
(« Плохо быть одному, вот если бы у меня был друг…»)
3.Что помогло его развеселить? Зачитайте.
( Он увидел свою тень и обрадовался). (3-ий абзац)
4.Кого обидел Утёнок. Прогуливаясь Утром?
(Козлёнка, Цыплёнка. Солнышко)
5.Почему спряталось Солнышко? Зачитайте. (7-ой абзац)
6.Куда делась тень?
(Спряталась вместе с Солнышком.)
7.Что случилось с Утёнком и почему он звал на помощь? Зачитайте. (9-ый абзац)
8. Кто пришёл его выручать? ( Те, кого он обидел.)
9.С кем стал дружить Утёнок?
( С Козлёнком и Утёнком)
10.Теперь попробуйте доказать, что это сказка авторская.
(Смена настроения героев, переживания, рассуждения, сказочные ситуация переплетается с реальной жизнью.)
11.В чём главная мысль сказки? (Обижать никого нельзя, нужно иметь друзей, уметь мириться и прощать.)
12.Вспомните, каким был Утёнок в начале сказки и каким он стал в конце?
(Словарь характеристик: маленький, несмышлёный, глупый, гордый, грубый, скучный,….
Умный, добрый, рассудительный, радостный, симпатичный, искренний, сердечный,…)
13.Зачитайте предложение, которое раскрывает основную мысль сказки.
( «И все трое пошли по дороге рядышком, как положено настоящим друзьям».)
14.Кто такой друг? (Высказывания детей)
VIII.Физкультминутка. (Музыкальная)
IX.Работа с иллюстрациями и составление плана.
Посмотрите на картинки с. 117-118.
В правильной ли последовательности они расположены?
Определите, какая из них лишняя?
– А вот какой не хватает, мы узнаем позже.
Эту работу мы будем выполнять для того, чтобы подготовиться к пересказу.
А) Составление плана
1 – я картинка
- Каким изображён Утёнок? Почему? (Скучал, зевал, ковылял. Он один.)
(Заголовок. Плохо быть одному.)
2 – я картинка
- Что заметил Утёнок? (Тень)
(Заголовок. Тень ожила.)
3 – я картинка
- С кем встретился Утёнок? ( С Козлёнком)
- Что предложил Козлёнок? (Гулять)
- Чем закончилась встреча? (Козлёнок обиделся)
(Заголовок. Обида Козлёнка.)
4 – я картинка
- Что предложил Цыплёнок Утёнку? ( Быть его другом)
(Заголовок. Утёнок отказался дружить.)
5 –я картинка
- Как почувствовало себя Солнышко? (Ему стало стыдно и неловко)
- Куда же делась тень? (Спряталась)
- А Утёнок? (Растерялся и побежал)
(Заголовок. Тень потерялась.)
6 – я картинка
- Что делал Цыплёнок, когда свалился в овраг? (Карабкался, подпрыгивал, звал на помощь).
(Заголовок. В глубоком овраге.)
7 –я картинка
-Кто пришёл на помощь Утёнку? (Козлёнок и Цыплёнок.)
- Чему нас учит их поступок? (Прощать обиды, помогать друг другу)
(Заголовок. Помощь.)
Б) Словесное рисование
8 –я картинка
Какой картинки не хватает?
(Утёнок, Цыплёнок, Козлёнок весело идут по дорожке. Ярко светит Солнышко. Оно улыбается. Всё вокруг радуется и веселится. Они ведь теперь друзья.)
- Закройте глаза и представьте себе эту картинку.
- Открыли глаза. Вот так нарисовал её художник.
(Заголовок. Настоящие друзья.)
X.Обобщение прочитанного.
Беседа
- Что Утёнок потерял? (Тень)
- Кого он нашёл? ( Друзей)
-Что узнал главный герой этой сказки? ( Друзья всегда придут на помощь, выручат, не бросят в беде.)
- Чему же учит нас эта сказка? ( Мудрости: сказка помогает жить, учит добру, видеть хорошее, исправлять плохие поступки, бороться со злом. Главное , учит тому, какими должны быть мы.)
XI.Работа с пословицами
А) Работа в парах
- Соберите пословицу и выберите ту, которая подходит к нашей сказке.
1.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2.Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
3.Друзья познаются в беде.
- Какая пословица подходит к сказке? Почему? (3)
- О каких человеческих качествах заставляет задуматься нас эта сказка?
(Доброта, отзывчивость, умение дружить.)
Б) Обобщение учителя
- Настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенёс с тобой какие-то невзгоды, не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации.
Настоящей, хорошей и верной дружбе не страшны любые испытания.
Я, думаю, вы постараетесь в своей жизни быть хорошими людьми и верными друзьями. Сказка Михаила Спартаковича Пляцковского учит нас этому.
XII.Домашнее задание
1.Пересказать сказку по плану.
2.Подобрать пословицы о дружбе.
3.Читать по ролям.
4.Нарисовать свою иллюстрацию.
XШ.Оценки и Рефлексия
-Солнышко улыбнулось вам. Спрячьте его в свои ладошки и сохраните теплоту нашего урока. Пусть дружба и взаимопомощь будут вашими верными спутниками в жизни.
Оцените свою работу и выберите для себя лучик.
1.Сегодня я узнал …
2.Мне было интересно …
3.Я понял. Что …
4.Мне захотелось …